Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.
Введение 3
Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4
1.1.Роль бюджетирования в управлении предприятием…………………………………… 4
1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5
1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7
1.4.Функции бюджетирования …………………………………………………………… 10
Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15
2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15
2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………... 18
2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22
Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24
3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24
3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28
3.3.Бюджет прямых затрат труда…………………………………………………………… 30
3.4.Бюджет производственных накладных расходов …………………………………… 31
3.5.Бюджет управленческих и коммерческих затрат………………………………………..34
3.6.Бюджетный отчет о прибылях и убытках………………………………………………...36
3.7.Бюджет денежных средств……………………………………………………………… 38
3.8.Подготовка отчетов об исполнении планов…………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………. 44
Управленческие затраты в
Бюджет коммерческих затрат целесообразно составлять одновременно с бюджетом продаж, так как расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж.
Таблица 3.5.2
Бюджет коммерческих затрат
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Запланированные продажи |
76925,00 |
77825,00 |
77360,00 |
76820,00 |
83380,00 |
83535,00 |
82740,00 |
84640,00 |
643225,00 |
Переменные коммерческие расходы, тыс.руб. |
1230,80 |
1245,20 |
1237,80 |
1229,10 |
1334,10 |
1336,60 |
1323,80 |
1354,20 |
10291,60 |
Переменные затраты на оплату труда |
615,40 |
622,60 |
618,90 |
614,60 |
667,00 |
668,30 |
661,90 |
677,10 |
5145,80 |
Переменные расходы на доставку |
384,60 |
389,10 |
386,80 |
384,10 |
416,90 |
417,70 |
413,70 |
423,20 |
3216,10 |
Прочие переменные расходы |
230,80 |
233,50 |
232,10 |
230,50 |
250,10 |
250,60 |
248,20 |
253,90 |
1929,70 |
Постоянные расходы, тыс. руб. |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
731,00 |
5848,00 |
Амортизация |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
231,00 |
1848,00 |
Постоянные затраты на оплату труда |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
459,00 |
3672,00 |
Зп торговых агентов |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
432,00 |
3456,00 |
Командировочные расходы |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
27,00 |
216,00 |
Маркетинг |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
25,00 |
200,00 |
Прочие постоянные расходы |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
16,00 |
128,00 |
Итого коммерческих расходов |
1961,80 |
1976,20 |
1968,80 |
1960,10 |
2065,10 |
2067,60 |
2054,80 |
2085,20 |
16139,60 |
В методическом плане данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на доставку, рекламу, зарплату торговых агентов и т.п. В нашем примере переменная часть коммерческих расходов планируется в процентах от объема продаж. Ставка переменных расходов на оплату труда составляет 0,8% от объема продаж, ставка на доставку составляет 0,5% от объема продаж, а на прочие переменные затраты – 0,3%. Постоянные коммерческие расходы не изменяются по времени и за все планируемые периоды составили 731 тыс. руб.
Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формированию основного финансового бюджета, которое начинается с формирования бюджетного отчета о прибылях и убытках компании.
3.6. Бюджетный отчет о прибылях и убытках
Бюджетный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Этот отчет составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств.
Этот бюджет рассчитывается на основе следующего алгоритма:
Брутто-прибыль или убыток = Объем реализации – Себестоимость реализованной продукции;
Прибыль/убыток до налогообложения = Брутто-прибыль – Расходы на реализацию –Административные расходы;
Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Налог на прибыль.
Таблица 3.6.1
Отчет о прибылях и убытках
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Объем реализации, тыс. руб. |
84965,00 |
85965,00 |
85470,00 |
84870,00 |
91740,00 |
91905,00 |
91020,00 |
93120,00 |
709055,00 |
Себестоимость реализованной продукции |
76241,9 |
77554,40 |
76779,10 |
75906,20 |
80856,80 |
81001,50 |
81051,80 |
82688,30 |
631889,70 |
Брутто-прибыль или убыток |
8723,10 |
8410,60 |
8690,90 |
8963,80 |
10883,20 |
10903,50 |
9968,20 |
10431,70 |
77165,30 |
Расходы на реализацию |
1961,80 |
1976,20 |
1968,80 |
1960,10 |
2065,10 |
2067,60 |
2054,80 |
2085,20 |
16139,60 |
Административные расходы |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
31592,00 |
Прибыль/убыток до налогообложения |
2812,30 |
2485,40 |
2773,10 |
3054,70 |
4869,10 |
4278,50 |
3964,40 |
4397,50 |
29433,70 |
Налог на прибыль |
675,00 |
596,50 |
665,50 |
733,10 |
1168,60 |
1026,80 |
951,50 |
1055,40 |
7064,10 |
Чистая прибыль |
2137,30 |
1888,90 |
2107,60 |
2321,60 |
3700,50 |
3251,70 |
3012,90 |
3342,10 |
22369,70 |
Итогом построения отчета о прибылях и убытках является получение чистой прибыли. Так, в первом периоде чистая прибыль составила 2137,30 тыс. руб. К четвертому кварталу 2011г. она возрастает до 3342,10 тыс. руб. Величина чистой прибыли может быть получена при выполнении показателей всех ранее рассчитанных бюджетов.
Наряду с операционной деятельностью предприятие занимается финансовой и инвестиционной деятельностью. Доходы и расходы по инвестиционной деятельности находят свое отражение в бюджете инвестиций – он представляет собой план по формированию источников инвестиционных ресурсов и направлениям капитальных вложений, связанных с приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, земельных участков; реконструкцией, расширением и техническим перевооружением действующих предприятий и т.п.
Определение необходимости данных действий и привлечение источников финансирования капитальных вложений являются ключевой задачей управленческого учета [14].
Инвестиции влияют на все экономические показатели результатов производства: себестоимость продукции, прибыль, налогооблагаемую базу; соответственно должны с особым вниманием рассчитываться планируемые цены реализации продукции, денежные потоки, расчеты с инвесторами за предоставленные кредиты, налог на имущество и т.д. В основу бюджета капитальных вложений при планировании привлечения инвестиций должен быть положен инвестиционный анализ предлагаемых проектов по реконструкции предприятия, внедрению новых технологий и др.
Таблица 3.6.2
Бюджет инвестиций
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Проект строительства, тыс. руб. |
9231,00 |
9390,00 |
9345,00 |
9420,00 |
9200,00 |
9470,00 |
9375,00 |
9340,00 |
74772,00 |
Стоимость материалов |
5862,00 |
6020,00 |
5975,00 |
6050,00 |
5830,00 |
6100,00 |
6005,00 |
5970,00 |
47812,00 |
Стоимость работ |
3369,00 |
3370,00 |
3370,00 |
3370,00 |
3370,00 |
3370,00 |
3370,00 |
3370,00 |
26960,00 |
Приобретение оборудования, тыс. руб. |
34403,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
39500,00 |
0,0 |
0,0 |
73903,00 |
Стоимость оборудования |
28500,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
30040,00 |
0,0 |
0,0 |
58540,00 |
Стоимость монтажа |
5903,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0, |
9460,00 |
0,0 |
0,0 |
15363,00 |
Всего бюджет |
43634,00 |
9390,00 |
9345,00 |
9420,00 |
9200,00 |
48970,00 |
9375,00 |
9340,00 |
148675,00 |
Чтобы обеспечить сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия в планируемых периодах, необходимо составление бюджета движения денежных средств. Он рассчитывается на основе показателей графика поступления денежных средств от продаж, графика оплаты приобретенных материалов, бюджетов прямых затрат на материалы, оплату труда, общепроизводственных, управленческих и коммерческих расходов и бюджета по инвестиционной деятельности.
3.7. Бюджет денежных средств
Бюджет денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход – по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия).
Бюджет денежных средств является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все «хорошие и плохие новости» предприятия. Хорошие новости – приход денег, плохие – уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным, и определяется по следующему алгоритму:
Остаток денежных средств на конец периода = Остаток денежных средств на начало периода + Сальдо по операционной деятельности – Выплаты по инвестиционной деятельности.
Таблица 3.7.1
Бюджет движения денежных средств
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Остаток денежных средств на начало периода |
33560,00 |
7085,80 |
15871,10 |
24178,90 |
31876,70 |
44542,70 |
16051,40 |
26049,90 |
33560,00 |
Поступления, тыс. руб. |
100258,70 |
101438,70 |
100854,60 |
100146,60 |
108253,20 |
108447,90 |
107403,60 |
109881,60 |
836684,90 |
По операционной деятельности |
|||||||||
Выручка от реализации |
100258,70 |
101438,70 |
100854,60 |
100146,60 |
108253,20 |
108447,90 |
107403,60 |
109881,60 |
836684,90 |
Выплаты, тыс. руб. |
|||||||||
По операционной деятельности |
83098,90 |
83262,80 |
83201,80 |
83028,80 |
86387,20 |
87969,20 |
88030,10 |
89122,70 |
684293,10 |
По прямым затратам на материалы |
61540,00 |
61724,20 |
61708,70 |
61488,90 |
63960,70 |
65660,00 |
65834,30 |
66644,00 |
508560,80 |
По прямым затратам на оплату труда |
4555,80 |
4560,80 |
4501,80 |
4500,68 |
4640,80 |
4655,40 |
4656,40 |
4703,00 |
36774,68 |
По общепроизводственным расходам |
10417,30 |
10456,10 |
10408,00 |
10397,00 |
10603,00 |
10610,40 |
10584,10 |
10686,10 |
84161,90 |
По коммерческим расходам |
1961,80 |
1976,20 |
1968,80 |
1960,10 |
2065,10 |
2067,60 |
2054,80 |
2085,20 |
16139,60 |
По управленческим расходам |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
3949,00 |
31592,00 |
Налог на прибыль |
675,00 |
596,50 |
665,50 |
733,10 |
1168,60 |
1026,80 |
951,50 |
1055,40 |
7064,10 |
Сальдо по операционной деятельности |
17159,80 |
18175,90 |
17652,80 |
17117,80 |
21866,00 |
20478,70 |
19373,50 |
20758,90 |
152391,80 |
По инвестиционной деятельности |
|||||||||
Строительство объекта |
9231,00 |
9390,00 |
9345,00 |
9420,00 |
9200,00 |
9470,00 |
9375,00 |
9340,00 |
74772,00 |
Приобретение оборудования |
34403,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
39500,00 |
0,0 |
0,0 |
73903,00 |
Итого выплаты по инвестиционной деятельности |
43634,00 |
9390,00 |
9345,00 |
9420,00 |
9200,00 |
48970,00 |
9375,00 |
9340,00 |
148675,00 |
Остаток денежных средств на начало периода |
7085,80 |
15871,10 |
24178,90 |
31876,70 |
44542,70 |
16051,40 |
26049,90 |
37468,80 |
37468,80 |
Отрицательный остаток указывает на недостаток собственных средств у предприятия. В этом случае необходимо принятие одного из следующих управленческих решений: корректировка бюджета по инвестиционной деятельности, заключение договора на получение заемных средств.
В представленном бюджете, остаток денежных средств на конец периода в первом планируемом периоде составляет 7085,80 тыс. руб., а в последнем периоде – 37468,80 тыс. руб. В связи с увеличением остатка также рекомендуется скорректировать план по инвестиционной деятельности (например, можно приобрести оборудование).
3.8. Подготовка отчетов об исполнении планов
Существование на предприятии системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей деятельности предприятия и путей их достижения), но и функции контроля – наблюдения за процессами реализации планов и выявление возникших отклонений. Поэтому создаваемые на предприятии планы должны отвечать не только на вопросы «что и как следует делать», но и на вопросы «что не удалось сделать и почему».
В основу контроля исполнения бюджетов заложены несколько принципов:
1.сочетание текущего и итогового контроля;
2.обеспечение контроля
3.определение причин и
4.сочетание персональной и
5.рациональное закрепление
6.рациональный формат отчетов об исполнении планов.
Принцип сочетания текущего и итогового контроля означает, что контроль должен осуществляться как в конце планового периода, так и в течение планового периода. Итоговый контроль оценивает работу ответственных за исполнение бюджета лиц и создает предпосылки для проведения изменений в деятельности предприятия.
В соответствии с принципом обеспечения контроля исполнения планов по предприятию в целом и по отдельным центрам финансовой отчетности отчет об исполнении планов должен создаваться не только в виде консолидирующего отчета, суммирующего результаты деятельности отдельных структурных единиц и направлений бизнеса, но и в виде отчетов отдельных центров финансовой отчетности [17].
Реализация названного принципа необходима как с точки зрения оценки результатов деятельности отдельных структурных единиц, так и с точки зрения определения факторов, которые сказались на результатах деятельности предприятия.