Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью данной работы является выражение мнения о достоверности учета продаж сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные и нормативные акты, касающиеся продажи продукции.
2. Дать оценку существующей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ЗАО «Пензамясопром».
3. Выявить возможные ошибки в организации учета продаж продукции в хозяйстве и предложить рекомендации по их устранению.
Введение 4
1 Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета реализации готовой продукции 6
1.1. Цель, сущность и задачи аудита 6
1.2. Нормативные акты, характеризующие правовую основу аудита реализации готовой продукции 6
1.3. Экономическая сущность процесса реализации продукции 10
2 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 18
2.1. Местоположение организации и ее организационная структура 18
2.2. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 19
2.2 Анализ состояния реализации готовой продукции на предприятии 24
2.3. Организация учетной работы в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 27
3 Организация предплановых мероприятий аудита 29
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности 29
3.2. Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите 31
3.3. Выборка в аудите. Расчет объема выборочной совокупности 35
3.4. Составление плана аудита 37
3.5. Составление программы аудита 39
4 Аудит продажи готовой продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 41
4.1. Аудит системы внутреннего контроля 41
4.2. Аудиторские процедуры по существу при проведении аудита продаж 44
4.3. Отчет аудитора и аудиторское заключение 48
Выводы и предложения 52
Список литературы 54
1.3. Экономическая сущность процесса реализации продукции
Готовая продукция – часть материально-
Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.
Для учета готовой продукции используют счета № 40 и №43 – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг.
Учет отгруженной, но неоплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары отгруженные», если моментом реализации считается дата платежа.
Готовые изделия, приобретенные для комплектации (стоимость которых не включается в себестоимость выпускаемой продукции) или в качестве товаров для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, в том числе и продукции, частично предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.
Если выручка от продажи отгруженной продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».
В течение месяца учет ведется по
плановым (учетным) ценам, а затем
после начисления фактической производственной
себестоимости готовой
Для учета реализации продукции (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:
. готовой продукции и
. работам и услугам
. работам и услугам
. покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
. строительным, монтажным, проектно-
геологоразведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;
. товарам;
. услугам по перевозке грузов и пассажиров;
. транспортно-экспедиционным и
погрузочно-разгрузочным
. предоставлению за плату во
временное пользование (
владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда
это является предметом деятельности организации);
. предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на
изобретения, промышленные образцы и других видов
интеллектуальной собственности (когда это является предметом
деятельности организации);
. участию в уставных капиталах других организаций (когда это
является предметом
В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения определяется:
для организаций, выбравших метод продажи «по отгрузке», — как наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки товара (работ,
услуг) или передача права
- день оплаты товаров (работ, услуг)
для организаций, выбравших метод продажи «по оплате», — по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).
При этом оплатой товаров (работ, услуг)
признается прекращение встречного
обязательства приобретения указанных
товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком,
которое непосредственно
Именно поэтому при обоих
методах продажи продукции для
целей налогообложения
Одновременно себестоимость
С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).
Выпущенная готовая продукция
переходит из сферы производства
в сферу обращения. Этот процесс
фиксируется в первичных
Отпуск готовой продукции, и
ее отгрузка оформляются приказом-
Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:
Основанием для отгрузки готовой
продукции покупателям или
На основании товарно-
Теперь рассмотрим мнения разных авторов и исследователей по вопросу аудита продаж.
По мнению А.Грищенко, цель проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.
В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:
1) анализируется учетная
2) контролируется договорная
проверяется правильность документального оформления операций по выпуску и продаже продукции;
изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;
оценивается полнота, своевременность и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;
анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;
7) проверяется соблюдение
Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.
Первичные документы, подлежащие проверке, включают;
Регистры синтетического и аналитического учета, подлежащие проверке:
На первоначальном этапе проверки
следует ознакомиться с учетной
политикой организации. Также необходимо
проверить наличие приказа на
материально ответственных лиц
организации и договоров на полную
материальную ответственность с
работниками предприятия, ознакомиться
с договорами на реализацию готовой
продукции, проверить отражение
в бухгалтерском учете
Аудитору до подготовки общего плана и программы аудита, необходимо оценить систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с использованием процедуры тестирования.
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля основывается на результатах тестирования.
Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета цикла выпуска и продажи готовой продукции приводятся с наибольшей вероятностью использования их в практической работе. Итоги тестирования определяют критерии формирования плана и программы проверки.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Планирование аудита» (ПСАД № 8) [22].
О.А. Александров заостряет внимание на таком понятии как управленческий аудит, который в России возник в связи с созданием крупных производственных предприятий и холдингов, развитием управленческого учета, повышением роли внешнего и внутреннего аудита и другими причинами.
Основные задачи управленческого аудита - совершенствование организации и управления предприятием и качественных сторон производственной деятельности, а также выявление скрытых внутрихозяйственных резервов и разработка путей повышения эффективности системы внутрихозяйственного расчета.
В соответствии с задачами управленческого аудита методику проверки целесообразно разбить на два этапа - управленческий аудит сбытовой политики организации и управленческий аудит процедур контроля реализации готовой продукции.
На первом этапе проверяются несколько позиций.
Политика товародвижения. Анализируется соответствие организационных документов целям предприятия (каковыми могут быть, например, увеличение доли рынка, определение объема реализации и т.п.) и разработанным рекомендациям по оптимизации политики товародвижения. При этом необходимо использовать аналитические данные службы логистики и отдела маркетинга.
Стратегия реализации. Аудитор сопоставляет
соответствующие
На втором этапе проверяются следующие позиции.
Договоры поставки, заключенные
с покупателями. Аудитор контролирует
соответствие договоров поставки установленным
законодательством правилам, а также
знакомится с условиями поставки
продукции, указанными в договорах.
Проверяется наличие подписей должностных
лиц на всех экземплярах товарно-