Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение основ аудита дебиторской и кредиторской задолженности, целей и принципов аудита дебиторской и кредиторской задолженности; законодательной основы регулирования проведения аудита дебиторской и кредиторской задолженности , установленной в Российской Федерации для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Методы исследования, которые были использованы в процессе работы для решения сформулированных выше задач:
- метод отбора необходимой информации среди имеющихся источников;
- метод анализа, сопоставления и систематизации отобранной информации;
метод обобщения используемых материалов.

Файлы: 1 файл

мой аудит курсач.doc

— 410.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении предприятия, она показывается в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности.

Привлечение заемных  средств в оборот предприятия - явление, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.

В противном случае может  возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит к выплате штрафов и ухудшению финансового состояния. Поэтому в процессе управления необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования.

Кредиторская задолженность  является по существу бесплатным кредитом и относится к числу привлеченных предприятием в хозяйственный оборот средств. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность является не планируемым источником формирования оборотных средств. Кредиторская задолженность относится к краткосрочным обязательствам предприятия.

Часть кредиторской задолженности  закономерна, так как возникает  в связи с особенностями расчетов. Однако в большинстве случаев  кредиторская задолженность возникает  в результате нарушения расчетно-платежной  дисциплины и является следствием несоблюдения предприятием сроков оплаты продукции и расчетных документов.

Кредиторская задолженность  характеризует наиболее краткосрочный  вид используемых предприятием заемных  средств, формируемых за счет внутренних источников.

Начисления средств по различным видам этих счетов производится предприятием ежедневно, а погашение обязательств по этой кредиторской задолженности - в определенные сроки в диапазоне одного месяца. Так как с момента начисления средства, входящие в состав кредиторской задолженности, уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются ими до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.

Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется следующими основными особенностями:

1. Это бесплатный источник  используемых заёмных средств.  Как бесплатный источник формирования  капитала она обеспечивает снижение  не только заемной его части,  но и всей стоимости капитала  предприятия.

2. Размер оказывает  влияние на продолжительность  финансового цикла предприятия.  Он влияет в определенной степени  на необходимый объем средств  для финансирования оборотных  активов. Чем выше относительный  размер кредиторской задолженности,  тем меньший объем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности.

3. Сумма кредиторской  задолженности находится в прямой  зависимости от объема хозяйственной  деятельности предприятия, в первую  очередь - от объема производства и реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые в составе кредиторской задолженности, а соответственно увеличивается ее общая сумма, и наоборот.

Прогнозируемый размер по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности.

Размер по отдельным  ее видам и по предприятию в  целом зависит от периодичности  выплат начисленных средств. Периодичность  этих выплат регулируется государственными нормативно - правовыми актами, условиями  контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть - внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат по отдельным счетам, входящим в состав кредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

На величину кредиторской задолженности предприятия влияют общий объем покупок и доля в нем приобретения на условиях последующей  оплаты, условия договоров с контрагентами; условия расчетов с поставщиками и подрядчиками, степень насыщенности рынка данной продукцией; политика погашения кредиторской задолженности, качество анализа кредиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов, принятая на предприятии система расчетов.

При увеличении безналичных  расчетов оборачиваемость и качество кредиторской задолженности увеличивается, а размер уменьшается, следовательно, платежеспособность и устойчивость предприятия повышается.

Кредиторская задолженность  может быть прекращена исполнением обязательств (в том числе зачётом), а также списана как невостребованная.

Среди основных видов  кредиторской задолженности выделяют задолженности по:

1. перечислениям взносов  на страхование имущества предприятия;

2.  поставщикам и  подрядчикам;

3. векселям к уплате;

4. дочерними или зависимыми  обществами и персоналом организации;

5. перечислениям налогов  в бюджеты разных уровней;

6. учредителям по выплате  доходов;

7. полученным авансам;

8. отчислениям во внебюджетные  фонды социального страхования, медицинского страхования и пенсионный фонд и т.д.

В зависимости от юридической  природы и правового режима кредиторская задолженность может быть сведена  к трем группам:

1. Задолженность организации  перед бюджетом и социальными  фондами.

2. Задолженность организации перед ее персоналом: долги по выплатам работникам заработной платы, компенсациям, платежам в порядке возмещения вреда, причиненного здоровью работника или вследствие смерти работника на производстве.

3. Задолженность перед  партерами и контрагентами по договорным и кооперативным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей.

По факту наступления  платежа кредиторская задолженность может быть:

1. просроченной (долги  по обязательствам, сроки, погашения  которых на момент составления  баланса наступили); 

2. непросроченной (долги  предприятия по обязательствам, сроки, погашения которых на  момент составления баланса не  наступили). 

В составе просроченной кредиторской задолженности можно выделить два  вида кредиторской задолженности:

1. кредиторская задолженность,  шансы на погашение которой,  несмотря на пропуск срока  возврата, у предприятия сохранились;

2. кредиторская задолженность,  погашение которой нереально по каким-либо фактическим основаниям. Нереальность погашения просроченных долгов может быть обусловлена, например, истечением срока исковой давности на принудительное взыскание долга.

Реальность и нереальность погашения долгов оценивает сама организация-дебитор с учетом конкретных обстоятельств.

В составе кредиторской задолженности выделяется задолженность организации:

1. перед поставщиками  и подрядчиками, наиболее распространенный  вид кредиторской задолженности  за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы;

2. перед персоналом  организации ;

3. перед бюджетом;

4. перед государственными  внебюджетными фондами;

5. по полученным займам  и кредитам ;

6. перед прочими кредиторами.

Как уже отмечено, после окончания календарного года перед составлением годовой отчетности организации обязаны произвести инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (в том числе с банками, с бюджетом и с обособленными подразделениями организации).

 

1.2. Информационное  обеспечение анализа дебиторской  и кредиторской задолженности.

Результативность экономического анализа хозяйственной деятельности в значительной степени зависит  от его информационного и методического  обеспечения. Все источники данных делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации планового характера относятся  все типы планов, которые разрабатываются  на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического  учета и отчетности, в которых  содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или  бухгалтерским учетом обеспечению  анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

- официальные документы,  которыми обязано пользоваться  предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия;

- хозяйственно-правовые  документы: договора, соглашения, решения  арбитража и судебных органов,  рекламации;

- научно-техническая  информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.). Решения общих собраний коллектива, совета трудового коллектива предприятия в целом или отдельных подразделений;

- материалы изучения  передового опыта, данные о  работе конкурирующих предприятий, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты и т.д.);

- техническая и технологическая  документация;

- материалы специальных  обследований состояния производства  на отдельных рабочих местах (хронометраж,  фотография рабочего дня и т.п.);

- устная информация, которая  получена во время деловых  встреч с членами трудового  коллектива или представителями  других предприятий.

По отношению к объекту  исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации — это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую  для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение  определенного периода времени (показатели плана, нормативы) и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести  к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

К организации информационного  обеспечения анализа предъявляется  ряд требований. Это аналитичность  информации, ее достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность и др.

Смысл первого требования заключается в том, что вся  система экономической информации должна соответствовать требованиям  и задачам анализа хозяйственной  деятельности, т.е. обеспечивать получение данных, необходимых для глубокого изучения факторов, выявления резервов и выработки управленческих решений. Экономическая информация должна быть достоверной, объективно отражать исследуемые явления и процессы. В противном случае выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными.

Информация о работе Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами