Аудит реализации готовой продукции (на примере ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выражение мнения о достоверности учета продаж сельскохозяйственной продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить законодательные и нормативные акты, касающиеся продажи продукции.
2. Дать оценку существующей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ЗАО «Пензамясопром».
3. Выявить возможные ошибки в организации учета продаж продукции в хозяйстве и предложить рекомендации по их устранению.

Содержание работы

Введение 4
1 Нормативное регулирование аудита и бухгалтерского учета реализации готовой продукции 6
1.1. Цель, сущность и задачи аудита 6
1.2. Нормативные акты, характеризующие правовую основу аудита реализации готовой продукции 6
1.3. Экономическая сущность процесса реализации продукции 10
2 Организационно – экономическая характеристика ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 18
2.1. Местоположение организации и ее организационная структура 18
2.2. Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 19
2.2 Анализ состояния реализации готовой продукции на предприятии 24
2.3. Организация учетной работы в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 27
3 Организация предплановых мероприятий аудита 29
3.1. Существенность в аудите. Расчет уровня существенности 29
3.2. Система рисков аудита. Расчет уровней риска в аудите 31
3.3. Выборка в аудите. Расчет объема выборочной совокупности 35
3.4. Составление плана аудита 37
3.5. Составление программы аудита 39
4 Аудит продажи готовой продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники 41
4.1. Аудит системы внутреннего контроля 41
4.2. Аудиторские процедуры по существу при проведении аудита продаж 44
4.3. Отчет аудитора и аудиторское заключение 48
Выводы и предложения 52
Список литературы 54

Файлы: 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 150.13 Кб (Скачать файл)

Планирование аудита позволяя эффективно распределять и координировать работу между специалистами аудиторской группы, минимизировать как собственно объем трудозатрат на осуществление аудиторских процедуру, так и стоимость этих затрат.

Минимизации расходов на осуществление  аудиторской проверки также способствует выявление проблемных областей деятельности экономического субъекта, узких мест в системе внутреннего контроля и, соответственно, показателей финансовой отчетности, подлежащих более тщательному  контролю.

Эффективность организации аудита определяется не только координацией деятельности аудиторов внутри их рабочей группы, но и взаимодействием с сотрудниками аудируемого лица, которые предоставляют информацию. Поэтому целесообразно аудиторской организации обсудить отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого субъекта. [25]

Планирование является начальным  этапом процесса аудита и заключается  в разработке общего плана аудита и аудиторской программы.

При планировании аудита продажи продукции следует выделить следующие основные этапы:

1. Предварительное планирование  аудита продажи продукции;

2. Подготовка и составление общего  плана аудита продажи продукции;

3.Подготовка и составление программы  аудита продажи продукции.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных  положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.

Общий план аудита имеет такую форму  и содержание:

  • Проверяемая организация
  • Период аудита
  • Количество человеко-часов
  • Руководитель аудиторской группы
  • Состав аудиторской группы
  • Планируемей аудиторский риск
  • Планируемый уровень существенности
  • Планируемые виды работ

Общий план и программа аудита должны быть оформлены и завизированы в  порядке, установленном внутрифирменными стандартами.

План проведения аудита реализации готовой продукции представлен  в рабочем документе аудитора № 7 (Приложение 9).

3.5. Составление  программы аудита

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита, которая  определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа призвана обеспечить достижение следующих целей:

  1. определить планируемые аудиторские процедуры и детализировать их до уровня, обеспечивающего эффективность работы;
  2. координировать и документировать выполнение запланированных 
    процедур;
  3. способствовать делегированию ответственности исполнителям.

Программа аудита представляет собой  набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также является средством  контроля и проверки надлежащего  выполнения работы. Из этого положения  следует, что программа аудита должна быть подробно проработана по каждому  разделу аудита с тем, чтобы одновременно служить руководством при выполнении задания рядовым аудитором и  базовым документом для контроля за выполнением работы аудиторами и ассистентами.

Аудиторскую программу рекомендуется  составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы  аудиторских процедур по существу. Так, программа тестов средств контроля представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и  учета. Данные тесты позволяют выявить  существенные недостатки средств контроля клиента.

При разработке программы аудита аудитор  обязан принимать во внимание:

  • оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
  • требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу;
  • временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
  • координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. [25]

Программа аудита так же как и план по мере необходимости должна уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Причины пересмотра и уточнения должны быть документально зафиксированы.

Программа аудита Лунинского филиала ЗАО «Пензамясопром» приведена в Приложении № 10.

4 Аудит продажи  готовой продукции в ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники

4.1. Аудит системы  внутреннего контроля

Нормативным документом, регламентирующим такое понятие как система  внутреннего контроля в аудите является Правило (Стандарт) № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» (введено Постановлением Правительства 04.07.2003 № 405). Согласно этому документу термин бухгалтерского учета означает упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.[17]

Термин «система внутреннего контроля»  означает совокупность организационных  мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Приступая к проверке продажи продукции, аудитору целесообразно получить как можно более полную информацию о состоянии внутреннего контроля по данному участку учета.

Система внутреннего контроля включает три составных элемента:

  1. среда контроля,
  2. учетная система
  3. контрольные процедуры.

Требования к контрольной среде:

    • существование четкой организационной структуры;
    • профессионализм директоров в работе с системой внутреннего контроля;
    • достаточное информационное обеспечение
    • существование должностных инструкций на каждого работника
    • периодические ротации и должностные квалификации сотрудников предприятия

Цель учетной системы заключается  в определении, накоплении, классификации, информации и анализа показателей  деятельности предприятий и представлении  отчетности по результатам хозяйственной  деятельности предприятия.

Каждый элемент метода бухгалтерского учета выполняет и контрольные  функции.

Контрольные процедуры можно разделить  на шесть основных групп:

  • адекватное разделение обязанностей (принятия решений, совершения операций и контроля за ними)
  • разделение санкционирования операций и материальной ответственности;
  • разделение ответственности за совершение операций и ведение учета;
  • наличие эффективных процедур санкционирования предполагает, что хозяйственно-финансовая операция не будет выполнена, если отсутствует разрешение соответствующего должностного лица;
  • документирование и учетные записи;
  • фактический контроль.

Оценка системы внутреннего  контроля необходима для планирования аудита. Объем выборки определяется рисками, которые несет аудитор  в процессе аудита: чем больше риски  в системе внутреннего контроля, тем меньше можно полагаться на систему  внутреннего контроля и тем больше работы у аудитора.[25]

Полезным способом получения данных является тестирование по заранее подготовленному вопроснику. С помощью этого документа можно определить состояние внутреннего контроля, выявить наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, спланировать состав основных контрольных процедур, определить специфические черты расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.

Основными документами, которые необходимо изучить при проверке расчетов с  покупателями и заказчиками, являются:

  • счет-фактура;
  • товарная накладная;
  • акт инвентаризации расчетов.

Проведем аудит системы внутреннего  контроля в Лунинском филиале ЗАО «Пензамясопром». Прежде чем приступить к проверке системы внутреннего контроля, нами была разработана программа тестов средств контроля, которая представляет собой информацию о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Оценка системы внутреннего контроля приведена в Приложении № 4 вместе с оценкой риска системы внутреннего контроля.

По итогам тестов проверки состояния системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с денежными средствами можно сделать следующие выводы:

  1. Внутрихозяйственный контроль за хранением и использованием готовой продукции ведется на предприятии в соответствии с необходимыми нормами.
  2. Внутрихозяйственный контроль за сохранностью и использованием готовой продукции ведется Заведующей по складам, старшими кладовщиками и кладовщиками. Они несут материальную ответственность за продукцию на складе, условия её хранения.
  3. Порядок исполнения договоров соответствует законодательству РФ. Организация в установленные сроки предоставляет бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность.
  4. В хозяйстве отсутствует служба внутреннего аудита;
  5. В учетной политике ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники установлен момент реализации продукции «по отгрузке»;
  6. В бухгалтерии проверяется количество отгруженной продукции с данными счетов-фактур, ежемесячно проверяют товарно-транспортные документы; для отражения хозяйственных операций используют рабочий план счетов; соблюдается порядок нумерации документов;
  7. Ежеквартально главный бухгалтер проверяет себестоимость проданной продукции;
  8. Ведется график документооборота по реализации продукции. Все функции по реализации продукции выполняются одним бухгалтер. Ежемесячно проверяются записи в аналитическом и синтетическом учете продажи продукции.
  9. Отсутствуют схемы учета готовой продукции и ее продажи.

По результатам тестирования СБУ  и СВК в Лунинском филиале ЗАО «Пензамясопром» наблюдается высокий уровень системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета продажи продукции.

При проведении проверки системы внутреннего  контроля были выявлены следующие ошибки:

  1. На некоторых товарно-транспортных накладных отсутствовали подписи кладовщика.
  2. Отсутствует график документооборота движения готовой продукции на складах.

По результатам проверки можно  сделать следующие выводы, что  система внутреннего контроля в целом работает на достаточно высоком уровне.

4.2. Аудиторские  процедуры по существу при  проведении аудита продаж

1. Проверка правильности оформления  договоров о продажи продукции

Проверка данного пункта программы  аудита проходит в соответствии с  частной целью аудита расчетов по продаже продукции - подтвердить полноту и соответствие расчетов с покупателями.

В качестве источников информации используются: договоры на поставку товара; счета и счета-фактуры поставщиков; приходные документы (приходные накладные, приемные акты, приходные ордера), товарные накладные, акты сверки.

Для проверки полноты отражения  обязательств инспектировались акты сверки расчетов, и проводился документальный анализ договоров, где особое внимание уделялось датам заключения договоров. С помощью актов сверки проверялись суммы, отраженные в бухгалтерском учете предприятия и у покупателя.

В результате проверки замечаний обнаружено не было.

2. Проверка документального оформления  движения товара на складе.

Учет готовой продукции на складе ведет материально ответственное  лицо, с которым заключается договор  о полной материальной ответственности. На каждый вид готовых изделий  бухгалтерской службой открывается  карточка количественного учета, которая  передается на склад для дальнейшего  учета. Записи в карточках (поступление, выбытие) делаются на основании первичных  документов (накладных, лимитно-заборных карт, требований-накладных и т.д.) После каждой записи в карточках выводится остаток готовых изделий, имеющихся на складе. Бухгалтерская служба обязана контролировать учет на складе путем периодических проверок правильности и полноты записей в карточках и выведения остатков.

Была проведена частичная инвентаризация продукции и товарно-материальных ценностей на складе, сличение инвентаризационных описей и актов инвентаризации с  карточками учета. В ходе данной проверки нарушений выявлено не было; фактическое  наличие товара соответствует документальному. Однако стоит заметить, что документооборот на складе организован плохо.

Информация о работе Аудит реализации готовой продукции (на примере ЗАО «Пензамясопром» филиал Родники)