Бух учет дебиторской и кредиторской задолженности страховой компании ВСК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 22:20, дипломная работа

Описание работы

Развитие предпринимательства в России внесло значительные коррективы в финансово-хозяйственную деятельность, что делает особо актуальным обеспечение стабильности развития предприятия в целом и его системы бухгалтерского учета и экономического анализа , как элементов управления. Управление экономикой в организациях различных форм собственности невозможно без осуществления повышения роли учета и контроля. В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчиненности ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. Благополучие и коммерческий успех любого предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика предприятия
Историческая справка предприятия
1.2.Учетная политика предприятия, особенности ведения учета в страховой компании
1.3.Технико-экономические показатели деятельности предприятия
Глава II. Бухгалтерский учёт расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1 Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, учет расчетов с покупателями и заказчиками
2.2 Учет расчетов с бюджетом по налогам
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Глава III. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере предприятия Страхового Открытого Акционерного Общества «ВСК»
3.1. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками
Проверка оформления расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.2 Управление дебиторской задолженностью и ее анализ
3.3 Управление кредиторской задолженностью и ее анализ
3.4 Пути снижения кредиторской и дебиторской задолженности
Заключение
Библиографический список
Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом по ВСК.docx

— 166.16 Кб (Скачать файл)

7. Следует установить, визируются  ли договоры экономического субъекта  юристами.

Расчеты с покупателями и  заказчиками ведутся на одноименном  счете 62. Этот счет используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

В настоящее время, поскольку  большинство предприятий и организаций  перешли на этот метод ведения бухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62.

Учет расчетов ведется  по субсчетам: 62-1 «Расчеты в порядке  инкассо», 62-2 «Расчеты плановыми платежами», 62-3 «Векселя полученные» и др.

На субсчете 62-1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

На субсчете 62-2 «Расчеты плановыми платежами» ведут расчеты с покупателями при установлении длительных хозяйственных связей, если такие расчеты носят постоянный характер.

На субсчете 62-3 «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

Проверяется, как оформлены  договора поставки продукции (условия  оплаты), выясняет реальную задолженность покупателей (на основании данных инвентаризации) как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления бухгалтерских проводок, соответствие записей аналитического учета по счету 62 данным журнала-ордера № 11 или регистрам, полученным на ПЭВМ.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует  со счетами:

по дебету - 30, 36,41, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 80;

по кредиту - 50, 51, 52, 57, 60, 62, 64, 80, 82.

Важнейшая часть проверки - установление реальности сальдо по задолженности покупателей, отсутствия (или малого удельного веса) задолженности безнадежной. В ряде случаев сумма задолженности должна быть подтверждена либо письмами дебиторов, либо актами инвентаризации (сверки) расчетов.

Одновременно выверяют наличие  и условия договоров поставки продукции, благонадежность векселедателей (кто, за что, подо что, на каких условиях выдал тот или иной вексель; нет ли здесь злоупотреблений). Подлежит проверке аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», его построение должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной:

а) векселями, срок поступления  денежных средств по которым не наступил;

б) векселями дисконтированными (учтенными в банках, по которым  денежные средства не поступили в срок).

Те векселя, которые не котируются на торгах, можно оценивать только с относительной долей риска; ее можно снизить привлечением экспертов. Проверяют также правильность составления бухгалтерских проводок, соответствие учетных записей по счету 62 записям в журналах-ордерах, Главной книге и балансе.

Счет 64 «Расчеты по авансам  полученным» корреспондирует со счетами по дебету- 46, 47,48, 50, 51, 52, 55, 57,62,90;

по кредиту - 50, 51, 52, 57.

Необходимо проверить:

а) обоснованность получения  авансов;

б) правильность (в разрезе  кредиторов) ведения аналитического учета по счету 64 «Расчеты по авансам полученным»;

в) уплачен ли НДС с  суммы авансовых платежей, поступивших  в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет или полученных в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги);

г) правильность составления  бухгалтерских проводок по счету 64;

д) соответствие записей  аналитического учета с записями в журнале-ордере №8, Главной книге и балансе.

Основная цель проверки —  установить правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной целью необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления.

При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности.

Следует выяснить причины  ее возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.

При наличии зарубежных поставщиков, осуществляющих поставку материалов за иностранную валюту, необходимо уточнить, как велся учет курсовых разниц и как эти курсовые разницы списывались, а также выяснять, производился ли пересчет остатков по сч. 60 на первое число соответствующего квартала.

При проверке расчетов с  поставщиками и подрядчиками, если применяется журнально-ордерная форма учета, аналитический и синтетический учет по сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», используется журнал-ордер № 6, а при ведении учета на персональных компьютерах эти данные отражаются в ведомостях синтетического и аналитического учета.

Сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, поэтому аналитический учет должен вестись по каждому поставщику или подрядчику.

Основные источники для  проверки:

- договоры на поставку товарно-материальных ценностей;

- договоры на оказание услуг,

- журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;

- журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ,

- счета-фактуры поставщиков ТМЦ.

При проверке расчетов с  поставщиками и подрядчиками, прежде всего, необходимо установить качество состояния внутреннего контроля и учета таких расчетов.

Для достижения этой цели, как  правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки.

Преимущественно проверяют  виды работ, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).

По данным тестирования можно  определить уровень организации внутреннего контроля за операциями по расчету с поставщиками и общее состояние учета этих операций.

Признаками плохой организации  внутреннего контроля и учета  могут стать:

- отсутствие договоров на поставку ТМЦ, договоров подряда и договоров на

оказание услуг,

- отсутствие отчетов за выданные доверенности на получение ТМЦ;

- отсутствие журнала регистрации счетов-фактур поставщиков;

- несвоевременное предъявление претензий поставщикам за обнаруженные

нарушения договорных обязательств и отсутствие должного учета по претензиям;

- несвоевременное отражение операций по расчетам в регистрах бухгалтерского учета;

- невыполнение пересчета сумм по поступившим счетам от поставщиков;

- отсутствие разработанной корреспонденции счетов по типовым операциям.

Результаты анализа используются для составления программы проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Первый этап проверки может  включать правовую оценку договоров с позиций действующего законодательства. Это объясняется различными вариантами отражения в учете операций в зависимости от условий договора, разницей в принятии на учет затрат и налога на добавленную стоимость в зависимости от юридического статуса контрагента и его права заниматься определенными видами деятельности.

Существует ряд правовых форм поступления на предприятие товарно-материальных ценностей, работ, услуг, среди которых можно выделить основные: договор купли-продажи и договор поставки; договор мены, договор дарения; договор подряда. Каждый из этих договоров обладает своими особенностями, преимуществами и недостатками, и поэтому роль правовой оценки заключаемых хозяйственных договоров и особенно анализа договоров с точки зрения налогообложения  очень велика.

     Следующим этапом  может быть инвентаризация (взаимная сверка)

расчетов. Эту процедуру целесообразно проводить посредством запроса к

контрагенту о состоянии  расчетов на определенную дату, прилагая к запросу

выписку — расшифровку  задолженности, числящейся на проверяемом  предприятии.

Значительная часть предприятий, как правило, пренебрегает проведением инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками, что нарушает Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в соответствии с которыми на предприятии ежегодно в сроки, установленные руководством организации, должна осуществляться инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящейся на балансе суммы задолженности по недостачам и хищениям, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской

задолженности, а также  предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности.

Результаты инвентаризации расчетов должны быть оформлены актом. В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности.

По указанным видам  задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской  задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справках указываются лица, виновные в пропуске этих сроков.

Анализ имеющихся на проверяемом  предприятии материалов инвентаризаций расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором дает возможность сосредоточить внимание на проверке тех расчетов, по которым установлены расхождения.

 

3.2 Управление дебиторской задолженностью и ее анализ

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Довольно большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую стойкость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.

Современные условия развития экономики нашей страны предусматривают  динамизм развития взаиморасчетов между  контрагентами.      В таких условиях особое внимание необходимо уделять дебиторской задолженности. 

Очень часто ее определяют как составляющую оборотного капитала, которая представляет собой требования к физическим или юридическим  лицам относительно оплаты товаров, продукции, услуг. 

Существует тенденция  отождествлять дебиторскую задолженность  с коммерческим кредитом. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы  компании предоставляются в пользование  на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных  средств ограничен). 

Согласно стандартам бухгалтерского учета, дебиторская задолженность  это сумма задолженности дебиторов  предприятию на определенную дату. Дебиторами могут быть как юридические, так и физические лица, которые  задолжали предприятию денежные средства, их эквиваленты или другие активы. По данным бухгалтерского учета  можно определить сумму задолженности  на любую дату, но обычно такая сумма  определяется на дату баланса. 

Обычно экономическая  выгода от дебиторской задолженности  выражается в том, что предприятие  в результате ее погашения рассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты. Соответственно дебиторскую задолженность можно  признать активом только тогда, когда  существует вероятность ее погашения  должником. Если такой вероятности  нет, сумму дебиторской задолженности  следует списать. Если задолженность  невозможно правильно оценить, то есть определить ее сумму, она не может  быть признана активом и не должна отображаться в балансе.  
        Таким образом, дебиторскую задолженность можно определить как оборотный актив предприятия, который возникает в его сбытовой деятельности и характеризует взаимоотношения контрагентов по оплате стоимости полученного товара (работы, услуги). 

Работа с дебиторской  задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует  пристального внимания руководителей  и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая  не имеет однозначного решения, зависит  от специфики деятельности предприятия  и личных качеств руководства. 

Информация о работе Бух учет дебиторской и кредиторской задолженности страховой компании ВСК