Бюджетное планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4
1.1.Роль бюджетирования в управлении предприятием…………………………………… 4
1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5
1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7
1.4.Функции бюджетирования …………………………………………………………… 10
Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15
2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15
2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………... 18
2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22
Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24
3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24
3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28
3.3.Бюджет прямых затрат труда…………………………………………………………… 30
3.4.Бюджет производственных накладных расходов …………………………………… 31
3.5.Бюджет управленческих и коммерческих затрат………………………………………..34
3.6.Бюджетный отчет о прибылях и убытках………………………………………………...36
3.7.Бюджет денежных средств……………………………………………………………… 38
3.8.Подготовка отчетов об исполнении планов…………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………. 44

Файлы: 1 файл

Бюджет.doc

— 669.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный  университет»

(ПетрГУ)

Экономический факультет

Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита

 

 

 

 

Курсовая работа

по бухгалтерскому управленческому учету

 

на тему «Бюджетное планирование на предприятии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса заочного отделения экономического факультета специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Федорова Ирина Алексеевна

 

Научный руководитель:

 

Кандидат экономических  наук, доцент, зав. кафедрой

бухгалтерского учета, анализа  хозяйственной деятельности и аудита

Катина Ирина Эдуардовна





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск

2012

Оглавление

Введение 3

 

Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4                                             

1.1.Роль бюджетирования в управлении  предприятием……………………………………   4

1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5

1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7

1.4.Функции бюджетирования ……………………………………………………………      10

 

Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15

2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15

2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………...  18

2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22

 

Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24

3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24

3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28

3.3.Бюджет прямых затрат труда……………………………………………………………   30

3.4.Бюджет производственных накладных  расходов ……………………………………     31

3.5.Бюджет управленческих и коммерческих  затрат………………………………………..34

3.6.Бюджетный отчет о прибылях  и убытках………………………………………………...36

3.7.Бюджет денежных средств………………………………………………………………   38

3.8.Подготовка отчетов об исполнении  планов……………………………………………   39

Заключение……………………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы……………………………………………………….   44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современный период одним из эффективных инструментов управления финансами организации является бюджетирование, представляющее собой прикладную реализацию финансового планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия. Бюджетирование способствует уменьшению нерационального использования средств предприятия благодаря своевременному планированию хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением.

Внедрение системы бюджетирования сопряжено с такими трудностями  как большой период внедрения, необходимость  реорганизации подразделений компании, необходимость переобучения и повышения  квалификации персонала. Тем не менее, если компания планирует сохранять конкурентоспособность на рынке в длительной перспективе, грамотно построенная и внедренная система бюджетирования поможет ей оптимизировать затраты, прогнозировать доходы и планировать расходы, корректировать стратегию развития компании. По оценкам специалистов, из-за того, что предприятия не формируют годовые бюджеты, они теряют за год до 20% своих доходов. В основной массе планирование создает стабильность в развитии предприятия, поддерживает его потенциал на высоком уровне, способствует эффективному развитию.

Актуальность данного  вопроса трудно переоценить, так  как с каждым годом количество предприятий, внедряющих программы  ведения управленческого учета  растет.

Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.

Основным нормативным документом, регулирующим организацию бюджетирования в ООО «Интер – Инжиниринг» является «Положение о бюджетировании».

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации.

 

    1. Роль бюджетирования в управлении предприятием

 

В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников обеспечения, а также спроса потребителей.

 Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью любой организации.

Планирование побуждает руководство  думать о будущем, заставляет компанию определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы.

Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития внешних факторов, внутренних ресурсов и др.

Классификация видов планирования:

1. По срокам планирования:

• оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;

• краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;

• среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;

• долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.

2. По функциям назначения:

• производственное - план производства;

• коммерческое - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;

• инвестиционное - организационно-техническое  развитие предприятия;

• социальное - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;

• планы по труду и заработной плате;

• другие планы по функциям и сферам деятельности.

3. По уровням управления предприятием:

• общефирменные планы;

• планы структурных подразделений (филиал, производство, цех);

• планы работ функциональных отделов;

• планы работ участков и бригад.

4. По объектам планирования:

• по видам деятельности;

• по конкретным продуктам, видам  работ и услуг;

• план выпуска новых изделий;

• план по видам продукции, находящейся  в процессе освоения и т.д.

Также различают следующие виды:

• последовательное планирование - новый план составляется по истечении срока действия предыдущего;

• скользящее планирование - по истечении  части срока действия плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый с учетом полученных фактических данных;

• гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных условий, гибкое планирование для накладных расходов.

Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации  целей развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

 

 

1.2. Определение бюджета

 

 

Бюджет представляет собой финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. Его также часто называют финансовым планом действий. Ключом к пониманию термина «бюджет» является осознание того, что это есть ничто больше, как лист бумаги, на котором представлены финансовые и другие данные. Эти данные планируют серию событий, которые свершатся в будущем. Это есть прогноз будущих финансовых операций [18].

Бюджетирование – это процесс  согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения.

В этом определении использовано два  термина для обозначения одного и того же документа – «бюджет» и «смета». Первый из них – калька с английского слова «budget» и означает «план» в смысле финансового документа. Второе слово – русское и означает постатейный список доходов и расходов. Таким образом, имея в виду финансовое планирование, «бюджет» и «смета» - одно и то же. Однако есть и различие в их употреблении: слово «смета» использовалось в советской плановой экономике для обозначения документа, конкретизирующего на уровне организации «спущенное» ей сверху (вышестоящими органами) задание по выпуску продукции с учетом ресурсов, также определяемых централизованно.

В настоящее время сметами называют постатейные расчеты стоимости  работ в строительстве и некоторых  других отраслях, и, таким образом, термин этот, оставшись в употреблении, стал узкоотраслевым, причем внешним: сметы готовят для заказчиков, для целей же внутреннего оперативного управления многие строительные компании, как и организации прочих отраслей деятельности, разрабатывают бюджеты. Поэтому для характеристики документа и процесса операционного планирования в организациях используют термины «бюджет» и «бюджетирование».

Термин «бюджет» появился в качестве широкоупотребимого в экономической  литературе лишь в первой половине 90-х годов прошлого века, когда  в России начали выходить переведенные с английского языка книги  о бюджетировании в коммерческих организациях. Технология бюджетирования, в отличие от сметного планирования, подразумевает комплексный подход с учетом целей самого предприятия и маркетинговых возможностей для их достижения. К настоящему времени термин «бюджетирование» «прижился» и в специальной литературе, и, что важнее, в практике работы российских организаций, пытающихся в новых экономических условиях буквально «с нуля» внедрить системы и процедуры планирования, соответствующие их целям и масштабам деятельности.

Вернемся к определению того, что же такое бюджет.

Бюджет – это количественно  детализированный план деятельности организации  в целом и отдельных ее сегментов, направленный на достижение целей организации.

В этом простом определении затронуты  три основных аспекта бюджетирования. Прежде всего, речь идет о направленности бюджетов в будущее. Прошлое в системе планирования не имеет никакой ценности, достигнутые результаты являются лишь ориентирами при формировании системы плановых показателей и базой для возможных сравнений. Второй аспект касается детализации. Почему бюджет обязательно должен быть количественным? Представьте себе предприятие, план которого выглядит так: «Достигнуть в следующем году большого объема продаж». Поставленная таким образом задача не дает возможности определить ресурсы и усилия, которые потребуются для ее достижения. Кроме того, по истечении бюджетного периода трудно будет определить, достигнута ли такая цель (большим ли был объем продаж за период или не очень). И третий аспект, содержащийся в определении, касается контроля. Бюджеты не имеют ценности сами по себе, они ценны настолько, насколько способствуют достижению целей организации и позволяют соотнести фактически полученный результат с плановыми показателями и целями, определенными в стратегическом плане. С учетом всего этого план компании должен содержать такой пункт: «В следующем году достигнуть объема продаж в 1000 изделий» [6].

Информация о работе Бюджетное планирование на предприятии