Бух учет дебиторской и кредиторской задолженности страховой компании ВСК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Развитие предпринимательства в России внесло значительные коррективы в финансово-хозяйственную деятельность, что делает особо актуальным обеспечение стабильности развития предприятия в целом и его системы бухгалтерского учета и экономического анализа , как элементов управления. Управление экономикой в организациях различных форм собственности невозможно без осуществления повышения роли учета и контроля. В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. Благополучие и коммерческий успех любого предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика предприятия
Историческая справка предприятия
1.2.Учетная политика предприятия, особенности ведения учета в страховой компании
1.3.Технико-экономические показатели деятельности предприятия
Глава II. Бухгалтерский учёт расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Глава III. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия Страхового Открытого Акционерного Общества «ВСК»
3.1. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками
Проверка оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Управление дебиторской задолженностью и ее анализ
3.3 Управление кредиторской задолженностью и ее анализ
3.4 Пути снижения кредиторской и дебиторской задолженности
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом по ВСК.docx

— 166.16 Кб (Скачать файл)

Так как управление дебиторской  задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно  осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его  необходимо представлять в виде некоторой  этапной системы. 

По мнению исследователей, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;  формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности. 

Некоторые ученые выделяют еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Российские специалисты  выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью: 

- планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом; 

- управление кредитными лимитами покупателей; 

- контроль дебиторской задолженности; 

- мотивация сотрудников. 

Для управления дебиторской  задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам  счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа  по каждому из счетов; размер безнадежной  и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных  фирмой нормативов; кредитная история  контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности. Выделяют такие этапы управления дебиторской задолженностью: построение системы учета и контроля дебиторской задолженности; разработка кредитной политики; автоматизация управления дебиторской задолженностью. 

В целом же, приведенные  этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления. Базируясь на определении управления, что приведено в работе коллектива авторов под руководством Зарубинского В.М, управление - функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в  процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы. 

Первый этап управления - планирование величины дебиторской задолженности - был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления. 

В процессе выполнения учета  дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении  дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения. 

Второй этап управления - контроль величины дебиторской задолженности, который предусматривает сравнение фактических данных учета с плановыми или бюджетными. В эпоху централизованного планирования было достаточно разработать плановые показатели, но в рыночных условиях плановые показатели должны формироваться при изучении рынка, что требует разработки бизнес-планов развития, бюджетов. В связи с отсутствием системы плановых показателей деятельности предприятия этап контроля выполняет несколько иные функции, фактически контроль сводится к сравнению бухгалтерских данных только за прошлый и текущий (плановый) период. Поэтому эффективный процесс управления должен базироваться на общей системе управления предприятием. 

На третьем  этапе - анализ дебиторской задолженности - исследуются и выделяются факторы, влияние которых привело к появлению отклонений фактических параметров состояния дебиторской задолженности от плановых показателей. 

Четвёртый этап - этап разработки ряда альтернативных решений или определения оптимального решения. 

Для формирования нескольких возможных решений, направленных на улучшение той ситуации, в которой  находится предприятие, достаточно информации, собранной еще на стадии анализа. На основе этой информации можно  создать систему ограничений  относительно соответствующей целевой  функции, а также провести ранжирование причин, которые больше всего влияют на величину дебиторской задолженности. Та же причина может вызывать несколько  последствий, а устранение этих причин моделируется с целью оценки возможных результатов. Таким образом, разрабатывается несколько альтернативных решений или даже определяется оптимальное решение. 

Пятый этап - фаза реализации одного или нескольких альтернативных решений - на этом этапе осуществляется выполнение принятого оптимального решения или нескольких альтернативных решений. На этой стадии определяются необходимые средства, а также порядок реализации принятого решения. 

Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью. 

Анализ состава и структуры  дебиторской задолженности представлен в таблице 1.

 

 

 

Таблица 1. Анализ состава и структуры дебиторской  задолженности предприятия 

 

Показатели

На начало 2011 года

На конец 2011 года

Изменения за год

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к итогу

тыс. руб.

в % к нач. года

А

1

2

3

4

5=3-1

6=(5/1)*100

Дебиторская задолженность  по операциям

страхования, сострахования

2724250

58,5

2911672

56,67

187422

6,88

В том числе:

           

страхователи

2596167

55,77

2804413

54,58

208246

8,02

страховые агенты

127597

2,74

105327

2,05

-22270

-17,45

прочие дебиторы

486

0,01

1932

0,03

1446

297,53

Дебиторская задолженность  по операциям перестрахования

263978

5,67

334818

6,51

70840

26,83

Дебиторская задолженность  страховщиков по прямому возмещению убытков

66897

1,43

59573

1,15

-7324

-10,94

Прочая дебиторская задолженность, платежи

по которой ожидаются в течение 12 месяцев

после отчетной даты

1599223

34,35

1885108

36,69

285885

17,87

Итого

4654348

100

5137555

100

483207

10,38


Данные таблицы 1 свидетельствуют  об увеличении дебиторской задолженности  на 483 207 тыс. руб., или на 10,38%. Ее рост в основном произошел по операциям страхования, сострахования. Сумма неоплаченных счетов по операциям перестрахования увеличилась на 70 840 тыс. руб., или на 26,83% и составила на конец года 334 818 тыс. руб. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров. Одновременно произошло снижение суммы дебиторской задолженности страховщиков по прямому возмещению убытков на 7 324 тыс. руб., или на 10,94% и снижение суммы дебиторской задолженности по страховым агентам на 22 270 тыс. руб., или на 17,45 %.

Обобщенным показателем качества задолженности является оборачиваемость: период оборота и количество оборотов. Коэффициент оборачиваемости рассчитывается как отношение выручки от продажи  без налога на добавленную стоимость  к средней величине дебиторской  задолженности. Средняя величина дебиторской  задолженности определяется по данным бухгалтерского баланса как среднеарифметическая сумма на начало и конец анализируемого периода.

Коэффициент показывает, сколько раз  задолженность образуется в течение  изучаемого периода, и характеризует  скорость, с которой дебиторская  задолженность будет превращена в денежные средства. Период оборота (погашения) дебиторской задолженности  рассчитывается в днях и характеризует  срок товарного кредитования потребителей продукции.

Для сокращения срока товарного  кредита необходимо контролировать состояние расчетов с покупателями, по возможности ориентироваться  на большее число покупателей, использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате и т.д.

 

3.3 Управление кредиторской задолженностью и ее анализ

Для того чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную  структуру для конкретного предприятия  и в конкретной ситуации: составить  бюджет кредиторской задолженности, разработать  систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами. 

Стратегический  подход

Для того чтобы отношения  с кредиторами максимально соответствовали  целям обеспечения финансовой устойчивости (безопасности) компании и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении  характера привлечения и использования  заемного капитала. 

Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы  это: вести бизнес за счет собственных  или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение  собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят  от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности  учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость  активов, уровень рентабельности, дефицит  денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое). 

Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей  хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение  в корне не верно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала.

Кредиторы (будь-то банки или поставщики товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный (иногда довольно высокий) доход (процент). При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения). Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным. 

Вывод. Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач - максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного  развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме.

Информация о работе Бух учет дебиторской и кредиторской задолженности страховой компании ВСК