Бухгалтерский учет доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что в условиях мирового финансового кризиса возрастает роль бухгалтерского учета доходов на предприятиях.
В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.
В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.
Переход предприятий на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отр

Содержание работы

Введение

1. Экономическая сущность и особенности учета доходов коммерческой организации
1.1. Экономическая сущность доходов организации: понятие и классификация
1.2. Порядок определения и признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете
1.3. Сравнительная характеристика учетных аспектов доходов по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и российским стандартам

2. Учет и контроль доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
2.1. Учет доходов
2.2. Внутрихозяйственный контроль доходов
2.3. Автоматизация учета доходов

3. Экономический анализ и бюджетирование доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
3.1. Организация экономического анализа
3.2. Анализ динамики, состава и структуры доходов
3.3. Перспективный анализ и бюджетирование доходов

Заключение

Файлы: 1 файл

диплом учет доходов.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Определение структуры бюджета доходов и расходов, принципы группировки статей, состав и степень детализации имеют особое значение в бюджетном процессе.

Формат бюджета доходов и расходов является произвольной формой, утвержденной в системе бюджетирования предприятия и показывающей соотношение доходов от реализации и расходов, необходимых для осуществления деятельности в планируемый период. Одним из форматов бюджета доходов и расходов может выступать «Отчет о прибылях и убытках».

Основная структура бюджета доходов и расходов определяет важнейшие принципы бюджетного процесса:

·     соответствие операционным бюджетам и полученным расчетным показателям;

·     выделение приоритетных и определение лимитирующих статей для последующего контроля;

·     установление обоснованных ориентиров и целевых показателей.

Группировка статей бюджета доходов и расходов строится на основе единого бюджетного классификатора, отражает задачи управления и основывается на существующих бизнес-процессах и их актуальности.

Каждая доходная и расходная статья бюджета может детализироваться до различных уровней (товарно-материальной ценности, услуги, договора, проекта и других бюджетных элементов) с учетом специфики производственно-сбытовой деятельности и на основе экономической обоснованности и целесообразности.

Бюджет доходов и расходов позволяет оценить эффективность хозяйственной деятельности, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, установить лимиты расходов. При установлении величины планируемой прибыли в качестве целевого показателя прогнозные данные корректируются и пересчитываются в бюджетные показатели для обеспечения результата.

Таблица 3.3.1.1

План доходов и расходов ООО «Адория» на 1 квартал 2010 года

№ п/п

Показатель

Сумма, руб.

1

Выручка от реализации (без НДС)

250 000

2

Затраты на сырье и материалы

145 850

3

Материальная маржа (стр. 1 – стр. 2)

104 150

4

Заработная плата, в том числе социальные начисления

55 350

5

Энергетические расходы

2280

6

Расходы на ремонт

5340

7

Расходы на аренду

1370

8

Амортизация

20 730

9

Коммерческие расходы

4920

10

Налоги

12 190

11

Прочие расходы

10 630

12

Итого расходов (стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + стр. 7 + стр. 8 + стр. 9 + стр. 10 + стр. 11)

112 810

13

Промежуточный результат (стр. 12 – стр. 3)

8660

14

Сумма процента за кредит

2380

15

Всего затрат (стр. 12 + стр. 14)

115 190

16

Курсовые разницы (+, – )

17

Прибыль брутто (стр. 15 – стр. 3 ± стр. 16)

11 040

18

Налог на прибыль (% от стр. 17)

2650

19

Прибыль нетто (стр. 17 – стр. 18)

8390


 

 

3.3.2. Прогнозирование доходов организации в рамках бюджетирования

 

Компания может планировать только те показатели, которыми она способна управлять, например, большую часть расходов. Остальные показатели — спрос, риски, действия конкурентов — можно только прогнозировать. При составлении бюджета предприятия основное внимание уделяется, как правило, его расходной части, а доходная часть недостаточно детализируется и зачастую не обосновывается. Правильный выбор методов прогнозирования доходов компании и учет всех существенных факторов, влияющих на значение прогноза, позволят сделать его более точным.

Прогноз доходов необходим компании не для определения будущих финансовых показателей, а для разработки стратегии и тактики на прогнозный период. Поэтому методы прогнозирования не должны быть особо точными, а должны лишь корректно отражать специфику бизнеса и верно указывать направления управленческих решений, принимаемых компанией.

Все методы прогнозирования, используемые при анализе, можно разделить на экспертные и статистические. Рассмотрим эти методы подробнее.

При использовании экспертных методов проводится опрос группы специалистов (экспертов). В роли экспертов внутри компаний выступают, как правило, топ-менеджеры — генеральный, коммерческий, финансовый директора, директор по производству и т. д. В качестве внешних экспертов могут выступать консультанты, финансовые аналитики, маркетологи, занимающиеся исследованиями рынков, и другие специалисты.

Такие методы прогнозирования используют практически все компании, однако больше они подходят для оценки развития нестабильного рынка, который сложно описать с помощью математических формул и зависимостей, а также для долгосрочного прогнозирования. Успешность применения экспертных методов зависит от количества и квалификации экспертов, которых удается привлечь к работе.

Если рынок относительно предсказуем и компания располагает данными о предыдущей динамике прогнозируемого показателя или же о динамике факторов, которые на него влияют, то для кратко- или среднесрочного прогнозирования целесообразно использовать статистические методы. Эти методы основаны на предположении, что в будущем анализируемый показатель будет изменяться по тем же законам, что и в прошлом. Статистические методы различной сложности используют практически все рыночно ориентированные компании, применяя при этом либо Excel, либо специализированные статистические программы (SPSS, Statistica и т. д.).

Рассмотрим два статистических метода — построение тренда и метод цепных индексов.

Построение тренда. Большая часть статистических методов прогнозирования основана на построении тренда, то есть математического уравнения, описывающего поведение прогнозируемого показателя. Наиболее распространенным примером такого уравнения является зависимость объема продаж от времени. Динамика показателя может описываться как прямой линией (линейный тренд), так и кривой (нелинейный тренд). При построении уравнений линии нужно руководствоваться следующими правилами:

- если нужно определить только общую тенденцию или сравнить темпы роста различных показателей, можно ограничиться линейным трендом;

- если продажи растут «лавинообразно» (например, когда товар входит в моду), используют экспоненциальный тренд. Однако такой метод можно использовать лишь для краткосрочных прогнозов: столь стремительный рост в большинстве случаев не может быть длительным, так как в конкурентной отрасли увеличение спроса вызовет рост предложения со стороны конкурирующих компаний. Поэтому уже в следующем плановом периоде тренд придется пересмотреть;

- если в объеме продаж наблюдаются сезонные колебания (например, по временам года), используют полиномиальный тренд;

- если продажи сначала росли, а потом стабилизировались на некотором уровне или, наоборот, сначала были высокими, а потом сократились, то новый устойчивый уровень определяется при помощи логарифмического тренда.

Помимо времени в уравнение линии тренда могут входить предыдущие значения прогнозируемого показателя (авторегрессия), усредненные значения (метод скользящего среднего) и т. д. Иногда прогнозируемая величина не является однородной. Например, объем продаж строительной компании может зависеть от количества рекламы, объема ипотечного кредитования и даже от ВВП. Тогда в уравнение тренда включаются значения влияющих на нее величин (возможно, со сдвигом во времени) с некоторыми коэффициентами (множественная регрессия).

Метод цепных индексов. Если при прогнозе необходимо учесть сезонные колебания, можно применить метод цепных индексов. Для этого сначала рассчитываются цепные индексы продаж (отношения объема продаж каждого последующего периода к предыдущему) и находится среднее значение этого индекса для каждого периода (месяца) за несколько лет. Затем объем продаж последнего отчетного периода умножается на индекс следующего (планового). Полученное значение и есть прогноз на первый прогнозный период. Для вычисления прогноза на второй и последующие периоды действуют аналогично. Метод цепных индексов можно комбинировать с другими методами прогнозирования.

Этапы прогнозирования. Для составления прогноза доходов необходимо определить будущие значения объема продаж компании в натуральном выражении и оценить изменения в ценовой политике. Их произведение даст прогноз доходов компании в стоимостном выражении.

Прогнозы цен и физического объема продаж рекомендуется составлять отдельно, поскольку динамика этих показателей может быть различной. Обе эти составляющие зависят от большого числа факторов, значения которых могут значительно изменяться (демографические условия в регионе, динамика доходов населения, состояние отраслей, в которых производятся товары-заменители, и т. д.). Соответственно для начала необходимо выявить факторы, которые могут повлиять на значение прогноза, то есть релевантные факторы. Как правило, аналитики уделяют основное внимание прогнозу внешних факторов, на которые компания влиять не может. Но не стоит забывать и о внутренних факторах, таких как рекламная политика, изменения в ассортименте, открытие новых офисов и т. д., поскольку они могут оказать значительное влияние на величину прогноза. Также необходимо определить, каким образом каждый фактор влияет на прогнозируемый показатель.

Построение прогнозных значений. Затем необходимо понять, как релевантные факторы будут изменяться с течением времени. Сделать это можно с помощью одного из методов прогнозирования, описанных выше. Нужно учесть, что иногда факторы могут меняться скачкообразно. Для отражения таких изменений обычно используют поправочные коэффициенты, полученные с помощью анализа статистических данных (сезонности) и информации о предполагаемых изменениях (сообщения Госкомстата России, экспертные мнения). Значения поправочных коэффициентов должны быть экономически обоснованы. Прогнозное значение фактора корректируется путем умножения прогнозов, полученных с помощью тренда, на поправочные коэффициенты. После того как прогнозные значения всех факторов, влияющих на показатель доходов компании, будут получены, рассчитываются пессимистические, оптимистические и наиболее вероятные значения объема продаж и цен.

Для определения динамики внешней среды мы используем не только данные статистики за прошлые периоды, но и прогнозы Госкомстата России, МЭРТ, данные информационных агентств, прогнозы и результаты мониторинга отраслей, который готовят для нас маркетинговые агентства, а также обзоры инвестиционных фондов. Итоговое значение выручки получается путем корректировки базового прогноза на коэффициент (или коэффициенты), учитывающий влияние этих показателей.

Спрогнозируем доходы ООО «Адория». Рассмотрим построение прогноза для одного из главных факторов — объема продаж рекламных и полиграфических услуг юридическим лицам на 2010 год.

Наиболее важный фактор, влияющий на объем продаж — это уровень затрат, направляемых юридическими лицами на рекламную деятельность. В течение последних лет в целом на рынке наблюдаются кризисные явления. Однако в последние месяцы наметилась тенденция к стабилизации экономической среды. В результате прогнозирования статистическими методами было выявлено, что наилучшим образом зависимость объема рекламных услуг от времени описывается логарифмическим трендом. Для построения базового прогноза было получено следующее уравнение:

Y=14,762Ln(x) + 18,313[14],    (3.3.2.1)

где Y — объем оказываемых услуг;

х — время (по годам);

14,762 и 18,313 — рассчитанные коэффициенты.

Аналитики рынка сферы услуг ожидают, что в прогнозируемые годы на рынке произойдут значительные изменения. Часть экспертов ожидает резкого увеличения спроса и роста объемов продаж на 20% в год от базового прогноза (оптимистический прогноз). Другие специалисты считают, что рынок еще не восстановился, поэтому в 2010 году будет наблюдаться падение объема продаж на 40%. Затем, по их мнению, рынок стабилизируется и в 2011 году вырастет на 20% от уровня 2010 года (пессимистический вариант). В свою очередь некоторые специалисты считают, что реализация государственной программы по поддержке реального сектора экономики будет способствовать увеличению объемов продаж на 3% ежегодно. Остальные внешние факторы останутся неизменными. Все полученные прогнозы сведены в табл. 3.3.2.1.

Таблица 3.3.2.1

Прогнозные значения объема продаж рекламных и полиграфических услуг ООО «Адория», тыс. руб.

Год

Базовый прогноз

Базовый прогноз с учетом гос.поддержки

Пессимистический прогноз

Оптимистический прогноз

2010

4,900

5,047

3,028

6,056

2011

5,070

5,222

3,743

6,266

Информация о работе Бухгалтерский учет доходов