Бухгалтерский учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:32, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить теоретические аспекты порядка и особенностей учета основных средств, исследовать на практике организацию бухгалтерского учета по рассматриваемому вопросу и разработать мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета основных средств на конкретном экономическом субъекте, в качестве которого выступает
ООО «Пропан» за период 2009—2010 гг.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
— изучены перспективные направления развития бухгалтерского учета в Российской Федерации;
— изучены понятие, классификация основных средств, а так же оценка, методы амортизации, и учет основных средств согласно российских и международных стандартов;
— дана технико-экономическая характеристика экономического объекта исследования, проведен анализ основных финансовых показателей деятельности;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. Современное состояние и тенденции реформирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации 6
1.2. Понятие и классификация основных средств 24
1.3. Оценка и переоценка основных средств 28
2. ООО «ПРОПАН» — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Технико-экономическая характеристика 32
2.2. Анализ основных финансовых показателей 38
2.3. Анализ эффективности использования основных средств 48
2.4. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики 52
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ПРОПАН» 55
3.1. Документальное оформление операций по учету основных
средств в ООО «Пропан» 55
3.2. Синтетический и аналитический учет основных средств 58
3.3. Учет расходов на ремонт основных средств 64
3.4. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета
основных средств в ООО «Пропан» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 558.50 Кб (Скачать файл)

Результаты  инвентаризации отражаются в учете  и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а по годовой инвентаризации, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, - в годовом бухгалтерском отчете.

3.2. Синтетический и аналитический учет основных средств

Бухгалтерский учет наличия и движения собственных  основных средств ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». Дебетовое сальдо отражает сумму первоначальной стоимости действующих или находящихся в запасе и на консервации основных средств организации, оборот по дебету — поступление, по кредиту — выбытие объектов по различным причинам.

Вся информация о расходах организации, касающихся объектов основных средств, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Операции по приобретению и сооружению объектов основных средств, включая затраты  по доставке, по доведению объекта  до состояния, пригодного к эксплуатации, отражаются в учете следующим образом:

Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Поступление объектов основных средств в виде вклада в  уставный капитал организации:

Дебет 08 «Вложение во внеоборотные активы»

  Кредит 75 «Расчеты с учредителями» - отражена денежная оценка основных средств, согласованная учредителями организации.

При принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов суммы, учтенные на счете 08, относятся на счет 01.

Излишки, выявленные в результате инвентаризации, приходуются  как ранее не учтенные объекты основных средств, бывшие в эксплуатации, с определением степени изношенности объекта по рыночной стоимости. При этом производится запись:

Дебет 01 Кредит «Основные средства»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» — отражена рыночная стоимость объектов основных средств, выявленных в ходе инвентаризации.

Недостача объектов основных средств в учете отражается следующими записями:

Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства» — отражена сумма первоначальной стоимости;

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — отражена сумма начисленной амортизации;

Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — отражена сумма недостачи;

Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — сумма недостачи списана на виновное лицо;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — сумма недостачи списывается на финансовые результаты организации, если виновное лицо не установлено.

В бухгалтерском  учете списание объектов основных средств  отражается записями:

Дебет 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет по видам основных средств 

— списана первоначальная (восстановительная) стоимость объектов основных средств;

Дебет 02 «Амортизация основных средств»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»  — списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств» — остаточная стоимость объектов основных средств списана в состав прочих расходов организации.

Сумма выручки  от продажи объектов основных средств, а также стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объектов основных средств, учитываются в составе прочих доходов и отражаются по кредиту счета 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

Кроме того, согласно п. 23 ПБУ 6/01, амортизация не начисляется  по объектам основных средств, переведенным по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объектов (ремонт, модернизация и реконструкция), продолжительность которого превышает 12 месяцев. Отсюда следует вывод, что по всем остальным объектам амортизацию нужно начислять, в том числе по тем основным средствам, которые ранее не амортизировались (объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям, не достигшим эксплуатационного возраста).

При ведении  налогового учета объектов основных средств следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли начисляемая амортизация по некоторым объектам основных средств (объектам внешнего благоустройства, производственному скоту, буйволам, волам, оленям и др.) не учитывается.

Начисление  амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия данного объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания этого объекта с бухгалтерского учета или полного погашения его первоначальной стоимости.

Амортизация начисляется  независимо от финансовых результатов  хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы амортизационных отчислений от первоначальной стоимости объектов основных средств.

Расчет суммы  амортизационных отчислений базируется на величине срока полезного использования объектов. Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объектов основных средств приносит организации доход или служит для достижения целей ее деятельности. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

Устанавливая срок полезного использования объекта, организация должна доказать его обоснованность, т.е. указать факторы, повлиявшие на установление конкретного срока. В соответствии с этим необходимо оформлять передачу объектов в эксплуатацию не только актом, но и распоряжением руководителя на установление срока полезного использования и варианта начисления амортизации. Сроки полезного использования объектов основных средств для целей бухгалтерского учета определяются на основе Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Согласно ПБУ 6/01 организации могут выбрать  один из следующих способов начисления амортизации для различных групп однородных объектов основных средств: линейный; уменьшаемого остатка; списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Применение  выбранного способа начисления амортизации  по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

Годовая сумма  амортизационных отчислений определяется:

— при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования;

— при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого — число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

— при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема выпуска продукции (работ) за весь срок полезного использования средств.

Учет амортизации  основных средств ведется на пассивном счете 02, на котором происходит накопление соответствующих сумм, и отражается следующими записями:

Дебет 20 «Основное производство», 23, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» — отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств;

Дебет 91, субсчет 2 «Прочие расходы»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» — отражена сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, когда сдача в аренду не является предметом деятельности организации;

Дебет 20 «Основное производство», 23, 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»

Кредит 02 «Амортизация основных средств» — отражена сумма начисленной амортизации по указанным объектам основных средств, полученным безвозмездно;

одновременно

Дебет 98, субсчет 2 «Безвозмездные поступления»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы»

— на рыночную стоимость данного объекта, определяемую как частное от деления рыночной стоимости на срок полезного использования объекта основных средств, установленного при принятии объекта к учету.

Аналитический учет по счету 02 ведется по отдельным  инвентарным номерам.

Накопление  и использование амортизационного фонда в бухгалтерском учете не отражается. В составе выручки от продажи продукции (работ, услуг) амортизационные отчисления зачисляются на расчетный счет или другие счета организации и списываются с этих счетов на финансирование капитальных вложений в основные средства.

Амортизация основных средств — это, с одной стороны, перенесение стоимости основных средств на себестоимость вырабатываемой продукции, а с другой — целевое накопление денежных средств для возмещения изношенных объектов.

Стоимость объектов основных средств составляет существенную часть общей стоимости имущества организации, а ввиду долгосрочного их использования в деятельности организации они оказывают значительное влияние на финансовые результаты деятельности организации. Амортизационные отчисления выступают внутренним источником финансирования затрат организации, способствуют изменению структуры активов и позволяют приобретать новые машины.

3.3. Учет расходов на ремонт основных средств

Отражение в бухгалтерском учете  операций, связанных с содержанием  и восстановлением основных средств, регулируется разд. V Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н.

Затраты, производимые при ремонте  объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности подрядчикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.

Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств при ремонте п. 68 Методических указаний рекомендовано инвентарные карточки по этим объектам в картотеке переставлять в группу «Основные средства в ремонте». При поступлении объекта основных средств из ремонта инвентарную карточку следует переместить обратно.

Нормативными документами рекомендуется  ремонт основных средств проводить  в соответствии с планом, который  формируется по видам основных средств, подлежащих ремонту, в денежном выражении  исходя из системы планово-предупредительного ремонта, разрабатываемой организацией с учетом технических характеристик основных средств, условий их эксплуатации и других причин.

В настоящее  время практически все организации, и соответственно  
ООО «Пропан», оснащены компьютерами. Со временем они устаревают, ломаются. Возникает необходимость замены отдельных частей. Как учитывает соответствующие расходы ООО «Пропан» рассмотрим на конкретном примере.

Расходы на ремонт основных средств учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности.

В бухгалтерском  учете расходы на модернизацию компьютера согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сформированная на счете 08 стоимость проведенной модернизации списывается в дебет счета 01 «Основные средства».

ООО «Пропан» произвела ремонт компьютера, заменив звуковую карту на такую же. Стоимость звуковой карты составила 2000 р., НДС — 360 р. Ремонт произведен собственными силами. Отражение операций в бухгалтерском учете представлены в табл. 3.1:

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств