Бухгалтерский учет автотранспортных средств и затрат по их обслуживанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 10:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть теоретические и практические аспекты бухгалтерского учета автотранспортных средств, как одного из объектов основных средств в организации.
Согласно поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить теоретические основы бухгалтерского учета автотранспортных средств;
Провести анализ бухгалтерского учета автотранспортных средств на предприятии «УФАЛЕСПРОМ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………31. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1Нормативно – правовое регулирование учета транспортных средств….5
1.2 Задачи бухгалтерского учета ………………………………………….....12
1.3 Затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта……….15
2. Поступление автотранспортных средств в ООО «УФАЛЕСПРОМ»
«УФАЛЕСПРОМ»
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «УФАЛЕСПРОМ»………...27
2.2 Поступление автотранспортных средств в ООО «УФАЛЕСПРОМ»…..31
2.3 Учет износа (амортизации) автотранспортных средств………………..38
3. Выбытие автотранспортных средств ООО «УФАЛЕСПРОМ»
«УФАЛЕСПРОМ»
3.1 Выбытие автотранспортных средств …………………………………….41
3.2 Реализация автотранспортных средств………………………………….....51
3.3 Дарение и безвозмездная передача автотранспортных средств………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………….………

Файлы: 1 файл

юсупова бухгалтерский.doc

— 293.50 Кб (Скачать файл)

Использование в производственной деятельности имущества, списанного с баланса предприятия и не учтенного в его бухгалтерском учете, является нарушением порядка ведения бухгалтерского чета, которое служит основанием для привлечения виновных лиц к адмистративной или уголоеной ответственности (ст.18 Закона о бухгалтерском учете, п.12 ст.7 Закона о налоговой службе, ст.199 УК РФ).

Кроме того, в случае если такие нарушения повлекли за собой сокрытие или неучет объекта налогообложения, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности в порядке, предусмотренном п.1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Применение указанной санкции возможно только в случае неуплаты или неполной уплаты налога в результате сокрытия или неучета объекта налогообложения. При этом целью применения является обеспечение исполнения обязательств налогоплательщика, а также возмещение ущерба, причиненного государству в связи с неуплатой налогов (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.08.97 №29/97).

При отражении в учете операций по ликвидации основных средств предприятие должно выявить и списать финансовый результат от этой хозяйственной операции.

Все расходы по ликвидации автотранспортных средств, пришедших в негодность, относят в дебет счета 47, а полученные при разборке товарно-материальные ценности приходуют по дебету счета 10 и кредиту счета 47.

Превышение кредитового оборота по счету 47 над дебетовым означает, что от ликвидации получена прибыль, в противном случае, когда дебетовый оборат по счету 47 превышает кредитовый оборот по этому счету, будет иметь место убыток. Финансовый результат выявляют отдельно по каждому ликвидируемому объекту автотранспортных средств и списывают на счет 80 "Прибыли и убытки" в соответствии с п.69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом МФ РФ от 26 декабря 1994 г. №170.

Если ликвидируемый автомобиль относился к непроизводственным основным средствам, то выявленные на счете 47 потери списываются на уменьшение фонда социальной сферы (дебет счета 88 субсчет 4).

В случае списания транспортного средства по причине его негодности для использоеания, возниешей в результате аварии, дарожно-транспортного происшествия убыток относится на финансовые результаты деятельности предприятия, то есть на счет 80 "Прибыли и убытки" в соответствии с п.69 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Однако в целях налогаоблажения уменьшение финансового результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия на сумму убытка, возникшего при аварии, как составляющего внереализационных расходов предприятия, будет иметь место в зависимости от того, какой характер носят убытки, причиненные предприятию в результате автокатастрофы.

В случае, если эти убытки являются некомпенсируемыми и причинены в результате аварии, вызванной экстремальными условиями, они вклучаются в состав внереализационных расходов с целью уменьшения валовой прибыли предприятия до налогообложения в соответствии с п.15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции.

В том случае, если авария произошла по вине водителя – работника предприятия и работник компенсировал предприятию стоимость нанесенного ущерба, включение убытков от списания автотранспортного средства в состав внереализационных расходов с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятия будет возможным только в части убытка, не покрытого данным возмещением, и при условии, что он связан с получением внереализационных доходов – имеется в виду недополучение присужденных или признанных работником сумм возмещения причиненных убытков.

Если указанные потери не отвечают подобным требованиям, уменьшение налогооблааемой прибыли за их счет не будет иметь оснований.

Кроме того, необходимо учитывать, что сумма ущерба, возмещенная работником, в соответствии с п.14 Положения о составе затрат по производству и реализации, будет включаться в состав внереализационных доходов предприятия и участвовать тем самым в формировании конечного финансового результата его финансово-хозяиственной деятельности.

В целях налогообложения уменьшение финансового результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия на сумму убытка от списания автотранспортного средства в случае, если его балансовая стоимость не полностью перенесена на издержки производства, как составляющего внереализационных расходов предприятия не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Таким образом, сумма убытка от списания автотранспортного средства в случае, если его балансовая стоимость не полностью перенесена на издержки производства, должна быть добавлена к сумме прибыли в расчете налога от фактической прибыли.

Объектом для исчисления и уплаты налога на имущество являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятий (ст.2 Закона РФ от 13.12.91 №2030-1 «О налоге на имущество предприятий). При этом для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются остатки, отраженные по бухгалтерским счетам и, в частности, по счету 01 «Основные средства» за минусом износа (п.4 Инструкции ГНС РФ от 08.06.95 №33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий). При полном начислении всех амортизационных отчислений на восстановление основных средств налог на имущество с данного основного средства не взимается. Эксплуатация такого имущества, списанного с баланса, не увеличивает налогооблагаемой базы по налогу на имущество.

Пример:

при ликвидации автомобиля первоначальная стоимость которого состаеляла 7100 рублей, износ 6900 рублей, было уплачено за снятие автомобиля с учета в ГИБДД (раньше ГАИ) 7 рублей. Перед ликвидацией автомобиля с него были сняты шины, отдельные запасные части, стекла и т.д. на общую сумму 1200 рублей. За разборку автомобиля одному работнику была начислена заработная плата в размере 30 рублей. Уплачено специализированной организации за погрузку и вывоз кузова на свалку 1300 рублей.

Решение:

  1. На первоначальную стоимость

Дт47 Кт01 – 7100 рублей

  1. На сумму износа

Дт 02 Кт 47 – 6900 рублей

  1. Оприходованны товарно-материальные ценности от разборки автомобиля

Дт10 Кт47 – 1200 рублей

  1. Уплачено специализированной организации за вывоз кузова на свалку

Дт47 Кт60 – 1300 рублей

  1. Начислена заработная плата работнику за разборку

Дт47 Кт70 – 30 рублей

  1. Начислены взносы в социальные фонды

Дт47 Кт69 - 11,6 рублей (30*0,385=11,6)

  1. Начислен транспортный налог

Дт47 Кт68 - 0,3 рубля

  1. Уплачен сбор за снятие автомобиля с учета

Дт47 Кт51 – 7 рублей

  1. Финансовый результат (убыток)

Дт80 Кт47 - 348,9 рублей

При списании автомобиля вследствие аварии, вызванной экстремальными условиями, убытки после которой являются некомпенсируемыми, убытки списываются на счет 80 "Прибыли и убытки" и уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Если авария, в результате которой автомобиль, принадлежащий предприятию, востановлению неподлежит, но виновники аварии, известны, то отражение в учете убытков производится с использованием счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Остаточную стоимость автомобиля следует списать проводкой с кредита счета 47 в дебет счета 84.

В случае, если авария произошла по вине водителя предприятия, находящегося в нетрезвом состоянии, то, согласно ст.121 КЗоТ РСФСР он обязан возместить нанесенный материальный ущерб в полном объеме.

Сумма причиненного ущерба списывается с кредита счета 84 в дебет счета 73. В дапьнейшем сумму причиненного ущерба виновное лицо вносит либо в кассу предприятия, либо ее удерживают из оплаты его труда, либо виновный перечисляет сумму ущерба на расчетный счет предприятия до полного погашения долга.

Если авария, в результате которой автомобиль, принадлежащий предприятию, востановлению не подлежит,но виновником аварии является третье лицо, по решению суда убытки подлежат компенсации.

 

 

3.2 Реализация автотранспортных средств

 

Предприятие может продать числящееся на балансе и находящееся в ее собственности автотранспортное средство. Если предприятие решило продать автомобиль, то такая сделка должна быть оформлена договором купли-продажи в письменном виде. Предприятие может продавать его как юридичеким так и физическим лицам. Очень часто причиной реализации автотранспортного средства, принадлежащего предприятию, физическому лицу является дорожно-транспортное проишествие – авария. Если виновником аварии является владлец частного автомобиля, а не водитель предприятия, то он возмещает предприятию остаточную стоимость автомобиля с условием передачи ему разбитого автомобиля.Учитывая то, что при реализации автомобиля необходимо будет исчислить налог на добавленную стоимость, а также лишится права на льготу по налогу на прибыль, многие предприятия оставляют разбитый автомобиль на балансе. Деньги же, уплаченные физическим лицом – виновником аварии, приходуются как финансовая помощь. Безвозмездная финансовая помощь от физических лиц предприятию не облагается налогом на прибыль.

Продажа автотранспортного средства осуществляется по свободной рыночной цене, сложивщейся на товарном рынке в данной местности на день реализации.Рыночная стоимость автомобиля устанавлиавется представителями страховой компании, комиссионного магазина, регионального отделения Российского общества оценщиков. Составляется Акт оценки автотранспортного средства. Наличие документа о рыночной стоимости, как документа, подтверждающего правильность сделанных расчетов, предъявляется при проверках сотруднику государственной налоговой службы. Договор купли-продажи должен быть заверен у натариуса. На основании договора купли-продажи деньги за проданный атомобиль приходуются в кассу предприятия, или счет предприятия в банке.

Возможна продажа автомобиля через комиссионный магазин.Для реализации автотранспортного средства через посредника на предприятии должны быть подготовлены следующие документы:

  • Приказ о снятии автомобиля с учета;
  • Доверенность на снятие с учета и получение денег.

В комиссионный магазин вместе с автомобилем представляют приказ руководителя предприятия, доверенность и заверенный печатью паспорт транспортного средства. В магазине производится его оценка и устанавливается определенное вознаграждение комиссионеру(оно составляет определенный поцент (от 2 до 5) от оценочной стоимости автомобиля). Комиссионный магазин возлагает на себя обязанности по продаже автотранспортного средства.

Продажа транспортного средства является объектом для налогообложения и имеет свои особенности.

Если сотруднику предприятия или иному физическому лицу автомобиль продан по цене ниже его рыночной стоимости, то разница между рыночной стоимостью и ценой реализации подлежит обложению подоходным налогом. Кроме того, о таких доходах и суммах удержания налогов предприятие обязано не реже одного раза в квартал сообщать в налоговую инспекцию с указанием места постоянного жительства физического лица (п.36 Инструкции №35 ГНС РФ от 29 июня 1995 г.).

При реализации имущества предприятия обязательно возникает оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость. С 1 января 1996 года суммы НДС при реализации автотранспортных средств определяются с полной стоимости их реализации. Но это в том случае, если реализация автотранспортного средства производится по цене, превышающей его фактическую себестоимость(в соответствии с Инструкцией №39 ГНС РФ (п.9) это разница между первоначальной (востановительной) стоимостью и износом на момент реализации). Если же предприятия и организации осуществляют продажу по ценам не выше фактической себестоимости, то для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичный автомобиль, сложивщаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости (Инструкция №39 ГНС РФ п.9). В случае, если организация (предприятие) не смогла реализовать продукцию (материальные ценности) по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналотичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Но для этого необходимо иметь документ, подтверждающий снижение потребительских свойств автомобиля, например, Акт об аварии транспортного средства с приложением перечня повреждений, нанесенных автомобилю в результате аварии.

Согласно Инструкции №37 от 10 августа 1995г. (с последующими изменениями и дополнениями) (п.2.4) при определении прибыли от реализации основных фондов предприятия для целей налогообложения учитывается разница (превышение) между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства Российской Федерации. Отрицательный результат от их реализации в целях налогообложения не уменьшает налогооблагаемую прибыль. В том случае, если предприятие осуществляет реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости (п.2.5 Инструкции №37). Пунктом 2.4 Инструкции Госналогслужбы РФ №37 не предусмотрен учет для целей налогообложения любых расходов, связанных с реализацией имущества. Финансовый результат от реализации имущества предприятия, учитываемый для целей налогообложения, может отличаться от финансового результата, выявленного на счетах бухгалтерскога учета. Таким образом, плата, например, за снятие автомобиля с учета не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль предприятия, в то время как в бухгалтерском учете финансовый результат от реализации автомобиля будет уменьшен на размер этой платы. Все операции по реализации (продаже) автотранспортных средств отражаются в учете с использованием счета 47 “Реализация основных средств”. На дебете счета 47 отражается первоначальная стоимость списываемого объекта в корреспонденции со счетом 01, а также все расходы предприятия, связанные с продажей автотранспортного средства, например сбор за снятие с учета автомобиля в корреспонденции со счетами 51, 50. На кредите счета 47 отражается сумма износа реализуемого объекта (в корреспонденции со счетом 02) и сумма предъявленного к оплате счета (в корреспонденции со счетом 76,62). В счете, предъявленном к оплате отдельной суммой должна быть выделена сумма налога на добавпенную стоимость, которая подлежит начислению и перечислению в бюджет. Расчет суммы налога на добавленную стоимость зависит, прежде всего, от даты приобретения и от даты реализации автотранспортного средства. Рассчитанный налог отражается в учете проводкой Дт47 Кт68 и затем перечисляется в бюджет.

Информация о работе Бухгалтерский учет автотранспортных средств и затрат по их обслуживанию