Бюджетное планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4
1.1.Роль бюджетирования в управлении предприятием…………………………………… 4
1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5
1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7
1.4.Функции бюджетирования …………………………………………………………… 10
Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15
2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15
2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………... 18
2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22
Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24
3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24
3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28
3.3.Бюджет прямых затрат труда…………………………………………………………… 30
3.4.Бюджет производственных накладных расходов …………………………………… 31
3.5.Бюджет управленческих и коммерческих затрат………………………………………..34
3.6.Бюджетный отчет о прибылях и убытках………………………………………………...36
3.7.Бюджет денежных средств……………………………………………………………… 38
3.8.Подготовка отчетов об исполнении планов…………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………. 44

Файлы: 1 файл

Бюджет.doc

— 669.00 Кб (Скачать файл)

В табл. знаком «- » обозначен нежелательный эффект, а знаком « + » желательный.

Результаты табл. 2.2.2 показывают, что анализ по табл. 2.2.1 явно недостаточен. Итак, было продано 10 000 изделий вместо 12 000 по бюджету. Этот спад в продажах сопровождался падением переменных издержек, которые уменьшились только на 68 000 и составили 60,5% от продажи вместо 55%. Соответственно процент дохода составил 39,5 вместо 45%. Таким образом, основной причиной провала фирмы в апреле является повышение переменных издержек на единицу продукции, низкая оперативность в принятии соответствующих решений.

Гибкий бюджет подстраивается с  целью изменения всех издержек на единицу продукции. Он базируется на знании, как выручка или затраты ведут себя в диапазоне изменений. Табл. 2.2.3 показывает, как гибкий бюджет ООО «Интер – Инжиниринг» действует в диапазоне изменения продаж от 10 000 до 14 000 единиц.

Так как действительные продажи будут вероятно отличаться от продаж по бюджету, гибкий бюджет лучше, чем статичный, потому что он представляет больше вариантов объемов продаж и дает лучшие шансы действовать правильно. Гибкий бюджет обеспечивает данные для изучения последствий изменения объемов выручки или издержек. Он помогает выбрать характер действий при планировании объема продаж, а также поможет при анализе фактических данных.

Таблица 2.2.3

 

Гибкий бюджет организации ООО «Интер – Инжиниринг»

 

 

 

 

Показатели

Бюджетная  сумма на единицу

Уровни продаж  в  ед.

10 тыс.

12 тыс.

14 тыс.

Выручка

180

1 800 000

2 160 000

2 520 000

Переменные затраты:

       

основные материалы

60

600 000

720 000

840 000

заработная плата

16

160 000

192 000

224 000

накладные расходы

12

120 000

144 000

168 000

Переменные затраты  производства

88

880 000

1 056 000

1 232 000

Переменные затраты     накладные

11

111 000

132 000

154 000

Полные переменные затраты

99

990 000

1 188 000

1 386 000

Соответствующий доход

81

810 000

972 000

1 134 000

Фиксированные затраты:

 

276 000

276 000

276 000

производственные накладные

 

434 000

434 000

434 000

полные фиксированные  затраты

 

710 000

710 000

710 000

Полные затраты

 

1 700 000

1 898 000

2 096 000

Оперативный доход

 

100 000

262 000

424 000


 

Таблица 2.2.4

Сравнение фактических  данных с бюджетными при разных видах бюджета

Показатели

Фактические результаты

Вариации от гибкого  бюджета

Гибкий бюджет

Вариации объемов продаж (3-5)

Статический бюджет

 

1

2

3

4

5

Продажи

10 000

-

10 000

2 000

12 000

Выручка

1 850 000

50 000

1 800 00

360 000

2 160 000

Переменные затраты

1 120 000

130 000

990 000

198 000

1 188 000

Доход

730 000

80 000

810 000

162 000

972 000

Фиксированные затраты

705 000

5 000

710 000

-

710 000

Оперативный доход

25 000

75 000

100 000

162 000

262 000


 

Табл. 2.2.4 показывает, что полные изменения объема продаж ведут к снижению оперативного дохода на 162 000 тыс. руб. по сравнению с ранее запланированным. Это происходит потому, что уменьшился объем продаж на 2 000 единиц. Если же менеджер ориентировался в своей деятельности на статичный бюджет, то снижение оперативного дохода составило бы 237 000 тыс. руб.

Первые три колонки табл. 2.2.4 посвящены сравнению фактических результатов (а именно, полной выручке и полным издержкам) с предложениями по гибкому бюджету. Во-первых, продажная цена изделия увеличилась с 180 рублей до 185, что дало увеличение выручки на 50 000 тыс. руб. Однако переменные издержки оказались выше запланированных на 130 000 тыс. руб. Несколько увеличились и постоянные издержки (на 5 000 тыс. руб.). Все это привело к снижению оперативного дохода на 75 000 тыс. руб., что однако в три раза меньше, чем в том случае, если бы менеджеры ООО «Интер – Инжиниринг» следовали статическому основному бюджету.

Такую же методологию анализа можно  использовать при вариациях цен  на материалы, рабочую силу, общезаводских расходов.

Систематическое бюджетирование и  отслеживание издержек на стадиях производства, маркетинга, распределения и сервиса  продукции дает важную информацию для  менеджера по его решениям о выводе продукта на рынок, ценообразованию  на него и определению его относительной прибыльности.

Исчисление, контроль и управление издержками становятся при умелом использовании стратегическим оружием в конкурентной борьбе фирмы и служит примером использования экономического инструментария при принятии управленческих решений.

 

 

2.3. Информационная база  бюджетов

 

В зависимости от того, что становится информационной базой бюджетов каждого  последующего периода и какова методология  их разработки, различаются бюджеты  приростные (преемственные) и бюджеты  «с нуля».

Приростное бюджетирование — составление  бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При таком подходе фактические  показатели предыдущего периода  корректируются с учетом маркетинговой  стратегии, налоговой политики государства и других факторов. Преимуществом данного метода является его простота, поскольку он не требует значительных затрат на расчеты. Но данный метод имеет и существенный недостаток, т. к. в процессе бюджетирования не анализируется эффективность затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период.

Бюджетирование «с нуля» — метод  планирования, при котором менеджеры  каждый раз должны обосновывать показатели бюджета, словно деятельность осуществляется впервые. Этот метод требует от каждого бюджетного центра детального анализа деятельности для выявления неэффективных операций и выбора наиболее выгодных направлений использования ресурсов. В отличие от приростного бюджетирования, он дает возможность выявить проблемы и решить их на стадии планирования. В то же время данный метод — наиболее дорогой подход, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

Целесообразно совмещать оба подхода — планировать на основании данных предшествующих периодов с учетом изменяющейся внешней и внутренней среды, и проводить анализ деятельности и возможности изменения существующего положения, обосновывая значительные изменения затрат и продаж по сравнению с фактическими результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Система бюджетов организации.

 

3.1. Бюджет продаж

 

Процесс бюджетирование начинается с  составления бюджета продаж.

Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:

- какую продукцию выпускать;

- в каких объемах она будет  реализована;

- какую установить цену продукции;

- какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем.

Необходимо учитывать, что на объем реализации продукции влияют следующие факторы:

- макроэкономические показатели  текущего и перспективного состояния  страны (средний уровень заработной  платы, темп роста производства  продукции по отраслям);

- ценовая политика, качество продукции, сервис;

- конкуренция;

- сезонные колебания;

- производственные мощности предприятия;

- масштаб рекламной компании.

В целом к бюджету продаж предъявляются  следующие требования:

- бюджет должен отражать, по  крайней мере, месячный или квартальный  объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

- бюджет составляется с учетом  спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

- бюджет включает в себя ожидаемый  поток от продаж, который в  дальнейшем будет включен в  доходную часть бюджета потоков денежных средств.

Бюджет продаж за 2010г и 2011г организации ООО «Интер – Инжиниринг» представлен в табл.3.1.1.

 

Таблица 3.1.1

Бюджет продаж

 

1кв. 2010г

2 кв. 2010г

3 кв. 2010г

4 кв. 2010г

1кв. 2011г

2 кв. 2011г

3 кв. 2011г

4 кв. 2011г

ИТОГО

Запланированные продажи, шт.

                 

Изделие №1

3000,00

3050,00

3050,00

3020,00

3150,00

3150,00

3100,00

3200,00

24720,00

Изделие №2

315,00

315,00

300,00

300,00

310,00

315,00

320,00

320,00

2495,00

Изделие №3

470,00

470,00

470,00

470,00

480,00

480,00

480,00

480,00

3800,00

Отпускные цены, тыс.руб / шт.

                 

Изделие №1

20,00

20,00

20,00

20,00

21,00

21,00

21,00

21,00

 

Изделие №2

33,00

33,00

33,00

33,00

33,00

33,00

33,00

33,00

 

Изделие №3

31,00

31,00

31,00

31,00

32,00

32,00

32,00

32,00

 

Выручка от реализации, тыс. руб.

                 

Изделие №1

60000,00

61000,00

61000,00

60400,00

66150,00

66150,00

65100,00

67200,00

507000,00

- НДС

10800,00

10980,00

10980,00

10872,00

11907,00

11907,00

11718,00

12096,00

91260,00

Изделие №2

10395,00

10395,00

9900,00

9900,00

10230,00

10395,00

10560,00

10560,00

82335,00

- НДС

1871,10

1871,10

1782,00

1782,00

1841,40

1871,10

1900,80

1900,80

14820,30

Изделие №3

14570,00

14570,00

14570,00

14570,00

15360,00

15360,00

15360,00

15360,00

119720,00

- НДС

2622,60

2622,60

2622,60

2622,60

2764,80

2764,80

2764,80

2764,80

21549,60

Выручка от реализации

84965,00

85965,00

85470,00

84870,00

91740,00

91905,00

91020,00

93120,00

709055,90

- НДС к выручке от  реализации

15293,70

15473,70

15384,60

15276,60

16513,20

16542,90

16383,60

16761,60

127629,90

Выручка от реализации, вместе с НДС

100258,70

101438,70

100854,60

100146,60

108253,20

108447,90

107403,60

109881,60

836684,90


 

Базовый алгоритм расчета при составлении  бюджета продаж задается уравнением:

                                                           ,

где Q – количество реализуемой продукции;

       P – прогнозные цены.

Согласно данному бюджету планируемый  объем продаж предприятия должен увеличиться с 3785 шт. в первом квартале 2010г  до 4000 шт. в четвертом квартале 2011г. Выручка от реализации также увеличится с 84965 тыс. руб. до 93120 тыс. руб.

На основании показателей бюджета  продаж составляется график поступления  денежных средств от продажи с  учетом предоплаты.

График прихода денег может  быть составлен двумя способами. Первый используется  в компаниях, которые определяют для своих клиентов фиксированное количество дней отсрочки платежа или предоплаты, и имеет высокую платежную дисциплину. При втором методе рассчитывается коэффициент инкассации (Кi), который выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж и рассчитывается по следующей формуле:

Таблица 3.1.2

График поступлений  денежных средств от продаж

 

1кв. 2010г

2 кв. 2010г

3 кв. 2010г

4 кв. 2010г

1кв. 2011г

2 кв. 2011г

3 кв. 2011г

4 кв. 2011г

ИТОГО

Поступления от продаж прошлых периодов

14896,50

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

14896,50

Поступления от продаж 1кв.2010г

85219,90

15038,80

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

100258,70

Поступления от продаж 2кв.2010г

0,0

86222,90

15215,80

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

101438,70

Поступления от продаж 3кв.2010г

0,0

0,0

85726,40

15128,20

0,0

0,0

0,0

0,0

100854,60

Поступления от продаж 4кв.2010г

0,0

0,0

0,0

85124,60

15022,00

0,0

0,0

0,0

100146,60

Поступления от продаж 1кв.2011г

0,0

0,0

0,0

0,0

92015,20

16238,00

0,0

0,0

108253,20

Поступления от продаж 2кв.2011г

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

92180,7

16267,20

0,0

108447,90

Поступления от продаж 3кв.2011г

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

91293,10

16110,50

107403,60

Поступления от продаж 4кв.2011г

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

93399,40

93399,40

Итого поступление денежных средств

100116,40

101261,70

100942,20

100252,80

107037,20

108418,70

107560,20

109509,90

835099,20

Информация о работе Бюджетное планирование на предприятии