Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 16:32, дипломная работа
Цель дипломной работы — изучить теоретические аспекты порядка и особенностей учета основных средств, исследовать на практике организацию бухгалтерского учета по рассматриваемому вопросу и разработать мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета основных средств на конкретном экономическом субъекте, в качестве которого выступает
ООО «Пропан» за период 2009—2010 гг.
Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:
— изучены перспективные направления развития бухгалтерского учета в Российской Федерации;
— изучены понятие, классификация основных средств, а так же оценка, методы амортизации, и учет основных средств согласно российских и международных стандартов;
— дана технико-экономическая характеристика экономического объекта исследования, проведен анализ основных финансовых показателей деятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 6
1.1. Современное состояние и тенденции реформирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации 6
1.2. Понятие и классификация основных средств 24
1.3. Оценка и переоценка основных средств 28
2. ООО «ПРОПАН» — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ 32
2.1. Технико-экономическая характеристика 32
2.2. Анализ основных финансовых показателей 38
2.3. Анализ эффективности использования основных средств 48
2.4. Организация бухгалтерского учета и анализ учетной политики 52
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ПРОПАН» 55
3.1. Документальное оформление операций по учету основных
средств в ООО «Пропан» 55
3.2. Синтетический и аналитический учет основных средств 58
3.3. Учет расходов на ремонт основных средств 64
3.4. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета
основных средств в ООО «Пропан» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
И наоборот, произошло уменьшение непроизводственных фондов на 2,1 тыс. р., или на 9,5%. Следует иметь в виду, что уменьшение непроизводственных фондов не всегда является благом, так как может произойти уменьшение количества и качества услуг социального характера, оказываемых как работникам организации, так и другим лицам.
Согласно п.32 ПБУ 6/01 в бухгалтерской отчетности должна раскрываться с учетом существенности, как минимум, следующая информация:
— о первоначальной стоимости и сумме начисленной амортизации по основным группам основных средств на начало и конец отчетного года;
— о движении основных средств в течение отчетного года по основным группам (поступление, выбытие и т.п.);
— о способах оценки объектов основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами;
— об изменениях стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация и переоценка объектов);
— о принятых организацией сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);
— об объектах основных средств, стоимость которых не погашается;
— об объектах основных средств, предоставленных и полученных по договору аренды;
— о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств;
— об объектах недвижимости, принятых в эксплуатацию и фактически используемых, находящихся в процессе государственной регистрации.
Для качественного анализа
Физический износ основных средств — это неизбежный процесс, но он может быть уменьшен вследствие восстановления основных средств посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), а также модернизации и реконструкции. К работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по их систематическому и своевременному предохранению от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.
Уровень физического износа основных средств определяется через коэффициент износа (КИ) по формуле:
(2.1)
С показателем коэффициента износа связан другой показатель состояния основных средств — коэффициент годности основных средств (Кг), который определяется по формуле:
(2.2)
При анализе качественного
В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в ООО «Пропан» принята учетная политика.
При разработке учетной политики ООО «Пропан» руководствовалось:
— положениями по бухгалтерскому учету;
— постановлением об утверждении унифицированных форм;
— Налоговым кодексом РФ.
Бухгалтерский и налоговый учет
на предприятии ведется
Штат бухгалтерии состоит из двух человек. Главный бухгалтер ведет главную книгу, составляет квартальные и годовые отчеты, заполняет налоговые декларации, а также разрабатывает перечень служебных обязанностей для работников бухгалтерии. В бухгалтерии ведется документальное оформление всех хозяйственных операций, частичная группировка документов и сводка их в производственный отчет.
Как и многие хозяйства ООО «Пропан» утвердило основной формой бухгалтерского учета — журнально-ордерную, но в связи с тем, что данное предприятие является малым, ведение всех бухгалтерских регистров не является обязательным. Более того малые предприятия имеют право самостоятельно разрабатывать для себя необходимые формы документов, что и делается в данной организации, особенно в части налоговых регистров.
Хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются первичными документами, которые утверждены законодательно, а также формами, разработанными предприятием самостоятельно.
Налоговый учет ведется в регистрах, разработанных организацией самостоятельно и утвержденных настоящим приказом
Учетные документы хранятся на предприятии в течение пяти лет.
Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится один раз в год, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года.
В бухгалтерском и налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления.
Амортизация основных средств в
бухгалтерском и налоговом
Нематериальные активы в бухгалтерском
и налоговом учете амортизируют
Амортизация нематериальных активов в бухучете отражается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».
В бухгалтерском и налоговом
учете материально-
Расходы будущих периодов списываются в бухучете равномерно в течение периода, к которому относятся.
Общехозяйственные расходы списываются сразу в дебет счета 90 «Продажи». Резерв по сомнительным долгам создается и в бухгалтерском и в налоговом учете. При этом в бухгалтерском учете резерв создается по правилам, указанным в ст. 266 Налогового кодекса РФ. То есть в резерв полностью включаются долги сроком свыше 90 дней и половина долгов сроком от 45 до 90 дней.
В соответствии со ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации – освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Организация использует рабочий план, разработанный на основе типового плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2000г. № 94н.
При изучении учетной политики ООО «Пропан» было установлено, что она обеспечивает:
— Полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты).
— Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельность в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование осмотрительности).
— Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
— Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания факторов и условий хозяйствования (требование приоритета перед формой).
— Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
— Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «Пропан»
Учет объектов основных средств в ООО «Пропан» ведется в разрезе инвентарных объектов. Инвентарным объектом признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
В целях обеспечения контроля за сохранностью объектов основных средств каждому инвентарному объекту присваивается инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период его нахождения в ООО «Пропан».
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию оформляется следующими документами.
Первичный учет
поступления основных средств приобретенных
ООО «Пропан» у сторонних организаций
осуществляется на основании первичных
документов. Машины, оборудование и другие
приобретаемые основные средства при
доставке их в ООО «Пропан» принимает
комиссия, назначенная для этой цели руководителем.
Комиссия тщательно сверяет поступившие
основные средства с документами поступившими
от поставщиков и оформляет приемку актом
о приеме-передаче объекта основных средств
(форма №ОС-1б);
Акты утверждаются
руководителем ООО «Пропан», к
акту прилагается техническая докуме
Акт о приеме-передаче объекта основных средств состоит из трех разделов. Первый раздел заполняется на основании данных передающей стороны. Для объектов основных средств, бывших в эксплуатации, в нем указываются дата ввода в эксплуатацию, фактический срок полезного использования, сумма начисленной амортизации, остаточная стоимость объекта. Второй раздел заполняет организация ООО «Пропан» только в своем экземпляре и указывает в нем первоначальную стоимость объекта, срок полезного использования, установленный ООО «Пропан», способ начисления амортизации, норму амортизационных отчислений. Третий раздел содержит краткую характеристику объекта основных средств.
Для контроля за наличием объектов основных средств по каждой классификационной группе и отдельно по каждому объекту, местам нахождения и источникам их приобретения аналитический учет ведется в Инвентарной книге учета объекта основных средств (форма №ОС-6б), открытой для всех инвентарных объектов в целом, так же по группам основных средств и по каждому основному средству в отдельности. В Инвентарной книге учета объекта основных средств отражаются прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание.
Для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри ООО «Пропан» из одного структурного подразделения в другое применяется накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма №ОС-2). Накладная выписывается передающим подразделением в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика.
Оформление и учет приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации оформляется актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма №ОС-3).
Списание пришедших
в негодность объектов основных средств
также оформляется
— акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4);
— акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
— акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №ОС-4б).
Акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии, назначенной руководителем ООО «Пропан», утверждаются руководителем. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.
Для выявления фактического наличия и качественного состояния объектов основных средств, уточнения данных бухгалтерского учета проводится их инвентаризация.
Инвентаризацию проводит комиссия, назначенная приказом руководителя ООО «Пропан». Инвентаризационная комиссия производит осмотр объектов и заносит в инвентаризационные описи (форма №ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
Выявленные
расхождения между данными
Выявленные
при инвентаризации расхождения
фактического наличия объектов основных
средств с данными
— излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
— недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.