Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:08, курс лекций

Описание работы

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Международные стандарты и бухгалтерская отчетность
1.2. Концепция финансового и управленческого учета
1.3 Состав и основы формирования бухгалтерской отчетности
1.4. Финансовый учет и инфляция
1.5. Классификация бухгалтерских балансов
1.6. Сегментарный учет и отчетность
1.7. Требования, предъявляемые к балансу
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Бухгалтерский баланс
2.2. Актив бухгалтерского баланса

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

• Акт о приемке материалов (ф. № М-7) применяется для оформления приемки материальных ценностей в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах членами приемочной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя поставщика или представителя незаинтересованной организации. Утверждается акт руководителем организации или другим уполномоченным лицом. Один экземпляр акта с приложенными первичными документами передается в бухгалтерию для учета движения материальных ценностей, другой - в отдел снабжения или бухгалтерию для направления претензионного письма поставщику.

Лимитно-заборная карта (ф. № М-8) нужна для учета отпуска  со склада сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и т.п. в производственные подразделения организации в пределах утвержденного лимита. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов расчетным путем, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом переходящих остатков запасов на начало отчетного периода. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц, а при небольших объемах - на квартал. Один экземпляр карты до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, другой - складу.

Отпуск материалов в  производство осуществляется складом только при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита  материалов. В лимитно-заборной карте структурного подразделения расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель структурного подразделения. Лимитно-заборные карты склад сдает в бухгалтерию после использования лимита.

- Требование-накладная (ф. № М-11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов.

Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Первый экземпляр предназначен для списания ценностей (складом, цехом), второй - для оприходования ценностей принимающей стороной (складом, цехом). Сверхлимитный отпуск  материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф. № М-11).

Замена одних видов  материалов другими, сходными по своим  свойствам, также допускается только с разрешения руководителя и оформляется  требованием-накладной указанной  формы. Этот документ вместе с лимитно-заборной картой заменяемого материала передается на склад, и кладовщик уменьшает остаток лимита с учетом выдачи материалов-заменителей.

• Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15) используется для учета отпуска материальных ценностей сторонним организациям на основании договоров и других документов. Накладная выписывается в двух экземплярах по предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передается на склад в качестве основания для отпуска материалов, второй - получателю.

При отпуске материалов самовывозом или выносом накладную, подписанную получателем, кладовщик  передает в бухгалтерию для выписки  расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

• Карточка учета материалов (ф. № М-17) служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру. Карточки являются документом строгой отчетности и выдаются кладовщику под расписку. Материально ответственное лицо (кладовщик, заведующий складом) производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

• Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35), применяется для учета материальных ценностей, полученных в процессе ликвидации основных средств, пригодных для использования при производстве работ в самой организации. На стоимость таких ценностей уменьшается убыток от ликвидации соответствующих объектов.

Материальные ценности поступают в организации от поставщиков  на основании заключенных договоров  поставки. Поставщики материальных ценностей  одновременно с отгрузкой направляют покупателю сопроводительные документы (счета-фактуры, накладные и др.).

Синтетический учет материалов

Синтетический учет запасов  ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется  на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие  субсчета:

10-1 «Сырье и материалы» - предназначен для учета наличия  и движения сырья и основных материалов, входящих в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являющихся необходимыми компонентами при ее изготовлении; вспомогательных материалов, которые участвуют в производстве продукции или потребляются для хозяйственных нужд, технических целей, содействия производственному процессу; сельскохозяйственной продукции, заготовленной для переработки, и т.д.;

10-2 «Покупные полуфабрикаты  и комплектующие изделия, конструкции  и детали» - используется для  учета наличия и движения покупных полуфабрикатов, готовых комплектующих изделий, включая строительные конструкции и детали, требующие сборки и входящие в себестоимость строительной продукции, а также для учета специального оборудования, инструментов и приспособлений, приобретаемых научно-исследовательскими и конструкторскими организациями для проведения научных (экспериментальных) работ

10-3 «Топливо» - применяется  для учета наличия и движения  нефтепродуктов (нефть, дизельное  топливо, керосин, бензин и  др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, технологических нужд производства, выработки энергии и отопления зданий (уголь, торф, дрова и др.). При использовании талонов на нефтепродукты их учет ведется на этом субсчете;

10-4 «Тара и тарные материалы» – предназначен для учета наличия и движения всех видов тары (кроме используемой как хозяйственный инвентарь), а также материалов для ее изготовления и ремонта;

10-5 «Запасные части» - используют для учета наличия  и движения запасных частей, предназначенных  для ремонтных целей, автомобильных  шин в запасе и обороте, а  также обменного фонда полнокомплектных  машин, оборудования, двигателей, узлов,  создаваемого на ремонтных заводах, в ремонтных цехах организации и т.п.;

10-6 «Прочие материалы» - применяется для учета наличия  и движения отходов производства; неисправимого брака; материалов, полученных от ликвидации основных  средств, изношенных шин и т.п.;

10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»- используется для учета движения материалов, переданных в переработку на сторону и в последующем включаемых в себестоимость полученных из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки;

   10-8 «Строительные материалы» - используется организациями-застройщиками. На нем учитываются наличие и движение материалов, используемых непосредственно в процессе строительных и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, а также другие материальные ценности, необходимые для нужд строительства;

10-9 «Инвентарь и хозяйственные  принадлежности» - используется  для учета наличия и движения  инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

Счет 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации оприобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. На счете отражается покупная стоимость заготовления и приобретения материально-производственных запасов, определяемая по данным расчетно-платежных документов поставщика, и учетная стоимость фактически оприходованных ценностей.

На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости. Аналитический учет по счету 16 ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

Учет поступления материалов может быть организован в двух вариантах: с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» и без их использования.

Организации самостоятельно определяют порядок учета материалов и отражают его в своей учетной  политике.

Учет с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей» имеет место в том случае, когда учет материалов ведется в учетных ценах, а учет без использования указанных счетов - когда учет ведется по фактической себестоимости.

В первом случае на основании  поступивших в организацию расчетных документов поставщика делается запись:

Д-т 15    «Заготовление  и приобретение материальных ценностей»

 К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Запись по дебету счета 15 и кредиту счета 60 производится независимо от того, когда поступили  материалы - до или после получения расчетных документов поставщика.

При этом по дебету счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывается стоимость приобретенных запасов  по покупным ценам.

Одновременно отражают налог на добавленную стоимость:

Д-т 19    «НДС по приобретенным  ценностям»

 К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

После оприходования  и оплаты материалов НДС, уплаченный поставщикам, относится на расчеты  с бюджетом по НДС.

Д-т 68   «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС»

 К-т 19    «НДС по приобретенным ценностям».

В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, и от характера расходов по заготовке  и доставке материалов могут быть также сделаны следующие бухгалтерские  записи:

Д-т 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»

К-т20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.п.

Оприходование материалов, фактически поступивших в организацию, осуществляется по учетным ценам и отражается записью:

Д-т 10    «Материалы»

К-т 15    «Заготовление  и приобретение материальных ценностей».

В результате произведенных  записей по каждой партии материалов на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» возникает разность между оборотом дебета и оборотом кредита. Если дебетовый оборот оказывается больше дебетового, это означает, что фактическая себестоимость заготовленных материалов выше учетной цены. На эту разницу делается бухгалтерская запись:

Д-т 16    «Отклонение  в стоимости материальных ценностей»

 К-т 15    «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

В результате этого обороты  по дебету и кредиту счета 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» будут отражать сумму заготовленных производственных запасов по фактической себестоимости.

Если оборот по кредиту  счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» превышает  дебетовый оборот  этого счета, значит, учетная цена выше фактической  себестоимости. В этом случае делают бухгалтерскую запись отрицательными числами («красное сторно»):

Д-т 16    «Отклонение  в стоимости материальных ценностей»

 К-т 15    «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

При таком порядке  учета поступления материалов их фактическая себестоимость будет слагаться так: сальдо счета 10 «Материалы» по учетным ценам плюс или минус сальдо счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Аналитический учет по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» ведут по группам материальных ценностей с приблизительно одинаковым уровнем отклонений.

Остаток по счету 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей» на конец месяца представляет собой  стоимость материалов, находящихся  в пути или не вывезенных со складов поставщиков.

Известен вариант учета  заготовления материалов без сальдо по счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», при котором  в конце месяца делается запись без  оприходования материалов на складе:

Д-т 10    «Материалы»

К-т 15    «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность