Аудит реализации готовой продукции (на примере ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выражение мнения о достоверности учета продаж сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные и нормативные акты, касающиеся продажи продукции.
2. Дать оценку существующей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ЗАО «Пензамясопром».
3. Выявить возможные ошибки в организации учета продаж продукции в хозяйстве и предложить рекомендации по их устранению.

Содержание работы

Введение 4
1 Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета реализации готовой продукции 6
1.1. Цель, сущность и задачи аудита 6
1.2. Нормативные акты, характеризующие правовую основу аудита реализации готовой продукции 6
1.3. Экономическая сущность процесса реализации продукции 10
2 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 18
2.1. Местоположение организации и ее организационная структура 18
2.2. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 19
2.2 Анализ состояния реализации готовой продукции на предприятии 24
2.3. Организация учетной работы в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 27
3 Организация предплановых мероприятий аудита 29
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности 29
3.2. Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите 31
3.3. Выборка в аудите. Расчет объема выборочной совокупности 35
3.4. Составление плана аудита 37
3.5. Составление программы аудита 39
4 Аудит продажи готовой продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 41
4.1. Аудит системы внутреннего контроля 41
4.2. Аудиторские процедуры по существу при проведении аудита продаж 44
4.3. Отчет аудитора и аудиторское заключение 48
Выводы и предложения 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 150.13 Кб (Скачать файл)

1.3. Экономическая  сущность процесса реализации  продукции

Готовая продукция – часть материально-производственных запасов организации, предназначенная  для продажи, конечный результат  производственного процесса, законченный  обработкой, технические и качественные характеристики которого соответствуют  условиям договора или требованиям  иных документов в случаях, установленных  законодательством. Отражается готовая  продукция в бухгалтерском балансе  по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с  использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в  бухгалтерском балансе по фактической  или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные  с реализацией (сбытом) продукции, работ, услуг, возмещаемых договорной (контрактной) ценой.

Для учета готовой продукции  используют счета № 40 и №43 – эти счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, работ, услуг.

Учет отгруженной, но неоплаченной продукции ведется на счете 45 «Товары  отгруженные», если моментом реализации считается дата платежа.

Готовые изделия, приобретенные для  комплектации (стоимость которых  не включается в себестоимость выпускаемой  продукции) или в качестве товаров  для продажи, учитываются на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных  работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним  по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи». Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной  для продажи, в том числе и  продукции, частично предназначенной  для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция  полностью направляется для использования  в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных  счетах в зависимости от назначения этой продукции.

Если выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском  учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки  эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При  фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».

В течение месяца учет ведется по плановым (учетным) ценам, а затем  после начисления фактической производственной себестоимости готовой продукции  вносятся коррективы и стоимость  отгруженной продукции доводится  до фактического уровня.

Для учета реализации продукции (работ, услуг) используется счет 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения  информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения  финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка  и себестоимость по:

. готовой продукции и полуфабрикатам  собственного производства;

. работам и услугам промышленного  характера;

. работам и услугам непромышленного  характера;

. покупным изделиям (приобретенным  для комплектации);

. строительным, монтажным, проектно-изыскательским,

геологоразведочным, научно-исследовательским  и т.п. работам;

. товарам;

. услугам по перевозке грузов  и пассажиров;

. транспортно-экспедиционным и  погрузочно-разгрузочным операциям;

. предоставлению за плату во  временное пользование (временное

владение и пользование) своих  активов по договору аренды (когда

это является предметом деятельности организации);

. предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на

изобретения, промышленные образцы  и других видов

интеллектуальной собственности (когда  это является предметом

деятельности организации);

. участию в уставных капиталах  других организаций (когда это

является предметом деятельности организации) и т.п.

В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса  РФ дата продажи товаров (работ, услуг) в зависимости от принятой учетной  политики для целей налогообложения  определяется:

для организаций, выбравших метод  продажи «по отгрузке», — как  наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки товара (работ,  услуг) или передача права собственности на товар;

- день оплаты товаров (работ,  услуг)

для организаций, выбравших метод  продажи «по оплате», — по мере поступления денежных средств, как  день оплаты товаров (работ, услуг).

При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение встречного обязательства приобретения указанных  товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано  с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю).

Именно поэтому при обоих  методах продажи продукции для  целей налогообложения отгруженная  или предъявленная покупателям  готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи».

Одновременно себестоимость отгруженной  или предъявленной покупателю продукции  списывается в дебет счета 90 «Продажи»  с кредита счета 43 «Готовая продукция».

С суммы выручки организации  исчисляют налог на добавленную  стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).

Выпущенная готовая продукция  переходит из сферы производства в сферу обращения. Этот процесс  фиксируется в первичных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомостях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции, и  ее отгрузка оформляются приказом-накладной, в который включены два документа: приказ складу и накладная на отпуск. Приказ складу выписывает соответствующая  служба, на основе условий договора с покупателями, с указанием наименования покупателя, его кода, количества и  ассортимента продукции, срока отгрузки.

Продажи продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:

  • по свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;
  • по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным ни сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);
  • по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом и соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим в себя НДС (для продажи товаров населению и оказания ему услуг).

Основанием для отгрузки готовой  продукции покупателям или отпуска  ее со склада обычно служат приказы  отдела сбыта (маркетинга) организации.

На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и  других документов на отпуск продукции  на сторону в финансовом отделе или  при его отсутствии в бухгалтерии  выписывают в нескольких экземплярах  платежные поручения или платежные  требования для расчетов с покупателями через банк.

Теперь рассмотрим мнения разных авторов  и исследователей по вопросу аудита продаж.

По мнению А.Грищенко, цель проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции заключается в объективной оценке полноты, своевременности и достоверности отражения в учете и отчетности показателей данного раздела, то есть выручки от продажи, себестоимости проданной продукции, управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

1) анализируется учетная политика  предприятия в части, регулирующей  порядок организации учета выпуска  и продажи готовой продукции  согласно действующему законодательству  и отраслевым особенностям;

2) контролируется договорная дисциплина  в соответствии с законодательством;

проверяется правильность документального  оформления операций по выпуску и  продаже продукции;

изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу  готовой продукции;

оценивается полнота, своевременность  и достоверность оприходования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее покупателям;

анализируется правильность и законность организации аналитического и синтетического учета операций, связанных с движением  готовой продукции;

7) проверяется соблюдение налогового  законодательства в части налогообложения  операций по продаже готовой  продукции.

Среди документов, подлежащих проверке, выделяют первичные документы, регистры учета, отчетность.

Первичные документы, подлежащие проверке, включают;

  • приказ об учетной политике организации;
  • договоры на реализацию продукции;
  • приказ-накладную (комбинированный документ, совмещающий распоряжение складу на отпуск готовой продукции и накладную, являющуюся сопроводительным документом, фиксирующим отпущенное количество продукции);
  • счет-фактуру;
  • товарно-транспортную накладную;
  • карточки складского учета;
  • приемо-сдаточную накладную по сдаче на склад готовой продукции:
  • акт сдачи на склад готовой продукции;
  • инвентарные описи;
  • накладные на реализацию готовой продукции, коносаменты.

Регистры синтетического и аналитического учета, подлежащие проверке:

  • главная книга;
  • журнал-ордер № 11;
  • ведомость выпуска готовой продукции;
  • ведомость отгрузки и реализации готовой продукции;
  • количественно-суммовые карточки, оборотные ведомости.

На первоначальном этапе проверки следует ознакомиться с учетной  политикой организации. Также необходимо проверить наличие приказа на материально ответственных лиц  организации и договоров на полную материальную ответственность с  работниками предприятия, ознакомиться с договорами на реализацию готовой  продукции, проверить отражение  в бухгалтерском учете результатов  инвентаризации готовой продукции  и расчетов с покупателями.

Аудитору до подготовки общего плана  и программы аудита, необходимо оценить  систему бухгалтерского учета и  внутреннего контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, качества и степени доверия с  использованием процедуры тестирования.

Оценка систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля основывается на результатах тестирования.

Тесты проверки состояния системы  внутреннего контроля и бухгалтерского учета цикла выпуска и продажи  готовой продукции приводятся с  наибольшей вероятностью использования  их в практической работе. Итоги  тестирования определяют критерии формирования плана и программы проверки.

Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности «Планирование аудита» (ПСАД № 8) [22].

О.А. Александров заостряет внимание на таком понятии как управленческий аудит, который в России возник в связи с созданием крупных производственных предприятий и холдингов, развитием управленческого учета, повышением роли внешнего и внутреннего аудита и другими причинами.

Основные задачи управленческого  аудита - совершенствование организации  и управления предприятием и качественных сторон производственной деятельности, а также выявление скрытых  внутрихозяйственных резервов и  разработка путей повышения эффективности системы внутрихозяйственного расчета.

В соответствии с задачами управленческого  аудита методику проверки целесообразно  разбить на два этапа - управленческий аудит сбытовой политики организации  и управленческий аудит процедур контроля реализации готовой продукции.

На первом этапе проверяются  несколько позиций.

Политика товародвижения. Анализируется  соответствие организационных документов целям предприятия (каковыми могут  быть, например, увеличение доли рынка, определение объема реализации и  т.п.) и разработанным рекомендациям  по оптимизации политики товародвижения. При этом необходимо использовать аналитические  данные службы логистики и отдела маркетинга.

Стратегия реализации. Аудитор сопоставляет соответствующие организационные  документы и цели организации, выявляет отклонения от принятых организацией сбытовых стратегий по отдельным  видам продукции; разрабатывает  предложения по совершенствованию  стратегии реализации готовой продукции.

На втором этапе проверяются  следующие позиции.

Договоры поставки, заключенные  с покупателями. Аудитор контролирует соответствие договоров поставки установленным  законодательством правилам, а также  знакомится с условиями поставки продукции, указанными в договорах. Проверяется наличие подписей должностных  лиц на всех экземплярах товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах, счетах.

Информация о работе Аудит реализации готовой продукции (на примере ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники)