Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 09:14, курсовая работа
Существование в таких условиях не стимулировало рост производства и производительности труда, но избавляло от тревоги за будущее. Централизация управления в верхних этажах иерархии управленческих структур, возможность существовать, не вникая глубоко в процессы образования себестоимости и прибыли, привели к пренебрежению учетно-аналитической работой на местах, сделали ее практически ненужной.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Характеристика ОАО ПЗ «Октябрьский» …………………………………… 6
2 Анализ нормативных документов по теме …………………………………. 16
3 Планирование аудита затрат и исчисления себестоимости продукции молочного скотоводства ………………………………………………………. 25
3.1 Цель и задачи аудита. Источники информации при проверке ………….. 25
3.2 Оценка существенности …………………………………………………….28
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска …………………… 31
3.4 План и программа аудита …………………………………………………. 35
4 Процедуры получения аудиторских доказательств и результаты выборочного аудиторского обследования …………………………………… 38
4.1 Аудит учетной политики ………………………………………………….. 38
4.2 Аудит инвентаризации основного стада и обследование условий содержания животных ………………………………………………………… 41
4.3 Проверка обоснованности, правомерности и своевременности включения в состав затрат на производство расходов, произведенных организацией….44
4.4 Проверка правильности калькулирования себестоимости продукции…. 50
4.5 Аудит качества используемого программного продукта ………………. 55
Выводы и предложения ……………………………………………………… 58
Операции по учету движения продукции животноводства оформляются: «Журналом учета надоя молока» (типовая форма СП-23), утвержденным постановлением Госкомстата России от 29.09.97 №68; «Накладной (внутрихозяйственного назначения)» (типовая форма №87), утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 24.11.1972 г. №269-2; разработанная организацией таблица «Приход навоза», а также машинограммы для сводного учета – это «Ведомость движения готовой продукции» и «Ведомость учета расхода кормов».
Операции по учету расходов на производство продукции молочного скотоводства оформляются следующими документами: затраты на оплату труда – «Расчет начисления оплаты труда работникам животноводства» (типовая форма №69), утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 24.11.1972 г. №269-2. Другие прямые расходы оформляются в основном «Накладной (внутрихозяйственного назначения)» (типовая форма №87), утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 24.11.1972 г. №269-2.
Распределяемые затраты относятся на готовую продукцию согласно соответствующим документам. Так, например, амортизация – согласно «Ведомости начисления износа основных фондов» (машинограмма), услуги вспомогательных производств - согласно разработанным организацией «Затратным ведомостям» и бухгалтерским справкам.
Все затраты аккумулируются в журнале-ордере № 10/1 и ведомости № 10а. Затем эти данные по расходам и выпуску продукции заносятся в «Производственный отчет по животноводству». Эта форма утверждена Министерством сельского хозяйства СССР 27.10.1982 г. №269-9.
Все обороты по счетам заносятся из регистров в Главную книгу, на основании которой составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, в том числе Отчет о производстве, себестоимости и реализации продукции животноводства (форма № 13-АПК).
3.2 Оценка существенности
Согласно Правилу (стандарту) №4 «Существенность в аудите» аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений.
Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, так и в отношении остатков по отдельным счетам бухгалтерского учета, групп однотипных операций и случаев раскрытия информации [12].
Под существенностью понимается величина пропусков, неточностей или неправильного трактования бухгалтерских показателей, которые в свете сопутствующих обстоятельств делают вероятным тот факт, что суждение, сделанное на их основе, могло бы изменится, или на него мог бы повлиять неточный или неправильный факт.
В организации, имеющей сложную отраслевую структуру, в качестве базы для расчета уровня существенности используют несколько показателей с последующим их усреднением. При расчете планового уровня существенности используют показатели с наименьшей долей отклонения от ближайшего большего значения (таблица 9).
Далее следует определить единый уровень существенности. Аудитор должен проанализировать числовые значения в графе 4 и рассчитать на их основе среднюю величину (единый уровень существенности):
Таблица 9 – Базовые показатели и установление уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Уровень существенности показателя, % |
Значение для расчета, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Нераспределенная прибыль отчетного года |
187034 |
5 |
9351,70 |
Выручка от продажи без НДС |
173448 |
2 |
3468,96 |
Валюта баланса |
313386 |
2 |
6267,72 |
Собственный капитал |
82640 |
10 |
8264,00 |
Общие затраты организации |
120243 |
2 |
2404,86 |
Далее можно отбросить значения, сильно отклоняющиеся в большую или меньшую сторону от среднего (таблица 10).
Таблица 10 – Проверка отклонений большего и меньшего показателей
Показатели |
Сумма, тыс. руб. |
Наименьшее значение (общие затраты организации) |
2404,86 |
Отклонение наименьшего значения |
59,592032 |
Наибольшее значение (нераспределенная прибыль отчетного года) |
9351,70 |
Отклонение наибольшего значения |
57,133135 |
Наименьшее значение отличается от среднего на 59,59%, а наибольшее значение – на 57,13%, следовательно, наибольшее и наименьшее значение можно исключить из расчета. Далее на базе оставшихся показателей рассчитывается единый уровень существенности:
Для удобства дальнейшей работы среднее значение можно округлить, но так, чтобы после округления оно изменилось не более чем на 20%, следовательно, с учетом округлений значение уровня существенности устанавливается равным 6000 тыс. руб. (или 2%).
В дальнейших расчетах показатель Единого уровня существенности целесообразно использовать для определения уровня существенности ошибки по отдельным статьям Бухгалтерского баланса. Существенность ошибки определяется по наиболее значимым статьям баланса, к которым можно отнести как статьи с наибольшим удельным весом в структуре Бухгалтерского баланса, так и статьи, незначительное искажение которых может быть признаком существенных искажений в других отчетных формах Бухгалтерской (финансовой) отчетности (таблица 11).
Таблица 11 – Определение существенности ошибки статей Бухгалтерского баланса
Статьи баланса |
Сумма, тыс. руб. |
Доля в валюте баланса, % |
Уровень существенно-сти, тыс. руб. |
Основные средства |
144653 |
46,16 |
2769,60 |
Незавершенное строительство |
10476 |
3,34 |
200,40 |
Запасы |
138692 |
44,25 |
2655,00 |
в
том числе: |
62972 |
20,09 |
1205,40 |
животные на выращивании и откорме |
43938 |
14,02 |
841,20 |
затраты
в незавершенном |
26992 |
8,61 |
516,60 |
готовая продукция
и товары для |
3393 |
1,08 |
64,80 |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) |
8642 |
2,76 |
165,60 |
Денежные средства |
10277 |
3,28 |
196,80 |
Добавочный капитал |
80610 |
25,72 |
1543,20 |
Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток) |
187034 |
59,68 |
3580,80 |
Краткосрочные займы и кредиты |
34000 |
10,85 |
651,00 |
Краткосрочная кредиторская задолженность |
8412 |
2,68 |
160,80 |
в том числе: |
4226 |
1,35 |
81,00 |
задолженность перед
персоналом |
2494 |
0,80 |
48,00 |
Недостатком этого метода является то, что не учитываются риски системы внутреннего контроля, значения которого на разных участках могут колебаться.
3.3 Оценка внутреннего контроля и аудиторского риска
Согласно Правилу (стандарту) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» аудиторский риск включает в себя 3 составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения. Аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск и разработать аудиторские процедуры. С этой целью аудитору следует получить представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита [13].
Существуют различные методы документирования информации, имеющей отношение к системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Для того чтобы оценить насколько хорошо они организованы с точки зрения предотвращения или обнаружения и исправления существующих искажений, наиболее подходит использование вопросников и тестов. Где в зависимости от ответа на поставленный вопрос выставляется определенное количество балов. Затем сопоставляется фактически набранное количество балов с максимальным. По итогам дается фактическая оценка надежности системы (таблица 12).
Система внутреннего контроля включает комплекс процедур и методик, которые разрабатываются для обеспечения снижения нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности. Такие методики и процедуры называются элементами системы внутреннего контроля (рис. 1).
Рис. 1 – Схема элементов системы внутреннего контроля
Таблица 12 – Рабочий документ аудитора. Анкета проверки состояния средств внутреннего контроля и системы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции молочного скотоводства в ОАО ПЗ «Октябрьский»
За 2005г.
|
Содержание вопроса или объекта исследования |
Содержание ответа или результат проверки |
Символы значений |
Выводы и решения аудитора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А. Средства внутреннего контроля | ||||
1 |
Имеется ли утвержденная схема структуры подраз-деления по ведению учета |
В учетной политике прописана структура подразделения |
Блок 1 учетной политики пункт 1 (приложение А) | |
2 |
Имеется ли утвержденный график документооборота с указанием взаимосвязей и сроков |
В учетной политике имеется график документооборота |
Выдержка из документооборота представлена в приложении М | |
3 |
Есть ли наличие должностных инструкций работников бухгалтерских и других служб |
Имеются должностн. инструкции работни-ков бухгалтерской службы, специал-стов |
Должностные инст-рукции составлены, но не утверждены ген. директором | |
4 |
Определение должностных лиц, имеющих право подпи-си первичных документов |
Имеется Приказ гене-рального директора с перечнем таких лиц |
Это в основном специалисты, МОЛ | |
5 |
Определение приказом состава МОЛ наличие договоров с ними на мате-риальную ответственность |
Имеется Приказ с определением состава МОЛ наличие договоров с кассиром |
О наличии договоров с МОЛ с полной уверенностью судить не могу | |
6 |
Сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности в сейфах |
Денежные средства и бланки хранятся в сейфах и кассе |
Помещение кассы оборудовано всоотве-тствии с норм. актом | |
7 |
Все ли учетные документы сброшюрованы, пронумеро-ваны для обеспечения сох-ранностии поиска |
Документы сброшюрованы, но отдельные из них не пронумерованы |
На большинстве участках документы не нумеруются | |
8 |
Сохранность учетных реги-стров в сейфах или специа-льно оборудованных помещениях |
Учетные регистры хранятся в кабинете бухгалтерии в спец. шкавчиках |
Шкафы при этом стеклянные и закрываются на ключ | |
9 |
Действуют ли контролиру-емые органы: служба внут-реннего контроля, ревизио-ная комиссия, инвентариза-ционная комиссия, комис-сия по приему-передаче средств при вводе, списании |
Действуют инвентаризационная комиссия, комиссия по приему-передаче средств при вводе, списании |
Состав комиссий прописан в учетной политике: пункт 3.1.2 (приложение А) | |
10 |
Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования ТМЦ |
Инвентаризация ТМЦ проводится согласно плану |
Внезапных проверок ТМЦ не проводятся | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
Есть ли факты перепоруче-ния кассиром своей работы |
Такие факты не были обнаружены |
Доказано в результа-те проведения опроса | |
12 |
Подписываются ли руково-дителем организации расхо-дные кассовые документы |
Расходные кассовые документы подписы-ваются руководите-лем или лицом его заменяющим |
Доказано в результа-те сплошного прос-мотра расходных кас-совых документо | |
13 |
Контролирует ли банк соб-людение расчетно-платежной дисциплины |
Контролирует |
Контролирует оста-ток ден. средств в кассе и на рас. счете | |
14 |
Проводятся ли внезапные ревизии кассы, инвентари-зации при смене МОЛ, инвентаризации ТМЦ |
Проводятся инвен-таризации при смене МОЛ, инвентариза-ции ТМЦ, внезапные ревизии кассы |
Об этом свидетельствуют акты инвентаризации | |
Б. Система бухгалтерского учета | ||||
15 |
Автоматизирован ли процесс учета затрат |
Частично автоматизирован |
1С. Предприятие -Сельхозпредприятие | |
16 |
Соблюдается ли график документооборота по учету затрат на производство |
Соблюдается |
Приложение М | |
17 |
Имеются ли нарушения законодательства о бухгалтерском учете при оформлении первичных документов по учету затрат |
Не на всех первичных документах стоит номер, расшифровка подписи и т.п. |
Этот факт является нарушением законодательства | |
18 |
Существуют ли нормативы на затраты |
Существуют нормативы расходы кормов |
Кормление происхо-дит согласно рецеп-там (прил. Н) | |
19 |
Проводится ли инвентари-зация основного стада |
По концу года согласно приказа руководителя |
Инвентаризация проводится отдельно по каждой ферме | |
20 |
Правильно ли классифици-руются затраты на произво-дство по элементам затрат и по статьям калькуляции |
Возможны ошибки по вине работников склада, которые исп-равляются работни-ками бухгалтерии |
Установлено по средствам опроса работников бухгалтерской службы | |
21 |
Организован ли учет потерь на производстве |
Организован |
По решению комис-сии | |
22 |
Регулярно ли сверяются данные аналитического и синтетического учета затрат на производство |
Один раз в квартал |
При завершении квартала | |
23 |
В соответствии с какими нормативными докумен-тами производится калькуляция себестоимости |
В соответствии с Методическими рекомендациями Минсельхоза |
При этом калькули-руют себестоимость не только молока, но и др. продукции | |
24 |
Когда проводится расчет калькуляции |
В конце отчетного года |
Это связано с особен-ностями с/х учета | |
25 |
Какие процедуры предшес-твуют расчету себестоимо-сти |
Проводится инвента-ризация и закрытие счетов |
Об этом свидетельст-вуют бухгалтерские справки |
Значения символов:
низкий уровень эффективности средств контроля – ;
ниже среднего уровня эффективности средств контроля – ;
средний уровень эффективности средств контроля – ;
высокий уровень эффективности средств контроля - .
Таким образом, проанализировав систему внутреннего контроля, мы получаем, что из максимальных 100 баллов набирается – 78. Значит, аудиторский риск будет складываться из следующих элементов:
Для того чтобы аудиторский риск был низким необходимо одни аналитические процедуры увеличить, а другие – соответственно сократить. Так как в учете присутствуют нарушения при заполнении первичных документов, отсутствует их нумерация, то целесообразно увеличить выборку первичных документов по учету расходов на производство и провести сплошной учет выхода продукции. Калькулирование продукции осуществляется согласно нормативным документам, поэтому целесообразно проверить только расчет себестоимости и правильность распределения косвенных расходов.
3.4 План и программа аудита
Согласно Правилу (стандарту) № 3 «Планирование аудита» планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки (таблица 13). Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором [14].
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы (таблица 14).