Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа
Актуальность темы определяется тем, что в условиях мирового финансового кризиса возрастает роль бухгалтерского учета доходов на предприятиях.
В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.
В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.
Переход предприятий на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отр
Введение
1. Экономическая сущность и особенности учета доходов коммерческой организации
1.1. Экономическая сущность доходов организации: понятие и классификация
1.2. Порядок определения и признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете
1.3. Сравнительная характеристика учетных аспектов доходов по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и российским стандартам
2. Учет и контроль доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
2.1. Учет доходов
2.2. Внутрихозяйственный контроль доходов
2.3. Автоматизация учета доходов
3. Экономический анализ и бюджетирование доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
3.1. Организация экономического анализа
3.2. Анализ динамики, состава и структуры доходов
3.3. Перспективный анализ и бюджетирование доходов
Заключение
Бухгалтером в течение мая 2009 года осуществлялось формирование документов по оказанию услуг сторонним организациям и физическим лицам. При этом доходы были отражены на разных субсчетах и выбрана соответствующая номенклатурная группа. В программе «1С: Бухгалтерия 8» доходы были учтены на следующих субсчетах:
Таблица 2.3.2
Система субсчетов по учету доходов от основной деятельности ООО «Адория»
(руб.)
Счет доходов | Номенклатурная группа | Сумма, руб. |
1 | 2 | 3 |
90.01.1 | Изготовление рекламной продукции | 68 000,00 |
90.01.2 | Изготовление рекламной продукции (ЕНВД) | 0,00 |
90.01.1 | Изготовление печатно-полиграфической продукции | 23 560,00 |
90.01.2 | Изготовление печатно-полиграфической продукции (ЕНВД) | 11 850,00 |
Продолжение Таблица 2.3.2 | ||
1 | 2 | 3 |
90.01.1 | Изготовление сувенирной продукции | 18 900,00 |
90.01.2 | Изготовление сувенирной продукции (ЕНВД) | 5 150,00 |
90.01.1 | Услуги дизайнера | 15 000,00 |
90.01.2 | Услуги дизайнера (ЕНВД) | 3 000,00 |
Учет прочих доходов происходит аналогично доходам от обычных видов деятельности.
Например, документ «Отгрузка материалов на сторону» предназначен для отражения в учете операций по продаже материалов, потребности в которых в настоящее время не имеется, а также операций по передаче материалов в переработку. При этом выручка от реализации материалов отражается на счете 91.01 «Прочие доходы».
При выбытии объектов основных средств используется документ «Передача ОС», который аналогично величину дохода от реализации объекта автоматически отражает на счете 91.01 как прочий доход.
Для отражения прочих доходов, которые оформляются бухгалтерскими справками, расчетами или иными документами (например, по дивидендам, процентам к получению, страховым возмещениям и проч.) в программе «1С:Бухгалтерия 8» используется документ «Операция».
ООО «Адория» имеет возможность формировать различные отчеты за любой период времени по синтетическому или аналитическому учету (например, анализы счетов, ведомости-журналы, оборотно-сальдовые ведомости, журналы проводок, журналы операций и проч.)
Кроме того, программа «1С:Бухгалтерия 8» позволяет формировать управленческие отчеты и графики для руководителя. Данный факт позволяет существенно сэкономить время и средства для ведения учета и контроля за текущей деятельностью предприятия.
Так, например, Отчет «Продажи» отражает выручку по организации в целом и в разрезе номенклатурных групп. Информация в виде диаграммы, сопровождается таблицей с соответствующими показателями.
Отчет «Доходы и расходы» показывает, насколько была эффективной основная деятельность организации в тот или иной временной интервал.
Кроме того, использование программного обеспечения для учета доходов организации позволяет автоматически формировать регламентированную отчетность, в частности отчет о прибылях и убытках (форма № 2).
Таким образом, автоматизация бухгалтерского учета доходов позволяет ООО «Адория» не только облегчить бухгалтерскую работу, но и осуществлять оперативный учет и контроль за результатами деятельности организации, формировать различные отчеты, информация которых необходима для принятия управленческих решений.
3. Экономический анализ и бюджетирование доходов в ООО «Адория»
3.1. Организация экономического анализа
Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.
Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой — предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.
Организационные формы анализа хозяйственной деятельности на предприятиях определяются составом аппарата и техническим уровнем управления. На крупных промышленных предприятиях деятельностью всех экономических служб управляет главный экономист, который является заместителем директора по экономическим вопросам. Он организует всю экономическую работу на предприятии, в том числе и по анализу хозяйственной деятельности. В непосредственном его подчинении находятся лаборатория экономики и организации производства, планово-экономический отдел, отделы труда и заработной платы, бухгалтерского учета, финансовый и т.д.
В отдельное структурное подразделение может быть выделен отдел или группа экономического анализа. На средних и мелких предприятиях аналитическую работу возглавляет менеджер планового отдела или главный бухгалтер.
Экономический анализ входит в обязанности не только работников экономических служб, но и технических отделов (главного механика, энергетика, технолога, новой техники и др.). Им занимаются также цеховые службы, руководители бригад, участков и т.д. Это объясняется тем, что какой бы квалификацией не обладали работники экономических служб, только их силами не может быть глубоко и всесторонне сделан анализ хозяйственной деятельности предприятия. Только общими усилиями совместной работы экономистов, техников, технологов, руководителей разных производственных служб, обладающих разносторонними знаниями по изучаемому вопросу, можно комплексно исследовать поставленную проблему и найти наиболее оптимальный вариант ее решения.
Для проведения разовых аналитических исследований, связанных с решением крупных стратегических проблем, предприятия могут пользоваться также услугами специалистов аудиторских и консультационных фирм.
Важным условием, от которого зависит действенность и эффективность экономического анализа, является планомерный характер его проведения. Поэтому на каждом предприятии вся работа по проведению анализа должна планироваться, для чего составляются комплексный план аналитической работы предприятия и тематические планы.
Комплексный план аналитической работы обычно составляется на один год. Его разрабатывает специалист, ответственный за ее проведение. В плане намечается перечень объектов анализа, подлежащих изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели, предусматривается периодичность проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно), сроки выполнения аналитической работы, состав исполнителей анализа по каждому вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть источники информационного и методического обеспечение анализа по каждому изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы). В плане указываются также внешние и внутренние пользователи анализа.
Кроме комплексного плана, на предприятии могут составляться и тематические планы проведения анализа по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения. В них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его исполнители и др.
Важное место в организации экономического анализа на предприятии занимает его информационное обеспечение. При анализе используется не только экономические данные, но и техническая, технологическая и другая информация. Все источники данных для анализа делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.
К нормативно-плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.
Источники информации учетного характера — это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных первичных и сводных учетных регистров и отчетности обеспечивает принятие необходимых корректирующих мер, направленных на достижение лучших результатов хозяйствования.
Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.
Внеучетные источники информации — это документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, характеризующие изменение внешней среды функционирования предприятия. К ним относятся:
1. Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия, решения совета директоров, собраний акционеров и т.д.
2. Хозяйственно-правовые документы: договоры, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
3. Научно-техническая информация: публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.
4. Техническая и технологическая документация.
5. Материалы специальных обследований состояния производства на отдельных рабочих местах — хронометраж, фотография и т.п.
6. Информация об основных контрагентах предприятия — поставщиках и покупателях. Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.
7. Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации - Интернета, радио, телевидения, газет, журналов, информационных бюллетеней и др.
8. Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
9. Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
10. Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
11. Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации в стране и др.
Не менее важное значение в организации анализа имеет методическое его обеспечение. От того, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику комплексного анализа хозяйственной деятельности на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа. Особое значение имеет разработка собственных или адаптация готовых компьютерных программ анализа, позволяющих оперативно и комплексно исследовать результаты хозяйственной деятельности с использованием экономико-математических методов.