Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 23:16, дипломная работа
Актуальность темы определяется тем, что в условиях мирового финансового кризиса возрастает роль бухгалтерского учета доходов на предприятиях.
В условиях рыночных отношений центральным звеном экономического развития общества является деятельность предприятий. Именно на этом уровне производятся материальные блага, оказываются необходимые услуги.
В условиях рыночной экономики выживают только те предприятия, которые наиболее грамотно и компетентно определяют требования рынка, организуют продажу товаров, пользующихся спросом, обеспечивают высоким доходом квалифицированных работников.
Переход предприятий на рыночную концепцию развития изменил оценку их целевой функции, что отр
Введение
1. Экономическая сущность и особенности учета доходов коммерческой организации
1.1. Экономическая сущность доходов организации: понятие и классификация
1.2. Порядок определения и признания доходов в бухгалтерском и налоговом учете
1.3. Сравнительная характеристика учетных аспектов доходов по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и российским стандартам
2. Учет и контроль доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
2.1. Учет доходов
2.2. Внутрихозяйственный контроль доходов
2.3. Автоматизация учета доходов
3. Экономический анализ и бюджетирование доходов в ООО (ОАО,ЗАО) "....."
3.1. Организация экономического анализа
3.2. Анализ динамики, состава и структуры доходов
3.3. Перспективный анализ и бюджетирование доходов
Заключение
2. Учет и контроль доходов в обществе с ограниченной ответственностью «Адория»
2.1. Учет доходов
Как уже отмечалось, доходами от обычных видов деятельности считается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Для ООО «Адория» доходами от обычных видов деятельности является выручка от рекламных и полиграфических услуг. Все иные доходы, получаемые организацией, относятся к прочим.
В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению доходы от обычных видов деятельности отражают на счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.
В ООО «Адория» на счете 90 «Продажи» отражается выручка от реализации услуг.
Рис. 2.1.1. Доходы от обычных видов деятельности в ООО «Адория»
Сумма выручки от оказания услуг юридическим лицам отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При оказании услуг физическим лицам за наличный расчет выручка отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 50 «Касса».
К счету 90 «Продажи» в ООО «Адория» открыты следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «НДС»;
90-7 «Коммерческие расходы (Расходы на продажу)»;
90-8 «Управленческие расходы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитываются себестоимость продаж, по которым на субсчете 90-1 «Выручка» признана выручка.
На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы НДС, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-7 «Коммерческие расходы (Расходы на продажу)» учитываются суммы коммерческих расходов, связанных с оказанием услуг, которые в течение месяца учитываются на счете 44 «Расходы на продажу».
На субсчете 90-8 «Управленческие расходы» учитываются суммы общехозяйственных расходов, которые в течение месяца учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». При этом в учетной политике организации установлено, что в отчетном периоде общехозяйственные расходы не распределяются по видам оказанных услуг, а списываются в полной сумме на финансовый результат.
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от реализации за отчетный месяц.
Подобный метод учета затрат носит название «Директ-костинг». В основе указанного метода лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. Российские бухгалтерские стандарты не разрешают в полном объеме использовать систему «Директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчета налогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение во внутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений в области безубыточности производства, ценообразования и т.д.
Записи по субсчетам к счету 90 «Продажи» в ООО «Адория» производятся накопительно в течение отчётного года. Ежемесячно путём сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-7 «Коммерческие расходы (Расходы на продажу)», 90-8 «Управленческие расходы» и кредитового оборота по субсчёту 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат от продаж за отчётный месяц. Выведенный финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списываются с субсчёта 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» на счёт 99 «Прибыли и убытки». В итоге синтетический счёт 90 «Продажи» сальдо на отчётные даты не имеет. Однако по субсчетам происходит накопление сальдо в течение отчетного года. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи», закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
В бухгалтерском учете ООО «Адория» получение выручки отражается следующими бухгалтерскими проводками.
Таблица 2.1.1
Фрагмент журнала регистрации хозяйственных операций ООО «Адория»
№ п/п | Содержание | Дебет | Кредит | Сумма |
1 | Заказчиками оплачены услуги по изготовлению рекламной продукции | 51 | 62 | 118 000 |
2 | Получена выручка от оказания услуг по изготовлению рекламной продукции | 62 | 90/1 | 118 000 |
3 | Начислен НДС с реализации | 90/3 | 68 | 18 000 |
4 | Получена наличная выручка от оказания услуг по изготовлению визиток для физических лиц | 50 | 90/1 | 2 000 |
Синтетический учет в регистрах бухгалтерского учета ведется в журнале-ордере по счету 90 «Продажи» (см. Приложение 2.1).
Аналитические счета открываются в дополнение к синтетическим с целью их детализации и получения частных показателей по каждому отдельному виду имущества, обязательств организаций и процессов.
Аналитический учет оказанных услуг в ООО «Адория» имеет целью выявить эффективность (рентабельность) реализации отдельных видов или групп оказываемых услуг. Эта сложная цель заставляет вести аналитический учет в нескольких разрезах:
первое направление – по видам и группам оказываемых услуг;
второе – по формам реализации;
третье – по территориальному признаку.
В основном данная информация служит для анализа наиболее прибыльных видов деятельности и наиболее благоприятных (эффективных) потребительских сегментов и несет она в себе всеобъемлющий характер. Полученная информация наиболее важна для управленческого персонала.
Аналитический учет на предприятии ведется по кредиту счета 90 «Продажи» и в качестве основного показателя берется выручка (нетто) от реализации (за минусом НДС и аналогичных обязательных платежей).
В ООО «Адория» данные за месяц о величине выручки от обычных видов деятельности собираются в общую таблицу, в которой отражается информация о прибыльности каждого вида изготовленной полиграфической продукции. Также в ней находит свое отражение информация о прибыли за месяц от изготовления и реализации. Полученная таблица является компонентом Ведомости аналитического учета по видам оказываемых услуг (в частности по изготовлению полиграфической продукции).
Таблица 2.1.2
Фрагмент ведомости по оказанию услуг по изготовлению полиграфической продукции, тыс. руб.
Наименование | Кол-во | Себестоимость | Выручка | Прибыль, «+», «-» | Рентабельность | Доля, в общей выручке |
Общая выручка от производства полиграфической продукции | × | 1 062 | 1 167 | 105 | × | 100 |
Календарь настенный | 5575 шт. | 708 | 777 | 69 | 9,74 | 66,58 |
Календарь перекидной | 250 шт. | 296 | 325 | 29 | 9,8 | 27,85 |
Календарь настольный | 287 шт. | 58 | 65 | 7 | 12,1 | 5,57 |
Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в прибыли занимает прибыль от реализации Календарей настенных 69 из 105 тыс. рублей, хотя рентабельность производства и реализации данного вида продукции самая низкая. Это связано с тем, что объем производства и реализации наименее рентабельной продукции выше объема производства и реализации более рентабельной продукции.
Рассмотрим методику ведения на анализируемом предприятии аналитического учета по территориальному признаку. Сводная ведомость о величине выручки в этом случае будет выглядеть следующим образом:
Таблица 2.1.3
Ведомость аналитического учета по территориальному признаку
Рынок сбыта (Город-Регион) | Выручка (тыс. руб.) | Доля (%), от общей выручки |
1. Головной офис Казань | 838,00 | 71,81 |
2. Дополнительный офис Набережные Челны | 280,50 | 24,04 |
3. Дополнительный офис Альметьевск | 48,50 | 4,16 |
Итого за 1 квартал | 1 167,00 | 100,00 |
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации деятельность ООО «Адория» подпадает под обложение специальным режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕВНД) в части реализации услуг населению – физическим лицам. Деятельность по оказанию услуг юридическим лицам облагается по общей системе налогообложения.
Согласно действующему законодательству при совмещении различных систем налогообложения организации должны вести раздельный учет доходов и расходов. Однако требование ведения раздельного учета - это, прежде всего, требование налогового законодательства. В нормативных актах по бухгалтерскому учету данное понятие отсутствует. Кроме того, в Налоговом кодексе РФ также отсутствуют рекомендации по методике ведения раздельного учета доходов и расходов. В связи с этим ООО «Адория» самостоятельно разработала и утвердила в своей учетной политике порядок раздельного учета доходов и расходов.
Так, при организации бухгалтерского учета доходов, относящихся к облагаемым и не облагаемым соответствующими налогами видам деятельности (операциям), была выстроена четкая система субсчетов, позволяющая точно отнести выручку от реализации услуг к той или иной системе налогообложения. В программной среде «1С: Бухгалтерия» для раздельного учета доходов от основных видов деятельности предназначены следующие счета:
90 «Продажи», в том числе:
90.01 «Выручка», в том числе:
90.01.1 «Выручка от продаж, не облагаемых ЕНВД»
90.01.2 «Выручка от продаж, облагаемых ЕНВД»
В соответствии с указанной системой на счете 90.01.2 отражаются доходы, облагаемые налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость. На счете 90.01.2 учитываются доходы, подпадающие под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Таким образом, доходы, получаемые от оказания услуг юридическим лицам, отражаются на счете 90.01.1, а доходы от реализации услуг населению – на счете 90.01.2.
В деятельности ООО «Адория» возникают также доходы, которые не связаны с основными видами оказываемых услуг. Эти доходы относятся к прочим.
В качестве прочих доходов признаются доходы по самостоятельным хозяйственным операциям и сделкам, осуществленным с целью получения данных доходов, но при этом не являющимся предметом деятельности организации. Так, в составе прочих доходов ООО «Адория» учитывает следующее:
- доходы, связанные с продажей активов, отличных от продукции или товаров — основных средств, материально-производственных запасов, ценных бумаг, иностранной валюты и т.п.;