Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 10:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение аудита операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс».
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) представить характеристику операций по договорам текущей аренды как объекта бухгалтерского учета;
2) осуществить планирование аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс»
Введение 2
1. Характеристика операций с основными средствами в рамках договора аренды и залога как объекта бухгалтерского учета 4
1.1. Понятие, виды и роль арендных и залоговых отношений в рыночной экономике 4
1.2. Нормативное регулирование операций операций по договорам текущей аренды 12
1.3. Цели, задачи и информационное обеспечение аудита операций по договорам текущей аренды 14
2. Планирование аудита операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс» 18
2.1 Понимание деятельности экономического субъекта 18
2.2. Определение объема и характера процедур аудита 21
2.3. Составление программы аудиторской проверки 28
3. Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ООО «Юникс» 31
3.1. Проверка правильности отражения операций в учете операций по договорам текущей аренды 31
3.2. Анализ и обобщение результатов аудита 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 49
Оглавление
Введение 2
1. Характеристика операций с основными средствами в рамках договора аренды и залога как объекта бухгалтерского учета 4
1.1. Понятие, виды и роль арендных и залоговых отношений в рыночной экономике 4
1.2. Нормативное регулирование операций операций по договорам текущей аренды 12
1.3. Цели, задачи и информационное обеспечение аудита операций по договорам текущей аренды 14
2. Планирование аудита операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс» 18
2.1 Понимание деятельности экономического субъекта 18
2.2. Определение объема и характера процедур аудита 21
2.3. Составление программы аудиторской проверки 28
3. Аудит операций по договорам текущей аренды на материалах ООО «Юникс» 31
3.1. Проверка правильности отражения операций в учете операций по договорам текущей аренды 31
3.2. Анализ и обобщение результатов аудита 40
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 49
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что аренда основных средств в условиях рыночной экономики является весьма распространенной формой коммерческих отношений. Использование арендованных объектов позволяет арендатору наиболее эффективно управлять собственными оборотными и заемными средствами, обеспечивать мобильность бизнеса, а при необходимости - и оперативную его диверсификацию.
Арендодателю договор аренды предоставляет
возможность получать доходы от использования
тех объектов, которые по той или
иной причине не могут использоваться
в предпринимательской
Объектами аренды могут быть практически
любые виды основных средств - здания,
сооружения, транспортные средства, машины
и оборудование, а также земельные
и водные участки. Цели, для достижения
которых заключаются договоры аренды,
также могут существенно
В качестве арендатора и арендодателя
могут выступать любые
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду. Например, унитарное предприятие, не являясь собственником недвижимого имущества, которое закреплено за ним, при определенных условиях может сдавать его в аренду. Или другой пример: агентство недвижимости сдает в аренду квартиру собственника на основании заключенного с ним договора.
Целью курсовой работы является проведение аудита операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс».
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) представить характеристику операций по договорам текущей аренды как объекта бухгалтерского учета;
2) осуществить планирование аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс»
3) провести аудиторскую проверку и сделать выводы по результатам аудиторской проверки учета операций по договорам текущей аренды в ООО «Юникс».
Объектом наблюдения в работе является ООО «Юникс», Объектом исследования – договора текущей аренды. Предметом исследования – учет операций по договорам текущей аренды.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В соответствии с экономическим содержанием все договоры аренды подразделяются на следующие группы [8, с. 13]:
- краткосрочная аренда - договор, как правило, заключается на срок менее одного года, арендуемые объекты продолжают числиться на балансе арендодателя, а арендатор учитывает их за балансом. Такая аренда весьма распространена для проведения разовых мероприятий - общего собрания акционеров или участников, учебных семинаров и т.п.;
- долгосрочная аренда - договор
заключается на срок более
одного года и чаще всего
предусматривает возможность
- лизинг - общие положения договора
финансовой аренды аналогичны
положениям договора
Договор аренды зданий, сооружений, отдельных помещений, а также другого имущества может предусматривать право их выкупа (по окончании срока аренды или досрочно) либо заключаться без права выкупа. Кроме того, договором аренды может быть установлено, что арендуемое имущество будет учитываться на счете либо арендодателя, либо арендатора. Чаще всего договоры аренды, в которых предусмотрено право выкупа и условие, что объекты будут отражаться на балансе арендатора, заключаются при долгосрочной аренде. Схема бухгалтерских проводок арендатора и арендодателя зависит от того, на чьем балансе учитывается арендуемое имущество.
Если имущество учитывается на балансе арендодателя [8, с. 14].
В бухгалтерском учете арендатора расходы, связанные с арендой, отражаются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу» - в зависимости от назначения арендуемых объектов и сферы, в которой они используются (производственная или торговая).
Обращаем внимание на то, что Инструкцией по применению Плана счетов прямо не предусмотрено отнесение сумм арендной платы непосредственно на счет 20 «Основное производство» (только на счета 25, 26 или 44). Стоимость арендованного имущества отражается за балансом на счете 001 «Арендованные основные средства».
Таким образом, в бухгалтерском учете арендатора оформляются следующие проводки:
Дебет 001 - на сумму стоимости арендованного имущества. Проводка оформляется при принятии объектов в аренду;
Дебет 25 Кредит 60 - на сумму начисленной арендной платы по объектам производственного назначения;
Дебет 26 Кредит 60 - на сумму начисленной арендной платы по объектам управленческого или хозяйственного назначения;
Дебет 44 Кредит 60 - на сумму арендной платы по объектам, используемым при продажах продукции (например, складские помещения), а также по объектам, арендуемым организациями торговли или общественного питания;
Дебет 19 Кредит 60 - на НДС по суммам начисленной арендной платы;
Дебет 60 Кредит 51 - на сумму произведенной оплаты;
Дебет 68 Кредит 19 - на сумму произведенного налогового вычета;
Кредит 001 - на сумму стоимости арендованного объекта по окончании срока аренды и передачи (возврата) объекта арендодателю.
В том случае, когда арендная плата начисляется авансом (за несколько последовательных отчетных периодов), по нашему мнению, целесообразно использовать следующую схему [8, с. 15]:
Дебет 97 Кредит 60 - на сумму начисленной арендной платы;
Дебет 25 (26 или 44) Кредит 97 - на сумму арендной платы, относящейся к данному отчетному периоду.
Арендодатель может
В настоящее время случаи, когда подобная деятельность является основной, встречаются весьма редко (чаще всего арендодателями выступают организации, имеющие временно неиспользуемые объекты основных средств и сдающие их в аренду для минимизации убытков по содержанию). Поэтому особенности организации бухгалтерского учета арендных отношений в организациях, для которых такая деятельность является основной, здесь не рассматриваются как не представляющие интереса для подавляющего большинства наших читателей.
Если предоставление основных средств в аренду является видом обычной деятельности организации, операции, связанные с реализацией указанных услуг, отражаются обычным порядком - с использованием счетов учета производственных затрат, счета 90 «Продажи» и счетов учета расчетов.
В бухгалтерском учете
Дебет 91 Кредит счетов учета производственных затрат (02, 23, 10, 70, 69 и т.п.) - на сумму расходов, связанных с обслуживанием (содержанием) арендуемого имущества;
Дебет 91, субсчет «НДС», Кредит 68 - на НДС по сумме начисленной арендной платы;
Дебет 62 Кредит 91, субсчет «Прочие доходы» - на сумму начисленной арендной платы.
Так как наиболее распространенным условием расчетов за арендуемое имущество является оплата за ряд отчетных периодов (как правило, за квартал), то схема проводок может быть несколько более сложной:
Дебет 62 Кредит 98 - на сумму начисленной арендной платы за ряд периодов;
Дебет 98 Кредит 91 - на сумму арендной
платы при наступлении
Таким образом, то, куда относить суммы начисленной арендной платы, определяется не фактом поступления оплаты на расчетный счет или в кассу организации, а тем, за какой период арендная плата начисляется.
Если имущество учитывается на балансе арендатора[8, с. 16].
Документами системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета
вопросы организации
Для организаций, специализирующихся на предоставлении объектов основных средств в аренду, Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено открытие и ведение счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Этот счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении вложений организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода.
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» установлено, что активы, приобретенные для перепродажи, не могут учитываться в составе объектов основных средств [15, с. 23].
В зависимости от целей, для которых приобретены объекты основных средств, схема формирования их первоначальной стоимости и оприходования может быть следующей (рис. 1.1):
Рис. 1.1 - Схема формирования первоначальной стоимости и оприходования основных средств в зависимости от целей
Таким образом, формирование первоначальной стоимости приобретенного имущества (для последующего использования в качестве доходных вложений в материальные ценности) осуществляется в том же порядке, что и формирование первоначальной стоимости объектов основных средств, на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». По завершении процесса формирования первоначальной стоимости (включая осуществление затрат, связанных с доведением до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях) приобретенные объекты приходуются по дебету счета 03.
Так же (по дебету счета 03 и кредиту счета 08) отражается увеличение балансовой стоимости объектов в случае их реконструкции, дооборудования, достройки или модернизации.
В порядке, аналогичном тому, который
установлен для объектов основных средств,
используемых в производственной или
управленческой деятельности, арендатор
списывает стоимость
В общем случае выбытие подобных объектов отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», и кредиту счета 03. Для формирования остаточной стоимости к счету 03 предусмотрено открытие субсчета «Выбытие материальных ценностей», в дебет счета которого списывается первоначальная или восстановительная стоимость объекта, а в кредит - начисленная амортизация. Особенностью является то, что объекты, учитываемые в составе доходных вложений в материальные ценности, могут списываться по первоначальной стоимости (то есть без начисления амортизации). Более подробно эти особенности рассматриваются ниже - применительно к соответствующим договорам аренды [15, с. 24].
Еще одной особенностью отражения
в учете операций по движению объектов,
учитываемых на счете 03, является то,
что начисление амортизации арендованного
или лизингового имущества
Основные нормативные документы:
• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2010);
• Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160), в части, не противоречащей более поздним нормативным документам, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета;