Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических аспектов аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое исследование основ аудита;
Анализ финансового состояния ОАО Молочник
3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии ОАО Молочник
Введение…………………………………………………………………...…стр. 3
Глава 1. Теоретические основы аудита…………………………………..стр. 5
Понятие и сущность аудита……………………………………..стр. 5
Цели и задачи аудита…………………………………….……….стр. 8
Принципы проведения аудита…………………………………. стр. 11
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО Молочник………………стр.16
2.1 Экономическая характеристика ОАО Молочник…………........стр. 16
2.2 Анализ платежеспособности ОАО Молочник………………….стр. 25
2.3Организация бухгалтерского учета на предприятии ОАО Молочник……………………………………………………………………стр.29
Глава 3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики на предприятии ОАО Молочник……………………………………..……….стр. 33
3.1 Нормативные документы………………………………………...стр. 33
3.2 Цели проверки и источники информации……………...……….стр. 34
3.3 План и программа аудиторской проверки……………...……….стр. 37
3.4 Обобщение результатов проверки…………………………….стр.41
Выводы и предложения…………………………………………………….стр.51
Список использованной литературы………………………………………с
Первая группа включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие, как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
Ко второй группе относятся быстро реализуемые активы: товары отгруженные, дебиторская задолженность, налоги по приобретенным ценностям. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
Третья группа - это медленно реализуемые активы (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция). Значительно больший срок понадобится для превращения их в денежную наличность.
Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для банков, коэффициент текущей ликвидности — для инвесторов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности — отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7—1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется большее соотношение. Если в составе оборотных активов значительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги), то это соотношение может быть меньшим.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств, он показывает степень покрытия оборотными активами краткосрочных обязательств.
Рассчитаем рассмотренные показатели для предприятия ОАО Молочник:
1. Коэффициент абс. ликв. = Наиболее ликвидные активы / краткосрочные
обязательства = Стр.260+250 /(стр.690-640-650) (Ф № 1)
Кабс. ликв.1 = (627+4):48378= 0,013
Кабс. ликв.0 = (393+4):54450= 0,007
2. Коэффициент быстрой ликв. = Оборотный капитал –запасы/краткосрочные обязательства= (Стр.290-210-230) /(стр.690-640-650) Ф №1
Кбыстр. ликв1= (47033-22622):48378=0,5
Кбыстр. ликв0= (54993-30956):54450=0,44
3. Коэффициент текущей ликвидности = Оборотный капитал /краткосрочные обязательства = (Стр.290-230) /(стр.690-640-650) Ф № 1
Ктек. ликв.1= 47033:48378=0.97
Ктек. ликв.0= 54993:54450=1,01
Таблица 7
Показатели ликвидности ОАО Молочник
Показатель |
На начало отчетного периода |
На конец отчетного периода |
Изменение |
Коэффициент абс. ликв. |
0,5 |
0,34 |
-0,16 |
Коэффициент быстрой ликв. |
0,9 |
0,72 |
-0,18 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,74 |
1,53 |
-0,21 |
Величины указанных выше коэффициентов
во многом зависят от специфики деятельности
каждого конкретного
- для коэффициента абсолютной ликвидности: 0.2 - 0.25;
- для коэффициента быстрой ликвидности: 0.7 - 0.8;
- для коэффициента текущей ликвидности: 2.0 - 2.5.
Если расчеты покажут значения этих коэффициентов не достигающие теоретически оправданных оценок, то это будет свидетельствовать о недостаточной степени платежеспособности предприятия. В любом случае, выбирая объекты для инвестирования или заключения контрактов, следует отдавать предпочтение более надежным предприятиям, с высокими значениями коэффициента покрытия. Так же поступают и банки, решая вопрос о выдаче ссуд и определении условий кредитования.
2.3 Организация
бухгалтерской службы на ОАО Мо
Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов учетного процесса для получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основные слагаемые системы организации бухгалтерского учета - первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, форма бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.
На предприятии ОАО Молочник учреждена бухгалтерская служба как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером – Непомнящих Еленой Викторовной. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Заместитель главного бухгалтера относится также к категории специалистов предприятия. Подчиняется непосредственно главному бухгалтеру. Назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера. Зам. главного бухгалтера осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета. Подготавливает данные по участкам бухгалтерского учета для составления отчетности. Эту должность на предприятии ОАО Молочник занимает Карпова В. А.
Важным этапом разработки структуры бухгалтерии является формирование системы должностей, зависящих от характера, состава и объема учетных работ на предприятии. На рассматриваемом предприятии бухгалтерский аппарат представлен следующими группами:
- материальная, отвечающая за учет приобретения материальных ценностей, их поступления и расходования. Бухгалтером материальной группы является – Гармаева Б. Б.
- группа учета оплаты труда, осуществляющая учет затрат труда рабочих, исчисление заработной платы работникам, контроль за использованием фонда оплаты труда, учет всех расчетов с работниками предприятия, бюджетом, бухгалтер по заработной плате – Ляхова И. А.
- касса – кассир ОАО Молочник Михайлова Е.Г. осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств, ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность. Обеспечивает сохранность денег, находящихся в кассе и прочих материальных ценностей.
На ОАО Молочник ведется автоматизированная форма бухгалтерского учета. При автоматизированной форме учета, вся необходимая информация вводится в компьютер и формируется там, в виде соответствующей базы данных. У каждого бухгалтера на рабочем месте имеется ПК (персональный компьютер), с пакетом программ «1С-бухгалтерия». Ввод данных в ПК осуществляется либо с первичных документов, составляемых в подразделениях и поступающих в бухгалтерию, а также путем прямого ввода информации в компьютер по специально разработанным макетам ввода с составлением в этом случае машинным способом и распечаткой аналогов первичных документов.
Хранение бухгалтерских документов и учетных регистров в соответствие с установленными правилами важный элемент организации бухгалтерского учета на предприятии. На ОАО Молочник для хранения документов предусмотрена организация текущего архивного хозяйства. Для архива выделено специальное помещение, которое оснащено противопожарными средствами, оборудовано стеллажами и другими необходимыми устройствами для хранения. Все использованные бухгалтерские документы в установленные сроки передаются в текущий архив. Для этого их предварительно брошюруют и группируют по тематическим разделам и в хронологическом порядке. Доступ к материалам, находящимся в архиве организации, регулируется правилами, разработанными главным бухгалтером и утвержденными руководителем предприятия, где указываются лица, имеющие право на получение документов из архива, порядок их выдачи и т.п. Срок хранения документов 5 лет.
Важное организационное значение в бухгалтерском учете имеет план счетов. Каждое предприятие на основе плана счетов утверждающего приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. за №94н с применениями и дополнениями разрабатывают свой рабочий план счетов. Рабочий план счетов содержит полный перечень синтетических счетов, включая необходимые счета, учитывающие особенности деятельности предприятия.
Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений и требований и особенностей ее деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др.).
Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. В учетной политике необходимо выделить два основных аспекта ее формирования – организационный и методический.
Организационный аспект – определяет формы ведения и организацию бухгалтерского учета хозяйствующим субъектом.
Методический аспект – определяет варианты отражения в учете информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, исходя из альтернативных приемов и способов. Технически это выражается в возможности отражения одних и тех же фактов хозяйственной жизни неодинаковыми бухгалтерскими проводками и в различных аспектах.
Глава 3. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики экономических субъектов
3.1 Нормативные документы
Нормативная база, используемая аудитором при проверке порядка ведения бухгалтерского учета и соответствия его организации действующему законодательству, - это соответствующие кодексы, законы, положения, методические материалы по учету и отчетности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты).
Основными нормативными актами, регулирующими организацию бухгалтерского учета на предприятии, являются:
3.2 Цели проверки и источники информации
Цель проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия при проведении аудита заключается в установлении законности организации бухгалтерского учета и определении соответствия положений учетной политики требованиям нормативных документов и положений по бухгалтерскому учету.
Задачами аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики являются:
- анализ действующей системы управления, организационной структуры и подчиненности;
- рассмотрение особенностей
постановки и организации бухга
- изучение принципов
ведения бухгалтерского учета,
организации документооборота
- проверка организации
и особенностей
- контроль структуры
и содержания учетной политики
по элементам. Аудитор в ходе
аудиторской проверки должен
получить достаточную