Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:08, курс лекций

Описание работы

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Международные стандарты и бухгалтерская отчетность
1.2. Концепция финансового и управленческого учета
1.3 Состав и основы формирования бухгалтерской отчетности
1.4. Финансовый учет и инфляция
1.5. Классификация бухгалтерских балансов
1.6. Сегментарный учет и отчетность
1.7. Требования, предъявляемые к балансу
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Бухгалтерский баланс
2.2. Актив бухгалтерского баланса

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

Как показало изучение и обобщение  зарубежной и отечественной теории и практики, в системе бухгалтерского учета различают управленческий и финансовый учет.

Управленческий учет охватывает все  виды учетной информации, которая  собирается, измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего использования руководству и тем менеджерам, которые могут выработать и принять обоснованное управленческое решение. Управленческий учет иногда называют внутренним учетом, который включает производственный учет. Производственный учет предполагает систему сбора, регистрации, обобщения и обработки систематизированной по определенным признакам информации о затратах на производство, контроль за их состоянием и калькулирование себестоимости продукции. Формирование показателей производственно- хозяйственной деятельности предприятия в системе управленческого учета является тайной предприятия, секретом фирмы.

Финансовый учет  охватывает учетную  информацию, которая, помимо использования  ее внутри предприятия руководством, работниками предприятия, передается также и пользователям, которые находятся за пределами предприятия, организации.

Под финансовым учетом  понимается сбор сводных данных на счетах  бухгалтерского учета, необходимых для составления  оборотной ведомости по синтетическим счетам, публичной финансовой отчетности, выявления финансовых результатов за определенный период.

Концепция финансового (бухгалтерского) учета и финансовой отчетности базируется на следующих основополагающих принципах:

  • Финансовый (бухгалтерский)  учет организуется в соответствии с Международными стандартами учета и отчетности с соблюдением определенных правил и стандартов.
  • Финансовая (бухгалтерская) отчетность призвана решать такие задачи:
  • представлять информацию, объективную и доступную для понимания существующим и потенциальныи инвестерами и кредиторам;
  • представлять информацию, помогающую существующим и потенциальным инвестерам и кредиторам судить о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами;
  • представлять информацию о хозяйственных ресурсах предприятия, его обязательствах, составе имущества и источниках его формирования, а также их изменениях.

  • 1.3 Состав и основы формирования бухгалтерской отчетности

  • Финансовый учет и составление  финансовой отчетности осуществляется в денежном выражении. Основным способом представления пользователям вне предприятия информации, собранной  и обработанной в системном бухгалтерском учете, является внешняя отчетность общего назначения. При составлении этой отчетности следует рукововодствоваться Федеральным законом “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г.№ 129-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34 н, положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ): “Бухгалтерская отчетность организации “, ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н),”События после отчетной даты”, ПБУ 7/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г. № 56н),”Условные факты хозяйственной деятельности”,ПБУ8/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября1998 г.),”Доходы организации, ПБУ9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н),”Расходы организации”, ПБУ10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н), и ряд других ПБУ, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкций по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, приказом Минфина РФ от 13 января 2000г. № 4н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”, приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г № 60н “О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации”.

    Состав бухгалтерской отчетности организации (кроме бюджетных) определен  ст.13 “О бухгалтерском учете”. Содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности устанавливают положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации “ (ПБУ 4/99). Это положение является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации  и должно применяться с учетом других положений по бухгалтерскому учету, в частности ПБУ 1/98 “Учетная политика организации, утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.

    ПБУ4/99 используется Минфином России при разработке форм бухгалтерской отчетности и установлении особенностей формирования сводной отчетности, а также отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации, публикации бухгалтерской отчетности и других случаях.

    Приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 4 н утверждены Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и рекомендованы образцы этих форм.

    Бухгалтерская (финансовая) информация должна удовлетворять следующим  требованиям: быть достоверной, объективной, значимой, что позволяет использовать ее для влияния на результат принимаемого решения, должна иметь прогнозную ценность, основываться на обратной связи, быть своевременной, понятной для лиц, которые принимают или подготавливают соответствующие управленческие или иные решения. Системность бухгалтерского учета  предполагает ведение синтетических и аналитических счетов и позволяет получить достоверную информацию об имуществе предприятия и источниках его формирования, обобщенную в финансовой отчетности.

    Одним из основных принципов концепции  организации финансового учета и составлении финансовой отчетности является применение метода двойной записи, позволяющей каждую хозяйственную операцию, хозяйственный факт, исходя из экономического содержания и двойственного характера, отражать дважды в одинаковой сумме по двум счетам бухгалтерского учета.

    Важным принципом финансового  учета и отчетности является возможность  анализа финансового состояния  предприятия, проводимого по бухгалтерскому балансу, его активов и пассивов с привлечением других форм отчетности. Анализ финансового состояния предприятия предполагает выявление ликвидности активов баланса, определение наличия производственных запасов и других материальных ценностей.

    Финансовая отчетность используется не только внутри предприятия, но главным  образом ориентирована на внешних пользователей. Финансовая отчетность подлежит аудиторской проверке, которая должна проводиться в соответствии с международными правилами и стандартами.

    Аудиторское заключение составляется независимой аудиторской фирмой с отражением примечаний к финансовой отчетности.

  • 1.4. Финансовый учет и инфляция

  • При организации системы финансового  учета и отчетности важным вопросом является учет инфляции.

    Согласно материалам Межправительственной группы экспертов по Международным  стандартам учета и отчетности Комиссией по транснациональным корпорациям, Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций под термином “инфляция” подразумевается повышение общего уровня цен. Альтернативной трактовкой этого термина является понижение покупательной способности денег. Поэтому термин “инфляция и выражение “изменение цен” используется как взаимозаменяемые понятия.

    Принятые принципы бухгалтерского учета в большенстве стран  ориентированы на финансовые отчеты, в которые включают показатели, основанные на первоначальных ценах. В условиях стабильных цен использование системы учета и отчетности, основанной на первоначальной стоимости операций, оправдано.

    Однако, когда цены колеблются, применение такой системы может привести к ошибочному заключению о финансовом состоянии предприятия, его деятельности, использовании ресурсов и т.д.

    Финансовые активы, такие, как наличные средства, дебиторская задолженность, во время инфляции теряют часть своей  стоимости, поскольку они представляют собой требования на фиксированную сумму денег в будущем. Предприятие, держащее средства в наличной форме в течение периода, когда общий уровень цен повышается на 10%, в конце этого периода может приобрести на них лишь 90% того, что оно могло купить в начале периода. Если не учитывать этого обстоятельства, то скрытые издержки в экономической деятельноси могут исказить фактическое положение предприятия в области ликвидных средств.

    Наоборот, предприятие, имеющее обязательства  к оплате в денежной форме, такие, как кредиторская задолженность по коммерческим сделкам или иные долговые обязательства, оказывается в более выигрышном положении, поскольку оно получает возможность произвести выплаты по своим договорным обязательствам деньгами, покупная способность которых понизилась. Поэтому оценка активов на основе первоначальной стоимости не отражает текущей стоимости предприятия. Это затрудняет внешним пользователям по данным финансовой отчетности определить имущественное и финансовое состояние предприятия. В странах с развитой рыночной структурой не возникает проблем с пересчетом статей баланса на индекс инфляции, поскольку там имеются соответствующие пакеты программ, которые позволяют эти расчеты выполнять в автоматическом режиме.

  • 1.5. Классификация бухгалтерских балансов

  • Бухгалтерский баланс, являясь источником информации, представляет собой способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу и размещению, а также по источникам его формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату.

    Существует множество видов  бухгалтерских балансов в зависимости  от цели их составления. Для более  четкого представления видов  балансов необходимо изучить их классификацию.

    Признаки классификации бухгалтерских  балансов: 1) время составления; 2) источник составления; 3) объем информации; 4) характер деятельности; 5) форма собственности; 6) объект отражения; 7) способ очистки.

    По времени  составления бухгалтерские балансы могут быть: 1) вступительные; 2) текущие; 3) ликвидационные; 4) разделительные; 5) объединительные.

    Вступительный баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность.

    Текущие балансы составляют периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало, а заключительный – на конец отчетного года. Отсюда следует, что заключительный баланс отчетного года является начальным балансом следующего года. Промежуточные балансы составляются  за период между началом и концом года. К промежуточным балансам прилагается меньше отчетных форм и перед их составлением не проводится полная инвентаризация всех статей баланса (основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов).

    Ликвидационный баланс формируется при ликвидации организации. Эти балансы составляются в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных и заключительных ликвидационных балансов.

    Разделительные балансы  составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц.

    Объединительный баланс формируют при объединении (слиянии) нескольких организаций в одну.

     

    По источникам составления балансы подразделяются на инвентарные, книжные и генеральные.

    Инвентарные балансы  составляются только на основе инвентаря (описи) средств. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение его из государственного в акционерное).

    Книжный баланс составляют на основе только книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации.

    Генеральный баланс составляется на основе учетных записей и данных инвентаризации.

    По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.

    Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.

    Сводные балансы получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива .

    Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы.

    Консолидированные балансы  представляют собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношениях.

    По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности.

    Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организаций – неосновные (подсобные сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные и транспортные хозяйства и т.д.).

    Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь  отдельные балансы.

    По формам собственности  различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций. Они различаются по источникам образования собственных средств.

    По объекту отражения  балансы делятся на самостоятельные и отдельные.

    Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами.

    Отдельный баланс составляют структурные подразделения организаций (филиалы, цехи, автотранспортные хозяйства и т.д.)

    По способу «очистки»  могут быть балансы – брутто и балансы – нетто.

    Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из суммы той или иной статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «Основные средства» вычитается сальдо регулирующей статьи «Амортизация основных средств».

    Баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой».

  • 1.6. Сегментарный учет и отчетность 

  •  В современной бухгалтерской литературе основное внимание уделяется вопросам ведения финансового учета, при этом неоправданно оставлены без внимания проблемы ведения сегментарного учета и составление сегментарной отчетности, отражающей результаты хозяйствования отдельных структурных подразделений юридических лиц. Вместе с тем, как свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой, составление сегментарной отчетности имеет самостоятельное значение и преследует следующие цели. Первая цель состоит в информационном обеспечении процесса анализа и эффективности деятельности структурных подразделений, функционирующих в рамках компании. Решение этой задачи является прерогативой бухгалтерского управленческого учета. Вторая цель состоит в оказании помощи пользователям внешней финансовой отчетности в анализе деятельности диверсифицированной компании, в оценке ее прибыли и рисков. В связи с тем, что информация о деятельности отдельных сегментов бизнеса не видна из консолидированной финансовой отчетности компании, в странах с рыночной экономикой существует и успешно применяется на практике Международный стандарт финансовой отчетности №14 "Сегментарная отчетность". Третья цель состоит в оказании компаниям информационной поддержки при принятии ими разнообразных управленческих решений. В переходный период, переживаемый российской экономикой, перестроечные процессы происходят не только на макро-, но и на микроуровне. Исследования показывают, что в ряде случаев жестко централизованная система управления, доставшаяся российским предприятиям в наследство от административной экономики, становится тормозом их дальнейшего развития. Она снижает инициативу исполнителей, препятствуют гибкости и оперативности управления. Выход из создавшего положения администрации предприятий видится в предоставлении своим структурным подразделениям большой хозяйственной самостоятельности и, как следствие, в возрастании их ответственности за принимаемые решения. Как и в 80-егоды, в целях стимулирования эффективности бизнеса необходимо оценить вклад каждого сегмента бизнеса в конечные результаты деятельности организации. Однако на современном этапе экономического развития ответы на эти вопросы даже изменяющаяся система бухгалтерского учета дать не может, решение этих вопросов следует искать в системе управленческого контроля организации, основой которой является сегментарный учет и отчетность.

    Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность