Аудит внеоборотных активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы - провести анализ бухгалтерского учета и аудит внеоборотных активов на ОАО БФЗ, сделать выводы и предложить ряд мер по совершенствованию системы учета и управления внеоборотными активами на ОАО БФЗ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы учета и аудита внеоборотных активов на предприятии;
- проанализировать бухгалтерский учет внеоборотных активов на ОАО БФЗ;
- провести аудит внеоборотных активов на БФЗ;
- разработать меры по совершенствованию учета и управления внеоборотными активами на ОАО БФЗ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Внеоборотные активы: теоретический аспект…………………………………..5
1.1. Содержание, основные понятия и классификация внеоборотных активов....5
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита внеоборотных активов………………………………………………………………………………13
1.3. Источники финансирования вложений во внеоборотные активы………….18
2. Организация бухгалтерского учета внеоборотных активов на «Бугульминском фарфоровом заводе»……………………………………………24
2.1. Характеристика деятельности предприятия…………………………………24
2.2. Бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов предприятия……………………………………………………………..………….27
2.3. Раскрытие информации о внеоборотных активах в бухгалтерской отчетности…………………………………………………………………………..37
3. Аудит внеоборотных активов предприятия……………………………………42
3.1. Порядок проведения аудита внеоборотных активов………………………..42
3.2. Аудит внеоборотных активов на «Бугульминском фарфоровом заводе»………………………………………………………………………………50
Заключение………………………………………………………………………….57
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

диплом Таня.doc

— 325.50 Кб (Скачать файл)

- линейный;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания по  сумме чисел лет срока полезного  использования;

- способ списания стоимости пропорционально объему выпускаемой продукции.

         Проверяя начисление амортизации,  аудитору следует учитывать, что  амортизация не начисляется по:

а) объектам жилищного  фонда;

б) объектам внешнего благоустройства;

в) продуктивному скоту;

г) многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного  возраста.

         По указанным объектам основных  средств производится начисление  износа в конце отчетного года  по установленным нормам амортизационных  отчислений.

         Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставление полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов. Можно указать корреспонденцию счетов по операциям с основными средствами.

         Не менее важным является проверка  правильности учета затрат на  ремонт основных средств. При этом аудитор должен установить наличие планов и смет на ремонты, акты сдачи-приемки основных средств, актов технологического осмотра зданий и сооружений, договоров подряда.  При этом аудитор должен учитывать, что затраты на ремонт основных средств могут отражаться одним из следующих способов:

1) при проведении небольших  объемов ремонтных работ затраты  по ним относятся на счета  издержек в том периоде, в  котором они возникли;

2) при проведении капитальных  ремонтов для равномерного включения затрат в себестоимость продукции целесообразно формировать резерв на ремонт основных средств или создавать ремонтный фонд;

3) при проведении внеплановых  ремонтов расходы по их осуществлению  могут относиться на счет 97 «Расходы  будущих периодов» и затем равномерно списываться на затраты предприятия в течение периода, оставшегося до конца отчетного периода.

         В ходе проверки следует убедиться  в том, что правильно сформирована  проектно-сметная документация на  проведение ремонта и выяснить  не производится ли под видом ремонта новое строительство или реконструкция основных средств, затраты по которым должны относится на капитальные вложения.

         Проверка правильности переоценки  основных средств в зависимости  от их количества может быть  осуществлена выборочно или сплошным порядком. Для этого путем  прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности применяемых коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки.

         В процессе подтверждения достоверности  проводимой инвентаризации аудитор  оценивает учетную политику на  предмет обоснования сроков и  порядка проведения инвентаризации  основных средств. Изучаются предоставленные  инвентаризационные и сличительные ведомости.

         В процессе аудиторской проверки  основных средств возникают следующие  типичные ошибки:

- несвоевременное оприходование  основных средств;

- неправильное определение  первоначальной стоимости объектов  основных средств;

- начисление износа не полностью амортизируемым объектам основных средств;

- отсутствие дефектных  актов и смет на проведение  капитального ремонта;

- переоценка объектов  основных средств без наличия  документов, подтверждающих реальность  рыночных цен;

- формальное проведение инвентаризаций основных средств;

- некорректная корреспонденция  счетов при отражении операций  по выбытию основных средств  и т.д.

         Приступая к аудиторской проверке нематериальных активов, аудитору следует учитывать, что поскольку на практике операции с нематериальными активами на многих предприятиях бывают немногочисленными, то и аудиторские процедуры направлены, как правило, на сплошное изучение системы их учета.

         В ходе проверки операций с  нематериальными активами аудитор  должен получить ответы на следующие вопросы:

- правильно ли произведена  классификация нематериальных активов  на соответствующие группы;

- своевременно ли приходуются  и принимаются к использованию  объекты нематериальных активов;

- обоснован ли порядок  начисления амортизации по вновь поступившим объектам нематериальных активов;

- проводится ли инвентаризация  объектов нематериальных активов;

- соблюдается ли график  документооборота по учету нематериальных  активов.

         Как правило, для получения  ответов на эти вопросы аудитор проводит тестирование, по итогам которого определяется, как относится на практике администрация к организации учета и обеспечению сохранности и эффективной эксплуатации нематериальных активов на предприятии.

         В ходе проверки аудитором производится изучение нематериальных активов и документов подтверждающих право собственности на них; проверка данных регистров учета нематериальных активов и сверка их со счетами Главной книги; проверка первичных документов по движению нематериальных активов и т.п.

         Особое внимание в ходе проверки должно уделяться внимание правильности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов с учетом способа их поступления на предприятие.

         Затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов носят капитальный характер и до принятия этих объектов на учет отражаются на счете 08 «Капитальные вложения» как долгосрочные инвестиции.

         Синтетический учет нематериальных  активов осуществляется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 19 «Налог на добавленную стоимость». Аналитический учет ведется пообъектно.

         Проверяя порядок начисления  и учета амортизации нематериальных  активов следует учитывать, что  она относится на соответствующие счета учета затрат на производство по нормам, рассчитанным предприятием самостоятельно, исходя из срока полезного использования. Начисление амортизации по нематериальным активам для целей бухгалтерского учета может производиться одним из четырех способов.

         Проверяя правильность расчета  срока полезного использования  нематериальных активов следует  исходить из:

- срока действия патента,  свидетельства и других ограничений  сроков использования интеллектуальной  собственности;

- ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получить экономические выгоды;

- по нематериальным  активам, по которым невозможно  определить срок их полезного  действия, нормы амортизационных  отчислений устанавливаются в  расчете на 20 лет.

         Изучая структуру нематериальных  активов аудитору необходимо  обратить внимание на возможное  ошибочное отнесение к нематериальным  активам, например, лицензий. Для  этого необходимо составить подробный  список нематериальных активов,  принятых на учет экономическим субъектом с указанным сроком полезного использования каждого объекта и с указанием нормы амортизации и фактически начисленной амортизации.

         Все операции с выбытием нематериальных активов должны отражать  с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

         В процессе проверки операций  по выбытию аудитору необходимо  дать оценку достоверности документирования  операций, корреспонденции счетов  и начисленным налогам. Выявленные  в ходе проверки ошибки фиксируются  в рабочей документации аудитора.

         К наиболее типичным ошибкам  на данном разделе учета можно  отнести следующие:

- неправомерное включение  хозяйственных средств в состав  нематериальных активов;

- неправильное формирование  первоначальной стоимости объектов  нематериальных активов;

- необоснованное определение  срока полезного использования  нематериальных активов;

- неправильное начисление  амортизации по отдельным объектам  нематериальных активов;

- отсутствие первичных  документов или формирование  их с нарушением установленных требований.

         Таким образом, аудит данного  раздела учета включает в себя  обширную проверку рабочей документации  предприятия, обработку большого  объема информации и составлению  итогового заключения по проделанной  работе. Информация, полученная в ходе проверки, формируется в виде отдельной главы с выводами и рекомендациями аудитора, и включается в общий состав аудиторского отчета.  

 

3.2. Аудит внеоборотных  активов на ОАО «Бугульминском фарфоровом заводе»

         Проведение аудита внеоборотных  активов ОАО «Бугульминский фарфоровый завод» начнем с проверки операций по учету основных средств, поскольку нематериальные активы на предприятии отсутствуют.

         Итак, на проверку были предоставлены  следующие документы:

- передаточный акт  от 01.12.07г. о получении основных средств в уставный капитал;

- приказ от 07.02.07г. об  утверждении срока полезного  использования основных средств,  полученных в качестве вклада  в уставный капитал;

- свидетельства о государственной  регистрации объектов недвижимости;

- договоры на приобретение объектов основных средств;

- акты ввода в эксплуатацию  основных средств за 2007год;

- инвентарные карточки  по форме № ОС-6 за 2007 год;

- аналитические ведомости  по счету 01/1 «ОС в организации»  за 2007год.

         По результатам проведенной выборочной проверки можно сделать следующие замечания.

         1. Затраты по регистрации объектов  недвижимости отражены в бухгалтерском  учете Общества в составе прочих  расходов. В марте 2007года Обществом оплачена госпошлина за регистрацию 19 объектов недвижимости, полученных в качестве вклада в уставный капитал, в сумме 142 500 рублей. В бухгалтерском учете сделана следующая проводка:

Д-т 76/1                     К-т51

В ноябре 2007 года указанная  сумма отражена в составе прочих расходов (Д-т 91/2       К-т76/1).

         Аудитор отмечает:

- в соответствии с  п.8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью  основных средств, приобретенных  за плату, признается сумма  фактических затрат организации  на приобретение, сооружение и  изготовления, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов;

- фактическими затратами  на приобретение и изготовление  основных средств является госпошлина, уплачиваемая в связи с приобретением  основных средств;

- следовательно, затраты  по госпошлине, понесенные до момента принятия объектов к учету в качестве основных средств следовало учитывать по каждому объекту недвижимости на счете 08/4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»;

- в результате указанного  нарушения занижена первоначальная  стоимость основных средств – объектов недвижимости, а, следовательно, и суммы начисленной амортизации за 2007 год. Это привело к искажению налогооблагаемой базы по налогу на имущество за 2007 год.

         Аудитор рекомендует: 

- предоставить уточненную  декларацию по налогу на имущество за 2007 год;

- внести исправления в бухгалтерский учет следующими записями:

Д-т 76/1        К-т 91/1       «Прочие доходы»

Д-т 08/4        «Приобретение отдельных объектов ОС                 К-т 76/1

Д-т 01/1 «ОС в организации»                                                          К-т 08/4.

        2. Предприятием искажены данные по амортизации в целях бухгалтерского и налогового учета, начисленной по движимому имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал.

        Общество приказом от 07.02.07г. самостоятельно установило срок полезного использования полученного имущества при принятии его к учету в качестве основных средств, отнеся его к соответствующим амортизационным группам в соответствии с классификацией основных средств.

         Однако амортизационные отчисления  в бухгалтерском учете по части  основных средств до июля 2007 года, а по части – до августа  2007 года рассчитывались по нормам, не соответствующим нормам, установленным  в вышеуказанном приказе. 

        В налоговом учете по одному основному средству амортизационные отчисления в течение трёх месяцев начислялись в сумме 1 789,55 рублей (155 месяцев), в течение семи месяцев по другому основному средству в сумме – 3 302, 15 рублей в месяц (84 месяца).

Информация о работе Аудит внеоборотных активов предприятия