Бюджетное планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4
1.1.Роль бюджетирования в управлении предприятием…………………………………… 4
1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5
1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7
1.4.Функции бюджетирования …………………………………………………………… 10
Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15
2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15
2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………... 18
2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22
Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24
3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24
3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28
3.3.Бюджет прямых затрат труда…………………………………………………………… 30
3.4.Бюджет производственных накладных расходов …………………………………… 31
3.5.Бюджет управленческих и коммерческих затрат………………………………………..34
3.6.Бюджетный отчет о прибылях и убытках………………………………………………...36
3.7.Бюджет денежных средств……………………………………………………………… 38
3.8.Подготовка отчетов об исполнении планов…………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………. 44

Файлы: 1 файл

Бюджет.doc

— 669.00 Кб (Скачать файл)

Реализация принципа определения  причин и виновников отклонений от исполнения плана предполагает, что  наряду с величиной возникших  отклонений отчеты должны содержать  информацию о причинах возникших  отклонений (о факторах, вызвавших данное отклонение) и их виновниках. Понятие «виновник» не всегда следует трактовать дословно. В ряде случаев отклонения могут возникать независимо от конкретных лиц. Поэтому в рассматриваемом контексте виновник – это не только должностная единица, вследствие действия (или бездействия) которой возникло отклонение, но и должностная единица, способная прокомментировать данное отклонение, указать на его причину. В этом смысле в отчетах об исполнении планов желательно разделять регулируемые и нерегулируемые показатели, то есть на которые данный центр финансовой отчетности может и не может оказывать влияние.

В соответствии с принципом сочетания  персональной и коллективной ответственности  за исполнение планов ответственность должна быть распределена между всеми лицами, задействованными в их реализации. При этом степень ответственности должна находиться в прямой зависимости от возможности влияния данного лица на результаты деятельности. Например, начальник цеха (выделенного на предприятии как центр финансовой отчетности) отвечает за исполнение всей совокупности планов данного цеха, поскольку он наделен полномочиями, позволяющими ему влиять на результаты работы всего цеха. Сменный мастер отвечает за выполнение части производственного плана и планов потребностей в прямых производственных ресурсах, поскольку в рамках своей смены и своего участка он способен влиять на выпуск продукции и потребление в процессе производства необходимых ресурсов.

Принцип рационального закрепления  контрольных показателей за ответственными лицами предполагает, что:

1.Количество контрольных показателей  должно быть оптимальным, то  есть показателей должно быть  достаточно, чтобы обеспечить адекватный  контроль, но не слишком много,  чтобы не сделать контроль  чересчур трудоемким.

2.Закрепление контрольных показателей  за конкретными лицами должно  быть обоснованным, то есть контролироваться  должны те показатели, на которые  данное лицо способно оказать  влияние.

Использование принципа рационального  формата отчетов об исполнении планов предполагает, что объем содержащейся в отчете информации должен быть «необходимым и достаточным». То есть отчет должен быть:

1.Достаточно кратким, чтобы внимание  пользователя не рассеивалось.

При этом чем выше уровень получателя отчета в служебной иерархии, тем более лаконичным должен быть отчет;

2.Достаточно полным, чтобы предвосхитить  возможные вопросы пользователя.

Для одновременного выполнения обоих  требований можно воспользоваться  следующим подходом. В случае отсутствия существенных отклонений от плана отчет готовится в краткой стандартной форме. В случае наличия существенного отклонения по какому-либо показателю проводится «разукрупнение» показателя, детализация отчета с выделением факторов и виновников, которые вызвали данное отклонение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать следующие  выводы:

1. Задача бюджетирования сводится  к повышению финансово-экономической  эффективности и финансовой устойчивости  предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного результата.

2. Внедрение системы бюджетирования  позволяет предприятию:

- составлять прогнозы финансово-хозяйственной деятельности;

- оперативно подсчитать экономические последствия при возможных отклонениях от намеченного плана и принять эффективное управленческое решение;

- скоординировать работу структурных подразделений на достижение поставленной цели.

3. Совершенствование бюджетного  процесса с целью повышения эффективности управления предприятием достигается за счёт:

- обоснованности структуры бюджетов предприятия;

- комплексного планирования и сведения множества финансовых потоков в единый баланс;

- закрепления ответственности за исполнение бюджетов за подразделениями;

- мотивации руководителей за исполнение бюджетов путём включения в бюджет премиального фонда;

- ведения оперативного управленческого учёта;

- интеграции бюджетного процесса в систему информационно-аналитической поддержки управления.

4. Одной из самых сложных задач,  связанных с внедрением комплекса бюджетирования, является построение адекватной архитектуры бюджетной системы, которая позволяла бы получать объективную исчерпывающую информацию по всем подразделениям предприятия. При этом следует учитывать специфику деятельности предприятия. Основным моментом при планировании в ООО «Интер – Инжиниринг»» является получение заказов. Они рассматриваются как проекты, у которых выделяют этапы и под этапы, предельные сроки начала и окончания выполнения. Проекты "конкурируют" друг с другом за имеющиеся у предприятия в наличие ресурсы и имеют свои особенности, которые необходимо учитывать при бюджетировании на данном предприятии:

- продолжительный срок цикла выполнения некоторых проектов (более 1года) и как следствие — повышение неопределенности (чем выше срок, тем меньше точность планирования);

- большое количество проектов способствует повышению трудоемкости планирования и требует значительных вычислительных мощностей;

- оптимизация распределения ресурсов на выполнение наиболее приоритетных проектов, требующая применения инструментов календарного планирования;

- различные сочетания компонент, входящих в проект обеспечивают его уникальность.

Таким образом, следует учитывать, что единой модели построения бюджета не существует — для каждого конкретного предприятия бюджет будет индивидуален. А сам процесс бюджетирования предусматривает творческий подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Федеральный закон  «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011г) // Консультант плюс: комп. справоч. правовая система [Электронный ресурс] /компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. - [М.]-Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.07.2012г).

2.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н) // Консультант плюс: комп. справоч. правовая система [Электронный ресурс] /компания «Консультант Плюс». – Электрон. дан. - [М.]-Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 15.07.2012г).

3.Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие / М. А. Вахрушина. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Омега-Л: Высш. шк., 2002. – 526с.

4.Вахрушина М. А. Управленческий анализ: учебное пособие / М. А. Вахрушина. - 5-е изд., - Москва: Омега-Л, 2008. – 397с.

5.Волкова О. Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях / О. Н. Волкова. - Москва: Финансы и статистика, 2005. – 268с.

6.Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. / О.Н. Волкова. – М., ТК ВЕЛБИ, изд. Проспект, 2005.-472с.

7.Глушков И.Е. Управленческий  учет на современном предприятии.  Настольное пособие по управленческому учету / И.Е. Глушков.- М.: «КноРус»; Новосибирск, 2004.-160с.

8.Гущина И. Э. Бюджетирование в системе управленческого учета // Бухгалтерский учет. / И. Э. Гущина. - 2004. - N 19. - С. 50-55.

9.Друри К. Введение в управленческий и производственный учет / К. Друри. - М.: Аудит, Юнити, 1998.

10.Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов / В.Б. Ивашкевич. – М.: Экономист, 2006. – 618 с.

11.Каверина О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры / О.Д.Каверина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 352 с.

12.Карпова Т. П. Управленческий учет: учебник для высших учебных заведений / Т. П. Карпова. - Москва: ЮНИТИ, 1998. - 350 с.

13.Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник / В.Э. Керимов;  5-е изд. - Москва : Дашков и Кш, 2008. – 473с.

14.Кондраков Н.П. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие. / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368 с.

15.Красова О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практическое пособие / О.С. Красова. – М.: Омега-Л, 2007. – 169с.

16. Кукукина И. Г. Управленческий учет: учебное пособие для студентов / И. Г. Кукукина. - Москва: Финансы и статистика, 2004. – 398с.

17.Николаева С.А. Управленческий учет: Учебное пособие. / С.А. Николаева. - М.: Институт профессиональных бухгалтеров России: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2003.-176с.

18.Николаева О.Е. Управленческий  учет / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова, 6-е изд. – М.: КомКнига, 2006.- 320с.

19. Попов В. М. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств / В. М. Попов, С. И. Ляпунов, Т. А. Воронова. - Москва: Финансы и статистика, 2003. - 397 с.

20. Рыбакова О. В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование / О. В. Рыбакова. - Москва: Финансы и статистика, 2005. – 462с.

21.Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / В.А. Чернов (под редакцией М.И. Баканова). – М.: Финансы и статистика, 2005. – с.320.

22.Шеремет А.Д. Управленческий  учет: Учебное пособие / А.Д. Шеремет.  – 2-е изд.- М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.- 512с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Бюджетное планирование на предприятии