Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение основ аудита дебиторской и кредиторской задолженности, целей и принципов аудита дебиторской и кредиторской задолженности; законодательной основы регулирования проведения аудита дебиторской и кредиторской задолженности , установленной в Российской Федерации для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Методы исследования, которые были использованы в процессе работы для решения сформулированных выше задач:
- метод отбора необходимой информации среди имеющихся источников;
- метод анализа, сопоставления и систематизации отобранной информации;
метод обобщения используемых материалов.
- регламентации порядка и условий заключения и исполнения договоров;
- установлении пределов и форм государственного воздействия на процессы в области расчетов с кредиторами и дебиторами.
Виды контроля, применяемые в ООО «Рудстрой» для осуществления аудита за движением кредиторской и дебиторской задолженности, можно классифицировать по следующим направлениям (Рис. 1):
Рис. 1. Виды контроля, используемые внутренним аудитом за движением кредиторской и дебиторской задолженности
Цель предварительного контроля заключается в предупреждении незаконных действий должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции, ведущие к невыгодным хозяйственным договорам с поставщиками и подрядчиками и нерациональному использованию денежных средств.
Текущий контроль (оперативный), осуществляется в процессе совершения различных хозяйственных операций.
Заключительный (последующий), осуществляется после совершения хозяйственных операций. Последующий контроль осуществляется в форме ревизий и аудиторских проверок.
При аудите дебиторской задолженности аудитор должен учитывать, что в ее состав входит задолженность:
Аудитор сопоставляет дебетовое сальдо по указанным счетам с данными бухгалтерского баланса (Форма № 1), указанными по стр. 1230 «Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты».По стр. 1520 «Кредиторская задолженность» формы № 1 отражается общая сумма кредиторской задолженности организации, не погашенная на отчетную дату, и указывается задолженность:
При заполнении Формы № 1 сальдо расчетов с поставщиками, покупателями и другими лицами следует показывать в балансе развернуто, т.е. дебетовое сальдо - в активе баланса (стр. 1230), кредитовое - в пассиве (стр. 1520).
Аудитор обязан сопоставить также данные о составе дебиторской и кредиторской задолженности, указанные в приложении к бухгалтерскому балансу (Форма № 5) с суммами на счетах 58, 60, субсчет «Расчеты по авансам выданным», 62, 66-71, 73, 75, 76
При проверке операций по выданным авансам выясняется, открыт ли специальный отдельный субсчет «Расчеты по авансам выданным» к счету 60. Если в проверяемом периоде были получены материальные ценности (выполнены работы, оказаны услуги), то аудитор должен проверить зачет выданного аванса .
Если в договоре указано, что товар (работы, услуги) оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем, то аудитор в данной ситуации должен проверить правильность применения ПБУ 3/2006:
В случае если курс валюты на дату оплаты материальных ценностей выше, чем на дату их отгрузки, аудитор должен проверить полноту исчисления положительной суммовой разницы (задолженность увеличивается и доначисляется НДС); если ниже, то возникает отрицательная суммовая разница и соответственно задолженность покупателя уменьшается, НДС сторнируется .
В ходе аудита необходимо обратить внимание на задолженность, срок исковой давности по которой истек (три года с момента исполнения должником своих обязательств). В этом случае организация имеет право списать указанную задолженность, соответствующим образом оформив принятое решение (имеется приказ, подобран полный комплект документов о невозможности ее взыскания). Сумма списанной задолженности должна быть отражена в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и учитываться на забалансовом счете 007 в течение пяти лет .
Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ при определении выручки датой оплаты товаров (работ, услуг) - датой начисления НДС признается наиболее ранняя из следующих дат:
Следовательно, внутренний аудитор обязан проверить полноту исчисления НДС со списанной дебиторской задолженности.
При проверке правильности формирования кредиторской задолженности перед поставщиками внутренний аудитор обязан внимательно изучить комплект документов, на основании которых задолженность была сформирована - договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета-фактуры, акты выполненных работ. Отсутствие любого из указанных документов не является основанием для формирования кредиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета. В случае списания кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности (три года) аудитор должен проверить наличие приказа о списании задолженности и комплект документов, на основании которых было принято такое решение. При этом необходимо подтвердить полноту включения списанных сумм в состав прочих доходов для целей бухгалтерского и внереализационных доходов для целей налогового учета. Сумма НДС по поставленным материальным ценностям (работам, услугам), не оплаченным поставщику, должна быть включена в состав прочих (внереализационных) расходов .
В соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает отсчитываться с той даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если дата в договоре не установлена, то срок исковой давности исчисляется с того момента, когда право собственности на товар перешло от продавца покупателю. Срок исковой давности может быть прерван и отсчитываться снова. Для этого поставщик должен обратиться в суд с иском к организации. В этом случае срок исковой давности прерывается в тот день, когда суд принял исковое заявление. Кроме того, срок исковой давности прерывается, если организация признала за собой долг письменно, а также, если организация перечислила поставщику часть денежных средств. В указанных случаях организация не имеет оснований для списания кредиторской задолженности.
ООО «Рудстрой» создает резерв по сомнительным долгам, поэтому внутренний аудитор проверяет, как данный факт отражен в учетной политике и была ли проведена инвентаризация дебиторской задолженности. В соответствии с действующим законодательством величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва по сомнительным долгам, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы должны быть присоединены при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
В ходе аудита расчетов с подотчетными лицами внутренним аудитором устанавливается, что все расчеты осуществляются со счета 71. Выданные под отчет суммы дебетуются в корреспонденции со счетами учета денежных средств. На израсходованные подотчетными лицами суммы счет кредитуется в корреспонденции со счетами, на которых учитываются затраты и приобретенные ценности, или другими счетами в зависимости от характера произведенных расходов.
В целях обеспечения внутреннего контроля над сохранностью денежных средств в ООО «Рудстрой» издается приказ, устанавливающий перечень лиц, которые имеют право получать денежные средства, размеры и срок, на который выдаются денежные средства.
Аудитор проверяет, ведется ли аналитический учет по счету 71 по каждой сумме, выданной под отчет. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Аудитором сопоставляются суммы, указанные в авансовых отчетах, с данными первичных документов, подтверждающих указанные расходы. Дата авансового отчета не должна быть ранее, чем дата приложенных документов, подтверждающих расходы.
Отсутствие документов, подтверждающих расходы подотчетных лиц, являются основанием для налоговых органов доначислить НДС и налог на прибыль .
В таблице 7 приведен перечень первичных документов, которые внутренний аудитор должен проанализировать для признания указанных расходов правомерными.
Таблица 7
Перечень первичных документов для признания расходов подотчетным лицом правомерными
Вид расходов |
Наименование первичных документов |
Хозяйственные расходы |
Товарные и кассовые чеки, акты выполненных работ, накладные счета-фактуры |
Представительские расходы |
Товарные и кассовые чеки, накладные, счета-фактуры, приказы о назначении лиц, ответственных за проведение мероприятий, программы встречи с представителями, сметы расходов, утвержденных руководителем, списки участников встречи с указанием результатов встречи |
Командировочные расходы |
Проездные документы, счета гостиниц, документы, подтверждающие оплату постельных принадлежностей, товарные и кассовые чеки, счета-фактуры |
ККТ применяется при всех наличных денежных расчетах с юридическими и физическими лицами, включая предоплату за оказание услуг, что и должен проконтролировать аудитор. При принятии к учету авансового отчета подотчетного лица наличие чека ККТ, как оправдательного документа по расходу подотчетных денежных сумм обязательно .
Наиболее спорным моментом при проведении аудита подотчетных лиц является применение налогового вычета по НДС в части расходов на оплату проживания в гостинице. При оплате за наличный расчет подотчетными лицами услуг гостиниц (относящихся к расходам на наем жилого помещения) в период служебной командировки, услуг по перевозке работника к месту служебной командировки и обратно (включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельными принадлежностями) основанием для вычета суммы налога, уплаченной по таким услугам, является бланк строгой отчетности с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога, а при отсутствии его - счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату суммы налога (в том числе кассовые чеки с выделенной в них отдельной строкой суммой налога).
Поэтому, для проверки таких расходов, аудитор ООО «Рудстрой» собирает необходимый комплект документов, подтверждающих командировочные расходы.
При осуществлении аудита в ООО «Рудстрой» используются различные контрольно-ревизионные процедуры .
Одним из наиболее существенных методов контроля денежных средств предприятия является инвентаризация. В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , прежде чем, составлять годовую бухгалтерскую отчетность, в целях обеспечения ее достоверности организации обязаны провести инвентаризацию имущества и обязательств.
Инвентаризация задолженности заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При инвентаризации задолженности проверке подлежит следующее:
1. Правильность расчетов
с банками, финансовыми
2. Правильность и обоснованность сумм, числящихся по недостачам и хищениям.
3. Правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности проводится путем сравнения остатков с данными контрагентов. Обоснованность предполагает наличие документов, подтверждающих возникновение задолженности, - договоров с контрагентами, в том числе договоров страхования, перестрахования, агентских договоров; платежных документов; соглашений о зачете взаимных требований и др.
Информация о работе Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами