Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 09:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - проследить организацию процесса бюджетирования на примере предприятия ООО «Интер – Инжиниринг». В первой главе необходимо дать понятие бюджета, его роль, особенности и функции. Во второй и третьей главах будут рассмотрены типы и система бюджетов предприятия.
Введение 3
Глава I. Понятие бюджетного планирования. Его роль в деятельности организации 4
1.1.Роль бюджетирования в управлении предприятием…………………………………… 4
1.2.Определение бюджета………………………………………………………………………5
1.3Особенности бюджетов…………………………………………………………………… ..7
1.4.Функции бюджетирования …………………………………………………………… 10
Глава II. Типы бюджетов…………………………………………………………………… 15
2.1.Бюджетирование в структуре центров ответственности………………………………..15
2.2.Бюджетирование при различной степени определенности будущего………………... 18
2.3.Информационная база бюджетов………………………………………………………… 22
Глава III. Система бюджетов организации………………………………………………..24
3.1.Бюджет продаж……………………………………………………………………………. 24
3.2.Бюджет прямых затрат на материалы…………………………………………………….28
3.3.Бюджет прямых затрат труда…………………………………………………………… 30
3.4.Бюджет производственных накладных расходов …………………………………… 31
3.5.Бюджет управленческих и коммерческих затрат………………………………………..34
3.6.Бюджетный отчет о прибылях и убытках………………………………………………...36
3.7.Бюджет денежных средств……………………………………………………………… 38
3.8.Подготовка отчетов об исполнении планов…………………………………………… 39
Заключение……………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………………. 44
В табл. знаком «- » обозначен нежелательный эффект, а знаком « + » желательный.
Результаты табл. 2.2.2 показывают, что анализ по табл. 2.2.1 явно недостаточен. Итак, было продано 10 000 изделий вместо 12 000 по бюджету. Этот спад в продажах сопровождался падением переменных издержек, которые уменьшились только на 68 000 и составили 60,5% от продажи вместо 55%. Соответственно процент дохода составил 39,5 вместо 45%. Таким образом, основной причиной провала фирмы в апреле является повышение переменных издержек на единицу продукции, низкая оперативность в принятии соответствующих решений.
Гибкий бюджет подстраивается с целью изменения всех издержек на единицу продукции. Он базируется на знании, как выручка или затраты ведут себя в диапазоне изменений. Табл. 2.2.3 показывает, как гибкий бюджет ООО «Интер – Инжиниринг» действует в диапазоне изменения продаж от 10 000 до 14 000 единиц.
Так как действительные продажи будут вероятно отличаться от продаж по бюджету, гибкий бюджет лучше, чем статичный, потому что он представляет больше вариантов объемов продаж и дает лучшие шансы действовать правильно. Гибкий бюджет обеспечивает данные для изучения последствий изменения объемов выручки или издержек. Он помогает выбрать характер действий при планировании объема продаж, а также поможет при анализе фактических данных.
Таблица 2.2.3
Гибкий бюджет организации ООО «Интер – Инжиниринг»
Показатели |
Бюджетная сумма на единицу |
Уровни продаж в ед. | ||
10 тыс. |
12 тыс. |
14 тыс. | ||
Выручка |
180 |
1 800 000 |
2 160 000 |
2 520 000 |
Переменные затраты: |
||||
основные материалы |
60 |
600 000 |
720 000 |
840 000 |
заработная плата |
16 |
160 000 |
192 000 |
224 000 |
накладные расходы |
12 |
120 000 |
144 000 |
168 000 |
Переменные затраты производства |
88 |
880 000 |
1 056 000 |
1 232 000 |
Переменные затраты накладные |
11 |
111 000 |
132 000 |
154 000 |
Полные переменные затраты |
99 |
990 000 |
1 188 000 |
1 386 000 |
Соответствующий доход |
81 |
810 000 |
972 000 |
1 134 000 |
Фиксированные затраты: |
276 000 |
276 000 |
276 000 | |
производственные накладные |
434 000 |
434 000 |
434 000 | |
полные фиксированные затраты |
710 000 |
710 000 |
710 000 | |
Полные затраты |
1 700 000 |
1 898 000 |
2 096 000 | |
Оперативный доход |
100 000 |
262 000 |
424 000 |
Таблица 2.2.4
Сравнение фактических данных с бюджетными при разных видах бюджета
Показатели |
Фактические результаты |
Вариации от гибкого бюджета |
Гибкий бюджет |
Вариации объемов продаж (3-5) |
Статический бюджет |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Продажи |
10 000 |
- |
10 000 |
2 000 |
12 000 |
Выручка |
1 850 000 |
50 000 |
1 800 00 |
360 000 |
2 160 000 |
Переменные затраты |
1 120 000 |
130 000 |
990 000 |
198 000 |
1 188 000 |
Доход |
730 000 |
80 000 |
810 000 |
162 000 |
972 000 |
Фиксированные затраты |
705 000 |
5 000 |
710 000 |
- |
710 000 |
Оперативный доход |
25 000 |
75 000 |
100 000 |
162 000 |
262 000 |
Табл. 2.2.4 показывает, что полные изменения объема продаж ведут к снижению оперативного дохода на 162 000 тыс. руб. по сравнению с ранее запланированным. Это происходит потому, что уменьшился объем продаж на 2 000 единиц. Если же менеджер ориентировался в своей деятельности на статичный бюджет, то снижение оперативного дохода составило бы 237 000 тыс. руб.
Первые три колонки табл. 2.2.4 посвящены сравнению фактических результатов (а именно, полной выручке и полным издержкам) с предложениями по гибкому бюджету. Во-первых, продажная цена изделия увеличилась с 180 рублей до 185, что дало увеличение выручки на 50 000 тыс. руб. Однако переменные издержки оказались выше запланированных на 130 000 тыс. руб. Несколько увеличились и постоянные издержки (на 5 000 тыс. руб.). Все это привело к снижению оперативного дохода на 75 000 тыс. руб., что однако в три раза меньше, чем в том случае, если бы менеджеры ООО «Интер – Инжиниринг» следовали статическому основному бюджету.
Такую же методологию анализа можно использовать при вариациях цен на материалы, рабочую силу, общезаводских расходов.
Систематическое бюджетирование и отслеживание издержек на стадиях производства, маркетинга, распределения и сервиса продукции дает важную информацию для менеджера по его решениям о выводе продукта на рынок, ценообразованию на него и определению его относительной прибыльности.
Исчисление, контроль и управление издержками становятся при умелом использовании стратегическим оружием в конкурентной борьбе фирмы и служит примером использования экономического инструментария при принятии управленческих решений.
2.3. Информационная база бюджетов
В зависимости от того, что становится информационной базой бюджетов каждого последующего периода и какова методология их разработки, различаются бюджеты приростные (преемственные) и бюджеты «с нуля».
Приростное бюджетирование — составление бюджетов на основе фактических результатов, достигнутых в предыдущем периоде. При таком подходе фактические показатели предыдущего периода корректируются с учетом маркетинговой стратегии, налоговой политики государства и других факторов. Преимуществом данного метода является его простота, поскольку он не требует значительных затрат на расчеты. Но данный метод имеет и существенный недостаток, т. к. в процессе бюджетирования не анализируется эффективность затрат, а достигнутые результаты автоматически переносятся на следующий период.
Бюджетирование «с нуля» — метод планирования, при котором менеджеры каждый раз должны обосновывать показатели бюджета, словно деятельность осуществляется впервые. Этот метод требует от каждого бюджетного центра детального анализа деятельности для выявления неэффективных операций и выбора наиболее выгодных направлений использования ресурсов. В отличие от приростного бюджетирования, он дает возможность выявить проблемы и решить их на стадии планирования. В то же время данный метод — наиболее дорогой подход, поскольку требует значительных затрат времени и средств.
Целесообразно совмещать оба подхода — планировать на основании данных предшествующих периодов с учетом изменяющейся внешней и внутренней среды, и проводить анализ деятельности и возможности изменения существующего положения, обосновывая значительные изменения затрат и продаж по сравнению с фактическими результатами.
Глава 3. Система бюджетов организации.
3.1. Бюджет продаж
Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
При составлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
- какую продукцию выпускать;
- в каких объемах она будет реализована;
- какую установить цену
- какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце, какой в следующем.
Необходимо учитывать, что на объем реализации продукции влияют следующие факторы:
- макроэкономические показатели
текущего и перспективного
- ценовая политика, качество продукции, сервис;
- конкуренция;
- сезонные колебания;
- производственные мощности
- масштаб рекламной компании.
В целом к бюджету продаж предъявляются следующие требования:
- бюджет должен отражать, по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;
- бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
- бюджет включает в себя
Бюджет продаж за 2010г и 2011г организации ООО «Интер – Инжиниринг» представлен в табл.3.1.1.
Таблица 3.1.1
Бюджет продаж
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Запланированные продажи, шт. |
|||||||||
Изделие №1 |
3000,00 |
3050,00 |
3050,00 |
3020,00 |
3150,00 |
3150,00 |
3100,00 |
3200,00 |
24720,00 |
Изделие №2 |
315,00 |
315,00 |
300,00 |
300,00 |
310,00 |
315,00 |
320,00 |
320,00 |
2495,00 |
Изделие №3 |
470,00 |
470,00 |
470,00 |
470,00 |
480,00 |
480,00 |
480,00 |
480,00 |
3800,00 |
Отпускные цены, тыс.руб / шт. |
|||||||||
Изделие №1 |
20,00 |
20,00 |
20,00 |
20,00 |
21,00 |
21,00 |
21,00 |
21,00 |
|
Изделие №2 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
33,00 |
|
Изделие №3 |
31,00 |
31,00 |
31,00 |
31,00 |
32,00 |
32,00 |
32,00 |
32,00 |
|
Выручка от реализации, тыс. руб. |
|||||||||
Изделие №1 |
60000,00 |
61000,00 |
61000,00 |
60400,00 |
66150,00 |
66150,00 |
65100,00 |
67200,00 |
507000,00 |
- НДС |
10800,00 |
10980,00 |
10980,00 |
10872,00 |
11907,00 |
11907,00 |
11718,00 |
12096,00 |
91260,00 |
Изделие №2 |
10395,00 |
10395,00 |
9900,00 |
9900,00 |
10230,00 |
10395,00 |
10560,00 |
10560,00 |
82335,00 |
- НДС |
1871,10 |
1871,10 |
1782,00 |
1782,00 |
1841,40 |
1871,10 |
1900,80 |
1900,80 |
14820,30 |
Изделие №3 |
14570,00 |
14570,00 |
14570,00 |
14570,00 |
15360,00 |
15360,00 |
15360,00 |
15360,00 |
119720,00 |
- НДС |
2622,60 |
2622,60 |
2622,60 |
2622,60 |
2764,80 |
2764,80 |
2764,80 |
2764,80 |
21549,60 |
Выручка от реализации |
84965,00 |
85965,00 |
85470,00 |
84870,00 |
91740,00 |
91905,00 |
91020,00 |
93120,00 |
709055,90 |
- НДС к выручке от реализации |
15293,70 |
15473,70 |
15384,60 |
15276,60 |
16513,20 |
16542,90 |
16383,60 |
16761,60 |
127629,90 |
Выручка от реализации, вместе с НДС |
100258,70 |
101438,70 |
100854,60 |
100146,60 |
108253,20 |
108447,90 |
107403,60 |
109881,60 |
836684,90 |
Базовый алгоритм расчета при составлении бюджета продаж задается уравнением:
где Q – количество реализуемой продукции;
P – прогнозные цены.
Согласно данному бюджету
На основании показателей
График прихода денег может быть составлен двумя способами. Первый используется в компаниях, которые определяют для своих клиентов фиксированное количество дней отсрочки платежа или предоплаты, и имеет высокую платежную дисциплину. При втором методе рассчитывается коэффициент инкассации (Кi), который выражает процент ожидаемых денежных поступлений от продаж и рассчитывается по следующей формуле:
Таблица 3.1.2
График поступлений денежных средств от продаж
1кв. 2010г |
2 кв. 2010г |
3 кв. 2010г |
4 кв. 2010г |
1кв. 2011г |
2 кв. 2011г |
3 кв. 2011г |
4 кв. 2011г |
ИТОГО | |
Поступления от продаж прошлых периодов |
14896,50 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
14896,50 |
Поступления от продаж 1кв.2010г |
85219,90 |
15038,80 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100258,70 |
Поступления от продаж 2кв.2010г |
0,0 |
86222,90 |
15215,80 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
101438,70 |
Поступления от продаж 3кв.2010г |
0,0 |
0,0 |
85726,40 |
15128,20 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100854,60 |
Поступления от продаж 4кв.2010г |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
85124,60 |
15022,00 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
100146,60 |
Поступления от продаж 1кв.2011г |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
92015,20 |
16238,00 |
0,0 |
0,0 |
108253,20 |
Поступления от продаж 2кв.2011г |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
92180,7 |
16267,20 |
0,0 |
108447,90 |
Поступления от продаж 3кв.2011г |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
91293,10 |
16110,50 |
107403,60 |
Поступления от продаж 4кв.2011г |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
93399,40 |
93399,40 |
Итого поступление денежных средств |
100116,40 |
101261,70 |
100942,20 |
100252,80 |
107037,20 |
108418,70 |
107560,20 |
109509,90 |
835099,20 |