Бухгалтерский и налоговый учет в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 22:50, дипломная работа

Описание работы

Заинтересованность предприятий всех отраслей и форм собственности в постоянном росте массы прибыли, самостоятельность и ответственность их за результаты своей деятельности в условиях конкуренции на рынке обуславливают необходимость ведения точного и достоверного бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций. Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Целью данной работы является анализ и критическая оценка систем бухгалтерского и налогового учета, форм и способов обработки информации, определение направлений совершенствования учетной работы на конкретном предприятии.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский и налоговый учет организации.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

В договоре указывается: предмет договора, цена договора и  порядок расчетов, порядок поставки, приемка товара, обязательства сторон, ответственность сторон и разрешение споров, форс-мажорные обстоятельства, сроки действия договора, прочие условия.

Так, при реализации товаров необходимо наличие счета  поставщика на оплату. На основании договора поставки покупателю выставляют счет на оплату.

В счете указываются банковские реквизиты поставщика, цена единицы товара, общая стоимость партии, а также сумма налога, включенного в стоимость товаров.

Счет выписывают в 2 экземплярах:

· первый экземпляр - покупателю (заказчику) для оплаты;

· второй экземпляр - поставщику.

Счет подписывают  главный бухгалтер и руководитель.

Выписанный  счет отсылается клиенту по факсу. Клиент оплачивает счет и по мере его оплаты оформляется отгрузка товара.

Движение материальных ценностей от поставщика к покупателю оформляется товаросопроводительными документами - товарной накладной.

В товарной накладной  указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание материальных ценностей, количество (в  единицах), цена и общая сумма (с  учетом налога на добавленную стоимость) отпуска материальных ценностей.

Накладная подписывается  материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими материальные ценности, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и завода.

В ТОО «СЕМЕЙПЛАСТКОМ» накладная выписывается в 2 экземплярах.

На основании  товарной накладной формируется  счет-фактура. Она является основным первичным документом, служащим основанием для расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В счет - фактуре указаны:

- порядковый номер счет фактуры;

- наименование поставщика товаров;

- наименование получателя товаров;

- стоимость, цена товаров;

- сумма налога на добавленную стоимость;

- дата предоставления счет - фактуры.

Счет-фактура  выданная предназначена для ведения налогового учета и формирования книги продаж.

Счет-фактура  формируется в 2 экземплярах на каждую отгрузку товара или выполнения работы, оказания услуг.

Счет-фактура  должен быть доставлен не позднее 5 дней со дня отгрузки. Подписывается  счет-фактура руководителем.

Покупатель забирает продукцию только при наличии доверенности.

В ней указываются  следующие данные:

- реквизиты организации, которая выписала доверенность,

- количество продукции,

- паспортные данные лица, на которого выписана доверенность,

- срок действия доверенности.

Доверенность  подписывается руководителем организации, главным бухгалтером и лицом, получившим доверенность.

Заключающим этапом реализации товара является формирование книги продаж главным бухгалтером.

Для формирования книги продаж в типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия предназначен специализированный отчет.

Отчет формируется  за установленный период на основании  введенных документов «Счет-фактура», «Запись книги продаж». Документ «Запись книги продаж» удобно вводить на основании ранее введенного документа «Счет-фактура выданный».

Документ «Запись  книги продаж» предназначен для  ввода записей в книгу продаж.

Книги продаж - в книге продаж регистрируются выписанные или выставленные счета-фактуры  во всех случаях, когда возникает  обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров, имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Счета-фактуры, выданные при реализации товаров, передаче имущественных прав организациям и  индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, регистрируются в книге продаж.

В книгу продаж заносятся счета-фактуры по операциям  реализации и прочим доходам за налоговый  период.

В книге продаж подсчитываются итоги, так как данные необходимы для налоговой декларации по НДС.

Документом, в  котором отражаются взаиморасчеты  между покупателями и поставщиками является акт - сверки. Акт - сверки составляется по согласованию сторон в оговоренный период времени.

Для получения  итоговых и детальных сведений по учету товаров можно использовать стандартные отчеты.

Стандартный отчет  «Анализ счета по субконто» для счета «Себестоимость продаж» позволяет оценить объем реализации товаров по себестоимости.

Стандартный отчет  «Анализ счета по субконто» для  счета «Выручка» позволяет оценить  объем реализации товаров по цене реализации.

Стандартный отчет «оборотно-сальдовая ведомость по счету» для счета «Расчеты с покупателями и заказчиками» позволяет просмотреть состояние расчетов с покупателями товаров.

Посмотреть  сумму налога, начисленного для уплаты в бюджет, сумму налога, уже уплаченного, а также определить счета, в корреспонденции с которыми начисление налога принималось к учету удобно при помощи отчета «Анализ счета» для счета «Налог на добавленную стоимость».

С помощью отчета оборотно-сальдовая ведомость по счету «НДС с продаж» можно  получить данные о налогах и счетах-фактурах, исчисливших данные налоги.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в  рабочем плане счетов ТОО «СЕМЕЙПЛАСТКОМ» предназначен счет 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К счету 1210 открыты соответствующие субсчета:

- «Расчеты с  покупателями и заказчиками (в тенге)»;

- «Расчеты по авансам, полученным (в тенге)»;

- «Векселя полученные»  и т.д. 

После фактической  реализации продукции ТОО «СЕМЕЙПЛАСТКОМ» производит зачет ранее полученной предварительной оплаты в счет данной поставки продукции.

Аналитический учет по счету 1210 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а в порядке расчетов плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными) в кредитных организациях; векселями, по которым денежные средства не поступили в срок.

Анализ дебиторской  задолженности.

Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей  и заказчиков. Естественно, что предприятия  заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить счета при наступлении срока платежа.

Данные для  анализа состава и движения дебиторской  задолженности можно систематизировать  в таблице.

Приведенные данные (таблица 2.2) по ТОО «СЕМЕЙПЛАСТКОМ» позволяют сделать вывод, что за рассматриваемые три года общая сумма дебиторской задолженности по предприятию увеличилась.

Удельный вес  дебиторской задолженности в  общей структуре оборотных активов  изменился на 5,04% и составил 22,08% (2010г. - 27,12%).

Отчасти это  вызвано уменьшением в дебиторской  задолженности расчетов с покупателями и заказчиками на 7,19%, что составляет 9,12% (2010г - 16,31%). Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что произошло ее увеличение на 53060 тыс. тг. (6,6%) по сравнению с 2010г.

Большую часть  дебиторской задолженности составляют расчеты с покупателями и заказчиками.

Сумма данных расчетов за 3 года увеличилась на 17131,3 тыс. тг. Произошло снижение удельного веса в общей структуре задолженности на 18,86%. Также увеличилась дебиторская задолженность по расчетам с покупателями в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 17131,3 тыс. тг., или на 5,1%. 

Однако произошло  значительное снижение доли расчетов с покупателями в общей структуре дебиторской задолженности по сравнению с 2010г. на 18,86%, что свидетельствует об увеличении количества покупателей, своевременно оплачивающих счета.

 

Таблица 2.2

Оценка состояния  дебиторской задолженности предприятия

 

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Изменение

(+, -)

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

Дебиторская задолженность

краткосрочная - всего

772008

100

795327

100

848387

100

53060

6,6

в том числе

               

расчеты с покупателями и заказчиками

464285,6

60,14

333082,9

41,88

350214,2

41,28

17131,3

5,1

авансы выданные

193310,8

25,04

194934,6

24,51

252734,5

29,79

57799,9

29,6

прочая

114334,4

14,81

267309,4

33,61

266563,2

31,42

-746,2

-0,3

Итого

772008

 

795327

 

848387

     

 

 

Таблица 2.3

Дебиторская задолженность  в структуре оборотных средств

 

Показатели

2010г.

2011г.

2012г.

Изменение

(+, -)

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

к итогу

тыс. тг.

%

Запасы

13355

0,73

21921

1,6

28516

1,3

6595

30,1

НДС

151220

8,3

116350

8,5

216120

9,8

99770

85,8

Дебиторская задолженность - всего

772008

42,2

795327

58,3

848387

38,5

53060

6,6

− расчеты с  покупателями и заказчиками

464285,6

25,4

333082,9

24,4

350214,2

15,9

17131,3

5,1

Денежные средства

428563

23,4

96356

7,2

760285

34,5

663929

в 7,9 раз

Прочие оборотные активы

14

0,0008

14

0,001

14

0,0006

-

-

Итого

1829445,6

100

1363050,9

100

2203536,2

100

840485,3

61,7


 

Анализ движения денежных средств. В отечественной практике учета и отчетности большое внимание придается изучению и прогнозу движения денежных средств.

Это связано  с тем, что проблемы с наличностью  возникают из-за объективной неравномерности  поступлений и выплат либо в результате непредвиденных обстоятельств. Какой  бы ни была причина отсутствия наличных денег, последствия для предприятия  могут быть очень серьезные.

Следовательно, денежную наличность необходимо планировать  и анализировать ее движение.

Данные о  движении денежных средств предприятия  отражают в отчете о движении денежных средств (ф. № 4).

Цель этого  отчета - раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступлений и платежей, увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств, выделить и проанализировать все направления поступления и выбытия денежных средств.

Направления движения денежных средств принято рассматривать в разрезе основных видов деятельности предприятия:

- текущей,

- инвестиционной,

- финансовой.

Поступление денежных средств в рамках текущей деятельности связано с получением выручки  от реализации товаров, продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также авансов от покупателей и заказчиков, расходование - с уплатой по счетам поставщиков и других контрагентов, выплатой заработной платы, отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, расчетами с бюджетом.

В процессе текущей  деятельности предприятия могут  выплачивать проценты по полученным кредитам и займам.

Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с капитальными вложениями предприятия в связи  с приобретением земельных участков, зданий, оборудования, нематериальных активов и иного имущества, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг.

Финансовая  деятельность предприятий связана с поступлением средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов, бюджетных ассигнований и расходованием средств в виде погашения задолженности по полученным ранее кредитам и займам, выплаты дивидендов, процентов.

Анализ движения денежных средств проводится прямым и косвенным методами. Для целей анализа, кроме форм № 1 "Бухгалтерский баланс" и № 4 "Отчет о движении денежных средств", привлекаются данные формы № 5 "Приложение к балансу предприятия" и Главной книги.

Информация о работе Бухгалтерский и налоговый учет в организации