Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:08, курс лекций
Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Международные стандарты и бухгалтерская отчетность
1.2. Концепция финансового и управленческого учета
1.3 Состав и основы формирования бухгалтерской отчетности
1.4. Финансовый учет и инфляция
1.5. Классификация бухгалтерских балансов
1.6. Сегментарный учет и отчетность
1.7. Требования, предъявляемые к балансу
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Бухгалтерский баланс
2.2. Актив бухгалтерского баланса
Оприходование материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета расчетов с поставщиками и других источников поступления.
Учет материалов ведется по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам.
Фактическая себестоимость материалов
определяется исходя из затрат на их приобретение.
Фактические затраты могут
В положении по бухгалтерскому учету
«Учет материально-
Учетная политика организации может предусматривать для учета поступления материалов использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». В этом случае стоимость материальных ценностей, поступивших в организацию, отражается по дебету счета 15 в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками и др. Оприходование поступивших материалов отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При учете материалов по учетным ценам разница между стоимостью по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения (заготовления) отражается на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Накопленные на этом счете суммы списываются (сторнируются – при отрицательной разнице) в дебет счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) или других соответствующих счетов.
Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам запасов.
Материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Сырье и материалы заказчика, принятые организацией в переработку (давльческое сырье), но не оплачиваемые, учитываются на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку».
При списании материалов в производство определение их фактической стоимости производится одним из следующих методов оценки:
Применение одного из методов по конкретному наименованию производится в отчетном году и должно найти отражение в учетной политике организации.
Оценка материальных ресурсов по средней себестоимости (средневзвешенной себестоимости) традиционна для отечественного учета. Средняя себестоимость по каждому виду (группе) запасов определяется как частное от деления обшей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, включая количественно-стоимостные остатки по видам запасов на начало месяца и поступление запасов за отчетный период, что можно записать формулой:
Св=(Со+Сз):(Ко+Кз), где
Св - средневзвешенная себестоимость;
Со - фактическая себестоимость материалов на начало месяца;
Сз - фактическая себестоимость материалов, заготовленных в отчетном периоде;
Ко - количество материалов на начало месяца;
Кз- количество материалов, заготовленных за месяц.
Пример: На начало месяца остаток материалов составил 5000 единиц стоимостью 40 000 руб. В течение месяца было заготовлено 10 000 единиц данного материала на сумму 95 000 руб. В производство в течение месяца было отпущено 8 000 единиц данного материала.
Сначала определим среднюю себестоимость данного вида материалов:
(40 000 руб. + 95 000 руб.): (5 000 ед. + 10 000 ед.) = 9 руб.
Стоимость материалов, отпущенных в производство, в этом месяце составит:
9 руб. х 8 000 = 72 000 руб.
Сальдо на конец месяца в стоимостном выражении составит:
(40 000 руб. + 95 000 руб.) - 72 000 руб. = 63 000 руб.
Этот способ оценки материалов при списании в производство обеспечивает относительно равномерное воздействие на размер затрат, которые учитываются при формировании себестоимости продукции.
При методе ФИФО приход и списание материальных запасов осуществляется в порядке их поступления в организацию, т.е. сначала списывается остаток запасов на начало месяца, затем списываются запасы по цене первой закупленной партии, затем - по цене второй партии и так далее в порядке очередности, пока не будет получен общий расход запасов за месяц. Указанный порядок сохраняется в том случае, если списываются запасы, приобретенные в более поздний период времени. Использование метода ФИФО в условиях инфляции позволяет снизить себестоимость готовой продукции за счет ценового фактора по материальным ресурсам, и стоимость запасов на конец отчетного периода будет близка к текущим ценам, что обеспечивает реальность их оценки.
При методе ЛИФО приход приобретаемых материальных ценностей осуществляется в порядке их фактического поступления, а списание их в производство осуществляется по стоимости последнего приобретения, т.е. сначала списывается стоимость запасов по цене последней закупленной партии, затем - по цене предыдущей партии и т.д., пока не будет получен общий расход вне зависимости от реального движения материальных ценностей на складе.
Использование при оценке материалов метода ЛИФО дает возможность увеличить затраты на производство, поднять цены на готовую продукцию и тем самым через выручку скорее компенсировать возврат оборотных средств, обесценивающихся при инфляции. Метод ЛИФО с 01 января 2008 г. отменен.
Пример. Расчет фактической себестоимости израсходованных в течение месяца материалов и их остатков на конец месяца методом ФИФО и ЛИФО. Предположим, что расход материалов за отчетный месяц составит 1000 единиц
Показатели |
Количество единиц |
Цена единицы |
Сумма, руб. |
Остаток материалов на начало месяца |
200 |
10 |
2000 |
Поступило в течение месяца |
|||
Первая партия |
300 |
10 |
3000 |
Вторая партия |
200 |
12 |
2400 |
Третья партия |
400 |
15 |
6000 |
Итого: |
900 |
X |
11400 |
Расход за месяц а) метод ФИФО |
|||
Первая партия |
500 |
10 |
5000 |
Вторая партия |
200 |
12 |
2400 |
Третья партия |
300 |
15 |
4500 |
Итого: |
1000 |
X |
11900 |
б) метод ЛИФО |
|||
Первая партия |
400 |
15 |
6000 |
Вторая партия |
200 |
12 |
2400 |
Третья партия |
400 |
10 |
4000 |
Итого: |
1000 |
X |
12400 |
Остаток материалов на конец месяца |
|
|
|
и) по методу ФИФО |
100 |
15 |
1500 |
б) по методу ЛИФО |
100 |
10 |
1000 |
Оценить израсходованные
материалы можно расчетным
Р=Он + П - Ок, где Р - стоимость израсходованных материалов;
Он и Ок - стоимость начального и конечного остатков материалов;
П - поступление за месяц.
Для определения фактической себестоимости материальных ценностей при передаче их в производство необходимо определить отклонение фактической себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Это отклонение показывается по отдельным группам запасов материалов. Исключение составляют лишь дорогостоящие и особо дефицитные материалы, использующиеся в ограниченном ассортименте; в этом случае учет отклонений необходимо вести по отдельным видам запасов с отнесением их непосредственно на себестоимость продукции.
Суммы отклонений определяют
по группам (видам) материальных запасов
путем сопоставления фактическо
Для расчета фактической себестоимости материалов, отпущенных со склада в производство, определяют средний процент отклонений. Затем рассчитывается абсолютная сумма отклонений.
Средний процент отклонений рассчитывается по формуле:
Нср =(Оо +То/ Оз + Тз) х100%,
где Нср - средний процент отклонений;
Оо - начальное сальдо отклонений;
То - текущее поступление отклонений;
Оз — начальное сальдо запасов;
Тз - текущее поступление запасов.
Абсолютную сумму отклонений находят по формуле:
Сумма аб=НсрхЗпр.
где Сумма аб - абсолютная сумма отклонений;
Зпр- стоимость запасов, отпущенных в производство по учетным ценам.
Пример. Остаток запасов на начало месяца по учётным ценам составил 500 руб.; отклонения - 40 руб. В течение отчетного месяца были совершены хозяйственные операции:
1. Поступили материалы от поставщиков. Стоимость их по учетным ценам - 1500 руб.; отклонения - 180 руб.
2. Списаны израсходованные материалы по учетным ценам:
а) на основное производство - 800 руб.;
б) на вспомогательные производства - 150 руб.;
в) на общехозяйственные нужды - 50 руб. Определим средний процент отклонения;
Нср = (40+180)/(500+1500)х 100% = 11%
Абсолютная сумма отклонений, подлежащая списанию в дебет счетов:
20 «Основное производство» - 800 руб. х 11% =88 руб
23 «Вспомогательные производства» - 150 х 11% = 16,5 руб.,
26 «Общехозяйственные расходы» - 50руб. х 11% = 5,5руб.
Остаток по отклонениям в сумме 110 руб.
(40+180 руб.)-(88 руб.+16,5 руб.+5,5 руб.) =110 руб.
присоединяется к остатку
запасов по учетным ценам, что
позволяет определить фактическую
себестоимость остатка
Таким образом, основными задачами учета производственных запасов являются:
• правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;
• контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;
• контроль за соблюдением установленных норм запасов;
• контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;
• своевременное выявление ненужных и излишних материалов (неликвидов).
Документальное оформление поступления и расходования материальных ценностей
Операции по движению материальных ценностей все юридические лица независимо от формы собственности должны оформлять унифицированными первичными документами по учету материалов, разработанными Госкомстатом России. Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.
Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих материалов, и перечень таких материалов устанавливаются руководителем организации по представлению начальника отдела снабжения и главного бухгалтера.
Документами по учету материально-производственных запасов являются:
• Доверенность (ф. № М-2 и № М-2а) - применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщика. Доверенность составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей, как правило, не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.
• Приходный ордер (ф. № М-4) — используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Он выписывается на фактически принятое количество ценностей. Бланки приходных ордеров вручаются материально ответственным лицам в заранее пронумерованном виде.