Действующая практика учета экспортных операций и их налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 12:28, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является учет, налогообложение, аудит, анализ товародвижения при экспортной деятельности предприятия.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть экономическую сущность экспортных операций;
-изучить задачи учета экспортных операций и их нормативное регулирование;
-рассмотреть документальное оформление реализации товаров на экспорт и их учетную регистрацию

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ЗАДАЧИ ИХ УЧЕТА И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
1.1 Экономическая сущность экспортных операций
1.2 Задачи учета экспортных операций и их нормативное регулирование
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА УЧЕТА ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ИХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
2.1 Документальное оформление реализации товаров на экспорт и их учетная регистрация
2.2 Аналитический и синтетический учет экспортных операций
2.3 Порядок налогообложения экспортных операций
3. АУДИТ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Цели, задачи и методические приемы аудита, реализации товаров на экспорт
3.2 Анализ состава, структуры и динамики экспортных операций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом образец.docx

— 194.79 Кб (Скачать файл)

В ходе проверки должны быть решены задачи приведенные ниже, мы их приведем в Таблице 3.

Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные  приемы и источники получения  информации. При проверке расчетных  операций с покупателями и заказчиками  и операций по реализации продукции, аудитор использует:

-основные  нормативные документы, регулирующие  вопросы организации учета и  налогообложения операций по  реализации продукции, расчетных  операций с покупателями и  заказчиками;

-приказ об  учетной политике;

-бухгалтерскую  отчетность;

-регистры  синтетического и аналитического  учета расчетных операций с  покупателями и заказчиками, составленные  организацией;

-первичные  документы.

По приказу  об учетной политике аудитор знакомится с:

-рабочим планом  счетов;

-формой бухгалтерского  учета и перечнем учетных регистров,  составляемых в организации;

-документооборотом  (графиком документооборота) первичных  документов, связанных с учетом  операций расчетов с покупателями  и заказчиками;

-перечнем  лиц, которым предоставлено право  подписи документов, оформляющих  операции по расчетам с покупателями  и заказчиками и операций по  реализации продукции;

-организацией  инвентаризации этих операций [22, с.12].

По бухгалтерскому балансу аудитор устанавливает  состояние задолженности по данным разделу 1 "Краткосрочные активы" по статье "Дебиторская задолженность  покупателей и заказчиков» и  раздел III пассива "Краткосрочные  обязательства" по статье «Авансы  полученные».

Таблица 3. Задачи аудита операций по реализации продукции  и расчетов с покупателями и заказчиками

Задачи аудита

Вопросы по программе проверки

Проверка полноты и   правильности учета  расчетов с покупателями и  заказчиками и операций по реализации продукции

Наличие и правильность оформления договоров и первичных документов за реализованную покупателям продукцию.

Соответствие данных первичных  документов договорам и учетным   регистрам

Полнота и правильность отражения  операций на счетах в учетных регистрах

Правильность определения  стоимостной оценки операций

Обоснованность и правильность отражения полученных авансов

Своевременность расчетов, обеспеченность и реальность числящейся задолженности покупателей и  заказчиков

Проверка соблюдения порядка списания дебиторской задолженности покупателей и заказчиков

Примечание - Аудит и анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. /К.Ш. Дюсембаев, С.К. Егембердиева, З.К.Дюсембаева.- Алматы:«Каржы Каражат»,1998


По пояснительной  записке к балансу выясняется состояние (на начало и конец отчетного  периода) и движение краткосрочной  и долгосрочной задолженности (по расчетам с покупателями и заказчиками) с  выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев, устанавливается движение полученных векселей и дебиторской задолженности  по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости, а  также перечень организаций - дебиторов  и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

При ведении  учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых  и кредитовых оборотов и сальдо по счетам, аналитические ведомости, Главная  книга (оборотно - сальдовая ведомость.

Если при  выполнении процедуры сверки учетных  и отчетных данных выявляются несоответствия, то аудитор устанавливает их существенность и причины образования.

Необходимо  затребовать первичные документы  по оформлению и отражению в учете  расчетных операций и операций по реализации продукции - это договоры, накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета - фактуры, отгрузочные  документы, банковские документы (выписки  банка, платежные поручения, реестры  чеков); кассовые документы (расходные  кассовые ордера и квитанции к  приходным кассовым ордерам); векселя, акты инвентаризации расчетов с покупателями и прочие документы. Устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты, а также перечень организаций - дебиторов, имеющих наибольшую задолженность. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности.

По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает:

-участников  сделок и их число;

-применяемые  формы платежей (в безналичном  порядке, с использованием наличных  денежных средств, векселями,  взаимозачетами, путем прямого обмена  продукцией и товарами);

-порядок ведения  аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения  и т.п.);

-нестандартные  (нетипичные) бухгалтерские записи.

Аудит учета  товаров. Для рассматриваемого предприятия  актуально сверка счета 1330 «Товары» с фактическим наличием товаров (зерна) на элеваторах.

Для этих целей  необходимо провести следующие процедуры:

Получить  распечатку счета 1330 «Товары» с аналитикой «Места хранения», программа «1 С бухгалтерия» это позволяет, где указаны количество товара, сумма, дата поступления.

Изучить «Ведомость оборота хлебопродуктов», представляемого  элеваторами на каждый отчетный период по данному предприятию, где представлены данные о начальном остатке, приходе, расходе и конечном остатке товара.

Потребовать акт сверки расчетов, с подписями  руководителя и главного бухгалтера.

Потребовать акты на списание при порче товара, бонификации.

Проверить наличие  первичных документов на поступление  товара (банковские выписки, квитанции, чеки, счета фактуры, накладные на товар, транспортные накладные) и на отгрузку товара (контракт, документы  об оплате, налоговые счета фактуры, грузовые таможенные декларации и т.д.).

Аудит реализации товаров. В ходе аудиторской проверки правильности учета отгрузки и реализации товаров и расходов, связанных  со сбытом продукции (коммерческих расходов) должно быть подтверждено, что:

- операции  по продаже надлежащим образом  санкционированы;

- на счетах  бухгалтерского учета отражены  все реально совершенные сделки  по продаже;

- продажа  своевременно отражена на соответствующих  счетах учета;

- стоимостная  оценка операций по продаже  правильно определена;

- суммы продажи  правильно классифицированы;

- суммы дебиторской  задолженности по расчетам за  поставку продукции (работ, услуг)  правильно отражены на соответствующих  счетах

Аналитические процедуры проверки предполагают сопоставление  данных о продаже за месяц с:

-данными других  месяцев и всего цикла продажи;

-ежемесячными  прогнозами объемов продажи;

-данными за  соответствующий период прошлых  лет [23, с.30].

Если продажные  цены или условия продажи товаров  определяются индивидуально для  каждого заказчика, то необходимо удостовериться в том, что они были надлежащим образом санкционированы уполномоченным на это сотрудником экономического субъекта (например, начальником отдела сбыта). В случае, если продажи базируются на выполнении нескольких крупных договоров, сумма и описание фактически доставленных товаров или оказанных услуг должны быть связаны с условиями этих соглашений.

На счетах бухгалтерского учета отражены все  реально совершенные сделки по продаже. При проведении этого теста необходимо обратить внимание на возможность возникновения  двух видов ошибок:

-данные по  реально совершенным операциям  не отражены в учете;

-на счетах  отражены фиктивные операции.

Подобные  ошибки могут приводить соответственно к занижению или завышению  стоимости активов и сумм продажи. Проверка полноты и достоверности  отражения сумм продажи на счетах бухгалтерского учета является частью проверки эффективности системы  внутреннего контроля.

При проверке достоверности отражения сумм от продажи продукции, товаров следует  сверить данные первичных документов: счетов фактур выписанных, документов об оплате ( квитанции, выписки банков) с товарно-транспортными накладными, железнодорожными накладными, а также с документами, свидетельствующими о приеме отгруженной продукции, для подтверждения того, что товары были действительно доставлены, и право собственности на них перешло от продавца к покупателю. В дополнение к этому необходимо также проверить условия поставки для точного определения момента перехода права собственности.

Своевременность отражения продажи. Счета на продажу  должны выставляться и данные о реализации учитываться своевременно, т.е. по мере совершения операции (отгрузки) с отнесением к соответствующим периодам. Это  предотвращает риск случайных пропусков  данных в учете.

При проверке своевременности учета продажи, как правило, сопоставляются даты, указанные  в товарно-транспортных накладных, с датами соответствующих счетов - фактур, датами записей по счетам учета  реализации и дебиторской задолженности. Значительные расхождения в датах  свидетельствуют о потенциальных  проблемах своевременности учета  реализации.

Правильная  стоимостная оценка операций по продажам. Точный расчет суммы продаж влияет на правильное выставление счетов - фактур за отгруженные товары, выполненные  работы, оказанные услуги и последующее  отражение этих данных в бухгалтерских  регистрах.

Проверка  правильности оценки продажи включает пересчет данных учета для выявления  возможных математических ошибок. Как  правило, подсчитываются итоговые суммы  счетов - фактур либо осуществляется проверка контрольных документов, подготовленных самостоятельно.

Если сумма  продажи выражена в иностранной  валюте, необходимо также проверить  применение валютных курсов. Для этого  аудитор должен сверить курс, использованный предприятием, с курсом Национального  Банка (с 1 января 2003г. с средневзвешенным курсом Казахстанской фондовой биржи), официально действовавшим на момент совершения операции, а также проследить, чтобы данные о валютной сумме продажи и ее тенговый эквивалент надлежащим образом были отражены в бухгалтерских проводках

Суммы продажи  правильно классифицированы. Помимо полного и достоверного учета  данных о проданной продукции (выполненных  работах, оказанных услугах), важно  также, чтобы эти данные были правильно  классифицированы в Отчете о финансово- хозяйственной деятельности.

В ходе проверки классификации операций необходимо на основании первичных документов определить правильность корреспонденции  счетов учета продажи и правильность разноски по Главной книге.

При аудите операций по реализации товаров необходимо обратить внимание на учет расходов, связанных  со сбытом товаров. Они учитываются  на счете 7110 «Расходы по реализации продукции  и оказанию услуг».

При аудите расходов необходимо проведение следующих процедур:

-проверка  наличия договоров об оказании  услуг;

-проверка  наличия счетов фактур об оказании  услуг и их оплату;

-проверка  соответствие даты на документах  с датой оказания услуг (Даты  на счетах по отгрузке должны  соответствовать дате отгрузки, по хранению последнему числу  месяца хранения);

-проверка  наличия расчетов за хранение, представляемые элеваторами, где  указаны начальный остаток, количество  поступившего и отгруженного  товара, дни хранения. Тариф за  хранение указывается в договоре;

-проверка  наличия неоправданно высокой  предоплаты за услуги;

-проверка  наличия актов о выполненных  работах и услугах;

-проверка  правильности списания материалов  и бензина водителями, менеджерами,  соответствие нормативам Министерства  Транспорта и Коммуникации, наличие  путевых листов;

-проверка  использования подотчетных сумм, наличие первичных документов, подтверждающих  расходы;

-проверка  правомерности корреспонденции  счетов по отнесению на расходы  по реализации. [23, с.32].

Экспорт товаров  подвержен различного рода рискам (коммерческий риск, финансовый риск, валютный риск, риск неэффективности сделки и т.д.) и, как следствие, возможности возникновения  искажений данных отчетности, поэтому  считается необходимым выделение  экспортных торговых операций в обособленный объект аудита.

Особенностью  внешнеэкономических сделок является то, что они выходят за рамки  одного государства, а значит, информационная база значительно шире, чем при  оценке других видов операций предприятия.

При классификации  информации для аудита целесообразно  разделение всех источников на внутренние и внешние.

В качестве источника  внешней информации при проведении проверки организаций-экспортеров прежде всего необходимо выделить информационные ресурсы банков, таможенных органов, осуществляющих контроль за экспортной торговой деятельностью организаций. К таким источникам информации относятся, например, грузовая таможенная декларация (ГТД), паспорт экспортной сделки (ПС), платежные документы уполномоченных банков.

Получение информации из указанных источников является эффективным  способом сбора и обобщения аудиторских  доказательств.

Помимо приведенных  выше внешних источников информации экспортных торговых операций к ним  также относятся:

-информация  о политической и экономической  ситуации в отношении стран,  субъектами которых являются  контрагенты по сделке;

-информация  о денежно-кредитной и бюджетной  политике государства;

-отраслевая  информация;

-характеристика  контрагентов;

-законодательная  и справочно-информационная базы;

-заключения  официальных государственных органов,  внешних аудиторов и иных организаций,  уполномоченных проводить проверки;

-информация  СМИ, сети Интернет.

К внутренним источникам информации относятся сведения, генерируемые самим предприятием:

Информация о работе Действующая практика учета экспортных операций и их налогообложение