Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа
Актуальность темы определяется тем, что в условиях мирового финансового кризиса возрастает роль бухгалтерского учета доходов на предприятиях.
В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.
В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.
Переход предприятий на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отр
Введение
1. Экономическая сущность и особенности учета доходов коммерческой организации
1.1. Экономическая сущность доходов организации: понятие и классификация
1.2. Порядок определения и признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете
1.3. Сравнительная характеристика учетных аспектов доходов по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и российским стандартам
2. Учет и контроль доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
2.1. Учет доходов
2.2. Внутрихозяйственный контроль доходов
2.3. Автоматизация учета доходов
3. Экономический анализ и бюджетирование доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
3.1. Организация экономического анализа
3.2. Анализ динамики, состава и структуры доходов
3.3. Перспективный анализ и бюджетирование доходов
Заключение
Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его сегментов должны быть оформлены соответствующими документами. Это может быть аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.
Аналитический отчет (пояснительная записка) обычно составляется для внешних пользователей. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки или заключения.
Содержание аналитического отчета должно быть достаточно полным. Прежде всего он должен содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту и долю рынков сбыта продукции, репутацию предприятия, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса.
После этого необходимо отразить как минимум за три года динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы, перспективы развития.
Нужно также раскрыть в нем изменения в учетной политике предприятия, которые могут оказать существенное влияние на денежные потоки, финансовые результаты и т.д.
Должна быть дана расшифровка агрегированных показателей отчетности (состав дебиторской и кредиторской задолженности, краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений, распределения прибыли и др.), а также отражена информация по сегментам (выручка, затраты, прибыль, активы, обязательства сегментов по операционным и географическим признакам).
Для правильного отражения динамики показателей должна быть обеспечена их сопоставимость по всем параметрам (методике оценки, методике расчета, по составу и т.д.).
В пояснительной записке дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение имевших место недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем.
Аналитическая часть отчета должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Результаты анализа представляются в ней в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д. Особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Они должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражение недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.
Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме представления результатов анализа. Это постоянный макет типовых аналитических таблиц, графиков без пояснительного текста. Аналитические таблицы и графики позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала. При этом не нужно стремиться дать в одной таблице все показатели работы предприятия или бросаться в другую крайность — вводить множество таблиц. Как универсализация, так и безмерное количество таблиц усложняют их использование. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми.
Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принимать необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность потому, что при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.
Наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать результаты анализа в динамике.
3.2. Анализ динамики, состава и структуры доходов
В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и производит расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 9/99), и международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного (складочного) капитала.
Доходы состоят из следующих частей:
1) выручка от продаж — основная форма доходов для производственных предприятий—характеризует основную деятельность;
2) доходы от операционной деятельности, не связанной с производством и продажей продукции, получаемые от совершения определенных хозяйственных операций, например сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.;
3) доходы от внереализационной деятельности, т.е. в результате определенных факторов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия, — курсовые разницы, безвозмездное получение активов, списание задолженности и т.д.
В отличие от выручки от продаж другие доходы называют прочими доходами — доходы от операционной деятельности, от внереализационной деятельности, в том числе доходы от чрезвычайных событий.
Таким образом, выручка, или доходы от продаж, есть результат основной деятельности предприятия и является основным показателем объема хозяйственной деятельности. Объем продаж — базовый показатель бюджетирования, т.е. сметного планирования на предприятии. Смета объема продаж продукции (товаров, работ и услуг) определяется методами маркетингового анализа (его объектами являются сам товар, рынок, т.е. потребители товара, и конкуренция), в результате которого выясняется, сколько товаров может продать производитель.
Основными задачами анализа доходов предприятия являются изучение уровня и структуры доходов в отчетном периоде, сравнение уровней и структур доходов в отчетном и базовом периодах (планом или предыдущем периоде, в отчетном периоде и аналогичном периоде предыдущего года), оценка структурной динамики доходов и выяснение ее причин.
Для решения указанных задач используется аналитическая таблица, в которой представлены абсолютные величины доходов предприятия и их удельные веса в общей величине доходов в отчетном и предыдущем периоде (или аналогичном периоде предыдущего года) в разрезе видов доходов, изменения абсолютных величин доходов и их удельных весов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом (или аналогичным периодом предыдущего года).
Поэтому доходы от обычных видов деятельности следует рассматривать как основной, определяющий вид доходов предприятия, который при нормальных условиях деятельности имеет наибольший удельный вес в обшей величине доходов. Если прочие доходы преобладают в структуре доходов предприятия, то в ходе анализа данный факт должен быть объяснен конкретными изменениями условий деятельности. В случае, когда преобладание удельного веса прочих поступлений (прочих, в том числе чрезвычайных) приобретает устойчивый характер, т.е. повторяется в течение ряда смежных отчетных периодов, может иметь место изменение содержания обычных видов деятельности, не отраженное в уставе организации (предприятия).
В ходе анализа важно не только установить структуру доходов предприятия в отчетном периоде и ее изменение по сравнению с предыдущим периодом (или аналогичным периодом предыдущего года), но и определить тип структурной динамики доходов и причины, его обусловившие.
Таблица 3.2.1
Анализ доходов ООО «Адория» за 2008-2009 гг.
Виды доходов предприятия | Абсолютные величины, тыс. руб. | Удельные веса в общей величине доходов, % | Изменения | |||
| 2008 | 2009 | 2008 | 2009 | в абсолютных величинах, тыс. руб. | в удельных весах, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Доходы от обычных видов деятельности, в том числе: | 2604 | 3502 | 98,7 | 99,1 | 898 | 0,4 |
изготовление рекламной продукции | 1002 | 1317 | 38,0 | 37,3 | 315 | -0,7 |
изготовление печатно-полиграфической продукции | 868 | 1179 | 32,9 | 33,4 | 311 | 0,4 |
изготовление сувенирной продукции | 679 | 908 | 25,7 | 25,7 | 229 | -0,1 |
услуги дизайнера | 55 | 98 | 2,1 | 2,8 | 43 | 0,7 |
2. Прочие доходы | 34 | 33 | 1,3 | 0,9 | -1 | -0,4 |
реализация основных средств | 15 | 10 | 0,6 | 0,3 | -5 | -0,3 |
реализация материалов | 13 | 21 | 0,5 | 0,6 | 8 | 0,1 |
кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности | 5 | 2 | 0,2 | 0,1 | -3 | -0,1 |
штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров | 1 | 0 | 0,0 | 0,0 | -1 | 0,0 |
3. Итого доходов | 2638 | 3535 | 100,0 | 100,0 | 897 | 0 |
Из данных таблицы видно, что в 2009 году общая величина доходов увеличилась на 897 тыс. руб. или на 34%. При этом данное увеличение было вызвано ростом доходов от обычных видов деятельности на 898 тыс. руб. Прочие доходы снизили свою величину незначительно на 1 тыс. руб.
В структуре доходов наибольший удельный вес – 99% - занимают доходы от обычных видов деятельности. Серьезных структурных сдвигов в течение 2009 гола не наблюдается.
При описании типов структурной динамики доходов предприятия используются следующие обозначения:
— доходы от обычных видов деятельности;
— прочие доходы предприятия (операционные, внереализационные, в том числе чрезвычайные);
— общая величина доходов предприятия ;
- изменения абсолютных величин соответствующих видов доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (аналогичным периодом предыдущего года);
- изменения удельных весов соответствующих видов доходов в общей величине доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (аналогичным периодом предыдущего года).
Данные по изменениям абсолютных величин доходов и их удельных весов содержатся в табл. 3.2.1.
Подстрочными цифрами 0 и 1 помечаются величины доходов, относящиеся соответственно к предыдущему и отчетному периодам.
Можно выделить четыре укрупненных типа структурной динамики доходов предприятия, определяемых сочетаниями изменений абсолютных величин доходов от обычных видов деятельности и их удельного веса в общей величине доходов:
(3.2.1)
Абсолютная величина доходов от обычных видов деятельности в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с предыдущим периодом. Удельный вес доходов от обычных видов деятельности в общей величине доходов в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с предыдущим периодом. Первый тип структурной динамики обусловлен тем, что темп прироста доходов от обычных видов деятельности в отчетном периоде по сравнению с предыдущим больше либо равен темпу прироста прочих доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, т.е. (предполагается, что может иметь отрицательный знак, т.е. прочие доходы могут уменьшаться в отчетном периоде по сравнению с предыдущим). Данная ситуация может быть охарактеризована как способствующая росту масштабов либо стабилизации обычных видов деятельности.
(3.2.2)
Абсолютная величина доходов от обычных видов деятельности в отчетном периоде уменьшается по сравнению с предыдущим периодом. Удельный вес доходов от обычных видов деятельности в общей величине доходов в отчетном периоде увеличивается или не меняется по сравнению с предыдущим периодом. Второй тип структурной динамики обусловлен тем, что темп падения доходов от основной деятельности в отчетном периоде по сравнению с предыдущим меньше либо равен темпу падения прочих доходов в отчетном периоде по сравнению с предыдущим, т.е. где величины изменений доходов взяты по модулю, так как они отрицательны. Данная ситуация способствует падению масштабов обычных видов деятельности при сохранении либо росте их удельного веса в общей структуре доходов предприятия.