Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 12:24, курсовая работа
Актуальность рассмотрения вопросов, возникших при проведении аудита кадровой работы в организациях, связана с решением проблемы повышения уровня управления персоналом, который в большей степени влияет на конкурентоспособность организации. Важно не только проводить и контролировать работу с кадрами, но и осуществлять поиск новых и эффективных путей ее улучшения
Введение………………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические основы аудита кадровой работы в организации …………... 7
1.1 Понятие, сущность, цель и задача аудита кадровой работы……………………………………………………………………………
7
1.2 Особенности организации аудита кадровой работы……….……………… 10
1.3 Подходы и инструментарий аудита кадровой работы………………….… 12
2 Анализ и аудит кадровой работы в ЗАО «Управляющая компания «Гулливер» за 2011-2013 гг.…………………………………………………
16
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации………………………………………………………………………
16
2.2 Анализ состава, структуры и движения кадров организации……………. 19
2.3 Аудит кадровой работы в организации………………………................. 23
3 Рекомендации по совершенствованию аудита кадровой работы в ЗАО «Управляющая компания «Гулливер»………………………………………….
29
3.1 Мероприятия по совершенствованию аудита кадровой работы в организации …………………………………………………………………….
29
3.2 Социально-экономическое обоснование предложенных мероприятий…. 39
3.3 Аудиторское заключение………………………………………………….… 42
Заключение……………………………………………………………………….. 45
Список использованных источников………………………………………….... 47
3 качественные и количественные характеристики персонала.
Специалисту по персоналу, проводящему кадровый аудит, необходимо понять, какие направления деятельности и с какой степенью эффективности осуществляются в организации (Таблица 1) [10].
Следующий шаг направлен на формирование, прогнозирование кадрового потенциала, оценки соответствия кадровых процессов стратегиям и целям организации. Для этого аудитору необходимо разработать систему индикаторов и построить механизм исследования кадровых процессов.
Таблица 1 - Направления деятельности по работе с персоналом
Направления деятельности |
Параметры диагностики |
1.Планирование трудовых ресурсов |
Оценка наличных ресурсов, целей, условий и перспектив развития организации, будущих потребностей в кадрах |
2. Набор персонала |
Описание способов распространения информация о потребности в персонале, используемых способов набора. Оценка результативности набора. Оценка перспективного списка кандидатов на работу, обеспеченности вакансий кандидатами. |
3. Отбор персонала |
Оценка результативности разработанной программы оценочных процедур. Анализ изменений кадрового потенциала организации |
4. Разработка системы стимулирования |
Анализ структуры оплаты труда, доли базовой и премиальной ставок, наличие схем, персонифицирующих выплаты в соответствии с эффективностью. Оценка соответствия разработанных принципов, структуры зарплаты и льгот условиям на рынке труда, производительности и прибыльности организации. Проведение сравнительных исследований, определение эффективной системы вознаграждения |
5. Адаптация персонала |
Описание используемых процедур адаптации, оценка их эффективности (количество работников, увольняемых в течение полугода, одного года, конфликты в подразделениях новичков). Описание проблем, возникающих в период адаптации |
6. Обучение персонала |
Анализ целей и используемых форм обучения. Оценка количества прошедших обучение. Анализ процесса сбора и распространения в организации информации о программах обучения. Анализ системы оценки эффективности обучения. |
7. Оценка трудовой деятельности |
Оценка аттестации, периодичности её проведения, представляемых результатов и решений. |
8 Повышение, понижение, перевод, увольнение |
Оценка эффективности используемой системы кадрового мониторинга, адаптация компьютерных методов кадрового мониторинга. Оценка результативности методов планирования карьеры |
9 Мониторинг социально- |
Диагностика кадровых процессов и социально-психологического климата, оценка уровня социальной напряженности в организации. Диагностика организационной культуры, типа управленческой команды, оценка уровня их соответствия другим элементам организации. Определение потребности в подготовке и реализации программ развития внутриорганизационной коммуникации |
На формирование кадрового потенциала влияют следующие процессы:
1) процессы профессионального развития;
2) процессы внутрифирменной коммуникации;
3) процессы управления [10].
Для оценки преобладающих направлений в сфере кадровых процессов, необходимо произвести анализ следующих индикаторов процессов профессионализации:
1 преобладание специализации или универсализации;
2 баланс между технологичностью и креативностью;
3 способы взаимодействия различных исполнителей в ходе трудового процесса, который может происходить на основаниях либо кооперации, либо конкуренции.
Для характеристики коммуникаций в организации производится анализ следующих элементов:
1 схемы передачи информации, существующие технологии и схемы обратной связи, преобладание трансляционных схем или схем партнерского взаимодействия;
2 существующие нормы в области внутрифирменной коммуникации, оценить степень его формализованности или спонтанности;
3 доминирующие темы, по поводу которых разворачивается общение, степень фиксации на предмете деятельности, возможность выхода за рамки непосредственной (предметной) деятельности и ориентация на удовлетворение интересов партнеров.
При анализе процессов управления организацией дается возможность оценить тенденции развития системы управления и позиции персонала по отношению к принятым управленческим решениям:
1 какова стратегическая ориентация системы управления на поддержание функционирования или развитие бизнеса;
2 какие специфические управленческие формы и методы управления используются в организации, преобладают авторитарные или демократические методы управления;
3 как размещена структура управления, преобладают тенденции централизации или децентрализации управленческих функций, каково местоположение в организации лиц, принимающих решения, какова степень включенности персонала в подготовку и экспертизу решений.
1.3 Основные компоненты аудита кадровой работы
Менеджер по персоналу, проводя аудита кадровой работы, решает важные вопросы :
- обладает ли организация достаточным человеческим ресурсом функционирования и изменения;
- способен ли персонал работать достаточно эффективно и в соответствии с выбранной стратегией.
Для решения данного вопроса необходимо оценить фактический состав персонала, а также особенности персонала, а также наличие профессионально важных качеств и характеристик.
Оценка кадрового состава включает:
1 оценка укомплектованности трудовых ресурсов;
2 оценка уровня подготовленности персонала;
3 анализ структуры кадрового состава;
4 анализ структуры кадрового состава по социально-демографическим характеристикам;
5 оценка текучести кадров.
Оценка кадрового потенциала предполагает[11]:
1 диагностику основной ориентации управленческого персонала на задачу или отношения. Ориентация руководителя на задачу связана с предположением о том, что группа сможет эффективно функционировать, если будет четко и однозначно определена цель. Ориентация на отношения связана с предположением о том, что любая задача может быть решена группой, если в ней создан оптимальный социально-психологический климат, существуют доверительные отношения, доминирует партнерство;
2 распределение управленческих ролей. Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, какие управленческие роли отсутствуют, какие роли представлены в высшем, среднем и низовом звеньях управления. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне - администраторы и организаторы, а в низовом звене — руководители. Распределение управленческих ролей важно проанализировать и по основному, и вспомогательному процессам, функциональным направлениям организации;
3 умение проектировать. Современная организация не может эффективно функционировать в изменяющейся среде, если не будет обеспечена достаточным количеством проектировщиков, людей умеющих создавать технологии реализации деятельностей и решения проблем в конкретных ситуациях. Основная характеристика людей, способных к проектировочной деятельности, - умение строить процесс достижения деятельности, ориентируясь на результат и условия;
4 сверхнормативную активность. Ориентация сотрудников организации на превышение задач, которые были перед ними поставлены, способность делать всегда немного больше, чем было приказано;
5 инновационный потенциал. Способность сотрудников организации принимать нестандартные, нетрадиционные решения;
6 способность к обучению. Ориентация на овладение новыми знаниями и умение быстро овладевать ими в процессе самой деятельности;
7 ролевой репертуар в групповой работе.
Понимание состояния кадровых процессов, формирующегося кадрового потенциала дает возможность получить данные для сопоставления показателей о качестве персонала с требованиями тенденций развития, организационного обеспечения и стратегических установок организации. Не менее важным является оценка организационного обеспечения процессов развития фирмы. Для этого проводится аудит организационной структуры.
Для получения первичных, системообразующих показателей проводится анализ организационной структуры и корпоративной культуры[12]:
1 миссия, цели, стратегия организации;
2 корпоративная культура, доминирующая управленческая форма;
3 стадия и цикл жизни организации;
4 оценка системы управления - анализ типологии решений.
Традиционно в организации принимаются следующие решения:
1 объективные и свободные от индивидуальной детерминации - решения, связанные с рациональной оценкой фактического состояния дел или детерминированные субъективным, индивидуальным восприятием, особенностями и мотивами руководителей;
2 инициативные или реактивные
- детерминируемые активностью
3 ситуационные или стратегические - ориентированные на прогноз и управление развитием среды и организации или максимально ориентированные на сегодняшний день бизнеса;
4 направленные на поддержание функционирования (оптимизацию существующих процессов деятельности) или на развитие (поиск новых направлений, включение новых механизмов деятельности, технологий и революционное движение организации);
5 оценка осуществляемости управленческих решений - сколько решений не осуществляется, сколько пересматривается, сколько требует дополнительной проработки после принятия;
6 оценка диапазона контроля, оценка количества подчиненных, приходящихся на одного руководителя, количества затрачиваемого на каждого из них времени;
7 оценка стиля управления, какие способы поведения руководителя доминируют, на какой уровень управленческой иерархии ориентируются конкретные руководители, как оценивается поведение руководителей их подчиненными;
8 диагностика организационной структуры с точки зрения ее адекватности современной ситуации в организации - организационные патологии.
Типы патологий [12]:
1 господство структуры над функцией - если выявляется подструктура, которая не выполняет существенных для деятельности организаций функций или не имеет ни внутри, ни вне организационного потребителя своих услуг;
2 бюрократизация - если выявляется такая структура или функция, деятельность которой не регламентирована требованиями технологии и корпоративной культуры, а осуществляется в соответствии с индивидуальными предпочтениями и целями работающих в ней сотрудников;
3 стагнация - потеря организационной структурой гибкости, может быть диагносцирована, если организационная структура не изменялась длительное время, несмотря на изменение деятельности, персонала, внешней среды;
4 дублирование организационного порядка - выявление участка технологии или функции, которая повторяется и осуществляется несколькими подразделениями одновременно. Вторым аспектом дублирования организационного порядка может быть ситуация, когда функция, нормированная, заданная технологией и не требующая сознательного регулирования, вменяется в обязанность, например, одному из руководителей.
После проведения анализа организационной структуры необходимо оценить ее соответствие стратегии и целям развития организации, в частности:
1 тип организационной патологии (если она есть);
2 коэффициент управляемости и уровень управляемости;
3 характер механизмов принятия решений;
4 перечень внутри - и вне организационных проблем;
5 тип организационной культуры;
6 ожидаемые результаты деятельности подразделений и сотрудников;
7 причины трудовых конфликтов.
По результатам аудита кадровой работы появляется возможность дать качественную оценку состоянию кадровых процессов, предположить тенденции развития персонала и сопоставить имеющийся кадровый ресурс с актуальными или прогнозируемыми требованиями организации.
Аудит кадровой работы является важным элементом программирования развития организации, так как дает возможность провести анализ сегодняшней ситуации, предположить естественное развитие событий в области кадрового обеспечения и наметить шаги по приведению существующего кадрового потенциала в соответствие с требованиями развития организации.
2 Анализ и аудит кадровой работы в ЗАО «Управляющая компания «Гулливер» за 2011-2013 гг.
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации
Строительно-инвестиционный холдинг «Ликос» один из самых ярких примеров становления бизнеса в городе Оренбурге. Свою деятельность холдинг начал с торговли в 1993году. Спустя несколько лет фирма «Ликос» стала крупнейшим поставщиком бытовой техники в Оренбурге. По истечению времени, компания «Ликос» объединила несколько крупных производственных предприятий различного профиля. Начиная с 2001 года, основной деятельностью холдинга «Ликос» стало строительство. В состав холдинга входят 7 предприятий: