Бухгалтерская финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:08, курс лекций

Описание работы

Информация о хозяйственных операциях, произведенных экономическим субъектом за определенный период времени, обобщается в соответствующих учетных регистрах и из них переносится в сгруппированном виде в бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Содержание работы

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Международные стандарты и бухгалтерская отчетность
1.2. Концепция финансового и управленческого учета
1.3 Состав и основы формирования бухгалтерской отчетности
1.4. Финансовый учет и инфляция
1.5. Классификация бухгалтерских балансов
1.6. Сегментарный учет и отчетность
1.7. Требования, предъявляемые к балансу
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1. Бухгалтерский баланс
2.2. Актив бухгалтерского баланса

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются. Во втором случае (учет ведется только по фактической  себестоимости) оприходование материалов, полученных от поставщиков, отражается записью:

Д-т 10   «Материалы»

К-т 60   «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками».

НДС по оприходованным материалам отражается бухгалтерской проводкой:

Д-т 19    «НДС по приобретенным  ценностям»

 К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Следует отметить, что  материалы, поступающие от поставщиков, приходуются независимо от того, когда они поступили - до или после получения расчетных документов. Стоимость оплаченных материалов, находящихся в пути или не вывезенных со склада поставщика по состоянию на конец месяца, отражается:

Д-т 10    «Материалы»  К-т 60    «Расчеты с поставщиками и подрядчиками ».

В начале следующего месяца эти суммы сторнируются, а в  текущем учете показывается как  дебиторская задолженность поставщика, которая погашается по мере оприходования  материалов на склад.

При поступлении материалов из других источников могут быть сделаны  записи:

Д-т 10    «Материалы»

К-т 20    «Основное  производство», 23 «Вспомогательное производство», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Фактический расход материалов в производство и на другие нужды  отражается бухгалтерскими записями:

Д-т 20  «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные  расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.  

К-т 10 «Материалы».

Если материалы учитывались  на счете 10 «Материалы» по учетным  ценам, то при передаче их в производство на счета учета затрат списывается  отклонение, учитываемое на счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При этом делается бухгалтерская проводка:

Д-т 20   «Основное  производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» 26 «Общехозяйственные расходы» и др.

К-т 16    «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

Операции по продаже  материалов отражаются на счетах бухгалтерского учета следующим образом. На сумму  выручки от продажи материалов в  зависимости от принятого в организации  метода учета продажи делают запись:

Д-т50   «Касса», 51 «Расчетные счета», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т 91    «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Прочие  доходы».

Сумма НДС, полученная в  составе выручки, отражается:

Д-т 91    «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 68    «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС».

Списывается фактическая (балансовая) стоимость проданных  материалов:

Д-т 91    «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 10    «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

На разницу между фактической себестоимостью материалов и стоимостью по учетным ценам (если учет в организации ведется по учетным ценам) делается запись:

Д-т 91    «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Прочие  расходы » 

К-т 16    «Отклонение в стоимости материалов».

Суммы расходов, связанных с продажей материалов, отражаются:

Д-т 91    «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 76    «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Финансовый результат  от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1. Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде на финансовые результаты, что отражается записью:

Д-т 99  «Прибыли и убытки»

К-т 91    «Прочие  доходы и расходы», субсчет «Сальдо  прочих доходов и расходов».

 Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись:

Д-т 91   «Прочие доходы и расходы», субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов ».

К-т 99   «Прибыли и  убытки».

Для обеспечения сохранности  материальных ценностей в организации  не реже одного раза в год проводится инвентаризация.

Излишки материалов, выявленные в ходе инвентаризации, приходуются  на счет 10 «Материалы», а соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом делается  запись:

Д-т 10   «Материалы»

К-т 91   «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы ».

Недостачи материальных ценностей списываются на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» по фактической себестоимости, а по частично испорченным материалам - в сумме определившихся потерь. На сумму недостач и порчи ценностей составляется бухгалтерская проводка:

Д-т 94   «Недостачи и  потери от порчи ценностей»

К-т 10   «Материалы» (по соответствующим субсчетам).

Списание недостач отражается записями:

• в пределах норм естественной убыли - на счета издержек производства или обращения -

Д-т 20    «Основное  производство», 25 «Общепроизводственные  расходы» и др.

 К-т 94   «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

• при хищении, а также сверх норм естественной убыли, когда установлены конкретные виновники, -

Д-т 73    «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 3 «Расчеты по возмещению материального  ущерба».

К-т 94   «Недостачи и потери от порчи ценностей»;

• сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда конкретные виновники не установлены, или при отказе суда во взыскании вследствие необоснованности исков –

 Д-т 91 «Прочие доходы и расходы»

 К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

В результате инвентаризации уточняются фактическое наличие  и оценка материальных ценностей, что  необходимо для составления отчетности. Фактический расход материалов в  производстве или для других хозяйственных  целей отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов  на продажу) или другими соответствующими счетами  (Д 20 К 10; Д23 К 10).

По статье «Животные на выращивании и откорме»  показывается сальдо одноименного счета 11 (остаток по животным, птицам, семьям пчел и т.п.)  Стоимость молодняка животных и животных на откорме, птицы, семей пчел и др. не погашается (т.е. амортизация по ним не начисляется).

По статье «Затраты в незавершенном производстве»   записываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомоготельные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». При этом незавершенное производство отражается в оценке, принятой  при формировании учетной политики в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, типовыми Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Организации (строительные, научные  и др.), которые осуществляют расчеты  с заказчиками за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение, и используют для учета счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам», отражают по статье «Затраты в незавершенном производстве (издержки обращения), принятые в установленном порядке заказчиком этапы по договорной стоимости. По этой статье показывается сумма издержек обращения, приходящаяся на остаток не реализованных на конец отчетного периода товаров, в торговых, снабженческо-сбытовых и иных посреднических организациях.

По статье «Готовая продукция и товары для перепродажи» организациями промышленности показывается остаток на складе готовой продукции, т.е. законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам или условиям договоров с заказчиками. Готовая продукция  оценивается в балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости. Организации, осуществляющие свою уставную деятельность в производственных сферах, отражают по данной статье предметы, приобретаемые специально для продажи, а также  стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включаемых в себестоимость продукции и подлежащих возмещению покупателями отдельно.

Организации торговли и  общественного питания записывают по данной строке остатки товаров по стоимости приобретения. По этой же строке организации общественного питания отражают издержки обращения, приходящиеся на остаток нереализованных покупных товаров и продукции собственного производства.

При учете товаров  по продажным ценам разница между стоимостью товаров по продажным ценам и стоимостью их приобретения  (торговые надбавки и наценки) отражается в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Для целей налогообложения согласно ст. 286 Налогового кодекса РФ при реализации товаров их стоимость приобретения должна определяться методами ФИФО и ЛИФО. Если с учетом технологических особенностей применение этих методов невозможно, разрешается применять метод оценки по средней себестоимости.

По статье «Товары отгруженные» указываются данные фактической полной (или нормативной) себестоимости отгруженой продукции (товаров) в случае, если договором обусловлен отличный от общего порядка момент перехода от поставщика к покупателю права собственности на отгруженные ценности. По данной статье комитент (доверитель, принципал) также отражает стоимость ценностей, переданных комиссионеру (поверенному, агенту) для реализации по договору комиссии (поручения, агентскому). Кроме того, здесь могут показываться ценности, переданные по договору мены, в том случае, когда  другая сторона еще не исполнила своих обязательств по передаче ценностей.

По статье «Расходы будущих периодов» записывается сумма расходов, произведенных в отчетном периоде, но подлежащая  погашению в следующих отчетных периодах путем списания на издержки или другие источники в течение срока, к которому они относятся. К таким расходам, в частности, относятся уплаченные вперед расходы на рекламу, подготовку кадров и т. п.

По статье «Прочие запасы и затраты» отражаются запасы и затраты, не нашедшие отражения на предыдущих статьях подраздела «Запасы», в частности не списанная со счета 44 часть расходов на продажу, относящихся к остатку неотгруженной (нерелизованной) продукции.

В подразделе «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» отражается сальдо одноименного счета 19. По дебету этого счета в корреспонденции со счетами 60, 76 и др. записывается сумма НДС, относящегося к приобретаемым ценностям (материальным ресурсам, нематериальным активам, выполненным работам и оказанным услугам и др.). По кредиту счета 19 в корреспонденции со счетом 68 показывается сумма НДС, подлежащая вычету при расчетах с бюджетом  т. е. сумма, на которую уменьшается задолженность организации перед бюджетом по платежам  НДС, относящегося к реализованной продукции (товарам, работам, услугам). Сумма НДС, подлежащая вычету, определяется по мере оприходования и оплаты ценностей, а так же получения счета-фактуры. Дебетовое сальдо счета 19 означает сумму НДС, относящегося к приобретенным ценностям, еще не предъявленного бюджету к вычету.

Около сорока процентов  статей раздела II баланса занимают статьи, на которых отражается дебиторская  задолженность. Контроль за состоянием дебиторской задолженности - один из важнейших аспектов методики анализа  бухгалтерского баланса. Дебиторы - юридические (организации, учреждения) и физические лица, которые имеют задолженность данной организации, называемую дебиторской. Она условно делится на два вида: нормальная и неоправданная. Нормальная дебиторская задолженность не есть следствие недочетов в хозяйственной деятельной организации и возникает в результате применяемых форм расчетов за товары и услуги: при выдаче средств под отчет на различные нужды, при предъявлении претензий другим предприятием и т. д. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации, например, при выявлении недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрица


Информация о работе Бухгалтерская финансовая отчетность