Денежная система и ее структурные элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее
увлекательный аспект экономической науки. "Деньги заколдовывают людей. Из-за
них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные
способы получить их и наиболее искусные способы потратить их.

Содержание работы

Введение.......................................................................2
1. Сущность, функции, виды и роль денег в экономике............................3
1.1. Происхождение, сущность и виды денег......................................3
1.2. Функции денег в рыночной экономике........................................8
1.3. Теории денег и их эволюция...............................................10
1.4. О тенденциях развития современной денежной системы.......................12
2. Денежное обращение.........................................................13
2.1. Денежная масса и ее роль в денежно-кредитной политике....................13
2.2. Денежная масса: спрос и предложение......................................16
3. Денежная система и ее элементы.............................................28
3.1. Типы и структура денежных систем.........................................28
2. Элементы денежной системы..................................................32

Файлы: 1 файл

курсовая карась.doc

— 442.00 Кб (Скачать файл)

рефинансирования 1991-1997 гг. в известной  мере можно судить об удешевлении

денег, то это должно было повысить спрос на деньги и расширить их

предложение. Между тем объем  денежной массы в 1996 г. увеличился на 30%,

кредит вложения - соответственно на 21,6%. В 1996 г. денежная эмиссия

больше зависела от политических факторов, чем от процентной политики. Так, в

июне 1996 г., накануне выборов президента России, денежная эмиссия составила

10,5 трлн. руб. - больше, чем в течение  всего I квартала (7,2 трлн. руб.). В

1998 г. ЦБ для предотвращения  кризиса поднимал ее в июне  до 150%, однако

та ее рост не стабилизировал фондовый рынок. Сопоставление динамики

кредитных и депозитных ставок с  изменением денежной массы (Ml)

Великобритании, Германии, США, Японии, а также Китая (см. табл. 2.3.)

показало что однозначной (обратной) зависимости между этими

макроэкономическими параметрами в 1985-1994 гг. не наблюдалось. В 1985-1990

гг. кредитная и депозитная ставки увеличивались, причем наблюдались  высокие

темпы роста денежной массы, особенно в Великобритании (379%) и в Китае

(232%). В 1991-1994 гг. произошло рез  снижение процентных ставок, кроме

Китая и Германии (кредитная ставка осталась почти без изменений, а  депозитная

существенно сократилась), вместе с  тем темпы рос денежной массы  в

большинстве стран не только не возросли, но даже снизились. В Китае же при

увеличении процентных ставок темп роста денежной массы оказался выше, чем в

1986-1990 гг. Эти данные подтверждают  довольно тривиальную мысль, что  фактор

изменения процентных ставок влияет на денежную массу в системе других

факторов, действие которых в определенной экономической и финансовой ситуации

гораздо сильнее и противостоит фактору процентных ставок. Для определения

чистого влияния этого фактора  нужен более широкий массив экономической

информации. Обращает на себя внимание обратная зависимость между изменением

ставки в течение года и изменением эмиссии: в январе 1996

г. изъятие денег составило 4,7 трлн. руб., а в декабре 1996 г. эмиссия

равнялась 10,2 трлн. руб., причем учетная  ставка снизилась со 160 до 48%.

Доходность государственных ценных бумаг (шестимесячных) сократилась с 78,87%

в январе 1996 г. до 32,59% в декабре 1996 г., объем эмиссии ГКО увеличился со

157,0 трлн. до 432,5 трлн. руб., или почти  в 3 раза. В этом сегменте рынка  в

краткосрочном плане четко прослеживается обратная зависимость между уровнем

доходности и объект квазиденег.

Депозитные ставки по вкладам до востребования Сбербанка РФ снизились  до 2%.

Однако это существенно не повлияло на процесс сбережении: в декабре 1996 г.

увели как вклады в Сбербанке  России (на 166%), так и средний размер

вкладов - с 223 тыс. до 381 тыс. руб. Несоответствие между динамикой

депозитной ставки и про нарастания сбережений, вероятно, объясняется

тем, что население большее предпочтение отдает сохранности вкладов, чем

уровню процентного дохода. Об этом можно судить по росту доли вкладов в

Сбербанке России с 51,1% в январе 1996 г. до 85,0% в декабре 1996 г. Тем не

менее часть населения, несмотря на горький опыт фи пирамид,

предпочитает рисковать, держа  свои вклады в коммерческих банков. В целом

спрос на финансовые активы сильно колеблется по сегментам финансового рынка.

Хотя к концу 1996 г. различия в  доходности сократились, но они еще  довольно

значительны, особенно между ставками ГКО, кредитными и депозитными ставками.

Если ставка по депозитам до востребования  составляет лишь 2%, то по ГКО -

32,6%, а ставка межбанковского  кредита - 36,2%. По данным международной

статистики, в большинстве стран  превышение процента за кредит над  депозитными

ставками составляет 2-3 пункта. В  России в 1994 г. (по данным МВФ) это

различие достигает 217,5 процентных пункта (см. табл. 7.4). В 1996 г. оно

несколько сократилось, но оставалось на уровне более 90 процентных пунктов, а

в 1997 г. - около 30 процентных пунктов (кредитная ставка - 46,1, депозита

- 16,4). Ставки по государственным  ценным бумагам в большинстве стран ниже

кредитных ставок и составили в 1995-1996 гг., например, в Великобритании 2,9-

3,5%, в Германии - 2,4-2,6, в США - 2,3-2,7%, в Японии - 2,4-2,6%'

(соответственно ставки кредита,  по данным 1994 г., - 5,48; 11,48; 7,14;

4,13%).

                                                                    Таблица 2.4.

                       Процентные ставки и денежная  масса                      

      Процентные ставки по кредитам и депозитам Денежная масса (М1 )*, миллиардов национальной валюты 

 

1985 г. 1990 г. 1994 г. 

1990 г.

 

к 1985 г

 

(%) 

1994 г. к 1990 г

 

(%) 1985 г. 1990 г. 1994 г. 

1990 г.

 

к 1985 г

 

(%) 

1994 г.

 

к 1990 г.

 

(%) 

 

 

 

Россия:

 

кредит

 

депозит   

319,5

 

102,0        

 

Великобритания:

 

кредит

 

депозит 

12,3

 

11,79 

14,75

 

12,25 

5,48

 

3,44 

120

 

104 

37

 

28 56,7 214,9 

252,3

 

** 379 117 

Процентные ставки по кредитам и  депозитам Денежная массa (Ml)*, миллиардов национальной валюты 

1985 г. 1990 г. 1994 г. 

1990 г.

 

к 1985 г.

 

(%) 

1994 г.

 

к 1990 г.

 

(%) 1985 г. 1990 г. 1994 г. 

1990 г.

 

к 1985 г.

 

(%) 

1994 г.

 

к 1990 г.

 

(%) 

 

Германия

 

кредит

 

депозит 

9,53

 

4,44 

11,59

 

7,07 

11,48

 

4,47 

122

 

159 

99

 

63 314,5 551,9 732 175,0 133 

 

Китай:

 

кредит

 

депозит 

7,74

 

7,20 

9,36

 

8,64 

10,98

 

10,98 

121

 

120 

117

 

127 301,7 700,9 215,4 232,0 307 

 

США:

 

кредит

 

депозит 

9,93

 

8,05 

10,01

 

8,16 

7,14

 

4,63 

101

 

101 

71

 

56 655 925 1232 141 133 

 

Япония:

 

кредит

 

депозит 

6,60

 

3,50 

6,95

 

3,56 

4,13

 

1,70 

105

 

102 

59

 

48 98,2 119,6 151,7 122 127 

 

 

 

 

* Ml (деньги в узком понимании) - наличные деньги и вклады до востребования в

депозитных учреждениях.

** Данные 1993 г.

Другой важный вывод состоит  в том, что спрос на финансовые активы и их

пред по своему объему превосходят  денежную массу. Эмиссия ГКО и  ОФЗ в

1996 г. составила 479,8 трлн. руб., денежная эмиссия - 29,6 трлн. руб.,

денежная масса (М2) - 278,8 трлн. руб. Такой  перекос спроса связан с

многократным превышением нормы  доходности части финансовых активов  по

сравнению с рентабельностью реального сектора экономики. Проводимая в 1996-

1998 гг. политика Банка России  по понижению учетной ставки  и ставок ГКО

недостаточна для создания условий для притока средств в реальный сектор. Эту

политику нужно скоординировать  с политикой кредитования, точнее, с политикой

удешевления кредита для реального  сектора. Такую задачу ЦБ очень трудно

решить, поскольку ставки рефинансирования пока еще слабо синхронизированы со

ставками кредитования, находящимися в юрисдикции коммерческих банков Но ЦБ

может проводить более взвешенную политику денежной массы, ее взаимоувязки с

дру макроэкономическими параметрами (ВВП, цены, инвестиции). Наконец, ЦБ

мо прямо регулировать депозитные и кредитные ставки, устанавливая

определенные пределы. Предложение  денег. В условиях денежного обращения,

основанного на золотом стандарте, от которого США отошли в 1973 г.,

предложение денег определялось в  же соответствии с производством

золота, уровнем и динамикой  цен на этот металл. С отказом  от "золотого

правила" денежного обращения  главная роль в формировании денежного

предложения принадлежит политике правительства и Центральному банку. Исходной

основой определения объема денежной массы является ранее рассмотренный  нами

принцип соответствия денежной массы  объему валового внутреннего продукта и

уровню цен, естественно, с учетом скорости оборота денег.

Сложность определения денежной массы  состоит в том, что денежные власти

(Центральный банк) в условиях  рынка должны иметь надежную  информацию о

прогноза динамики ВВП и цен. Например, М. Фридмен для краткосрочных целей

признавал приемлемым среднегодовой  прирост денежной массы на 4-5% при

среднегодовом при реального ВНП  на 3% и незначительном снижении

скорости обращения денег . Деньги настолько конкретный товар, что  они не

любят ориентировочных расчетов. Поэтому  прогноз ВВП на макро уровне и прогноз

производства любой продукции  — это недостаточное условие  формирования

денежной массы. Необходимо, чтобы  про был продан и выручка поступила  на

счета продавца. Так что основной категории, определяющей формирование

денежной массы в наличной и безналичной формах, служит выручка, которая и

есть финансово-денежное измерение  ВВП и других стоимость измерителей

результатов экономической деятельности. Политика правительства и

Центрального банка зажата в  жесткие рамки формирования выручки. Оно не может

прибегнуть к простому способу  увеличения денежного предложения "разбро­с

денег с вертолета", как это  считали некоторые западные экономисты. Вспомним

идеи и тех наших экономистов, которые в 60-90-е годы полагали, что "деньги

всегда найдутся, были бы материальные ресурсы". Конечно, деньги можно

разбросать с вертолета, но сколько  потребуется таких вертолетов при  больших

денежных аппетитах? Поэтому главная задача денежных властей состоит в

создании условий и механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов

рынка, самого Цен банка, с тем  чтобы реализация продукции и  всего

объема ВВП заканчивается поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их

поступает больше, чем авансируется в момент начала производства. Обычно

подчеркивается значение выручки как базовой категории для организации

налично-денежного обращения. Но, на наш взгляд, бесперебойность безналичного

оборота не в меньшей мере зависит от формы и использования выручки на

счетах фирм и организаций. Например, выручка ОАО "Газпром" лишь на 61%

состоит из денежных поступлении, 39% составляют прочие виды расчетов

не денежного характера. Естественно, такая структура выручки не может не

сказаться на структуре платежей в бюджет, на формы различных денежных

фондов компаний. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями

не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере на, то становится

понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной компоненты в ее

структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и

налично-денежного оборота.

Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его  объема и структуры зависят  выручка торговых

организаций, поступление выручки  от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по  вкладам в Сбербанк и коммерческие  банки;

4) поступление наличных денег  от реализации государственных  и других ценных

бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их  увеличение создает условия для  проведения

актив денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении

объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общин дефицит финансового  баланса и его важнейшей части  - бюджетного

де. Бюджетный дефицит показывает недостаток средств на выплату

заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит

носит относи характер, он должен иметь  финансовые источники покрытия

либо путем пря кредита правительству  от Центрального банка, либо путем

приобретения Цен банком государственных ценных бумаг. В любом случае

бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо торгового  баланса. Экспорт способствует

увеличения предложения денег, а импорт сокращает их предложение. Активное

сальдо торгового баланса - важный элемент денежно-кредитной политики,

способствующий увели предложения  денег;

8) кроме торгового баланса предложение  национальной валюты зависит  от других

статей платежного баланса (см. гл. 24). Так, отрицательный баланс операций с

капитала и финансовыми инструментами в 1994-1997 гг. (-60,2 млрд. долл.)

даже при увеличении внешнего финансирования за этот период (46,7 млрд.

долл.) и использованных кредитов и  займов МВФ (11,8 млрд. долл.) показывает,

что вывоз капитала из страны превышает его ввоз, что создает дополнительную

нагрузку на денежное обращение  и увеличение предложения денег;

9) состояние баланса Центрального  банка. Например, в 1997 г. Центральный  банк

активы в виде кредитов Минфину  заменил активами в виде операций с ценными

бума. Их доля увеличилась с 26,6% на 1 января 1997 г. до 44,2% на 1

декабря 1997 г. Такая операция поставила  баланс Центрального банка в

зависимость от состояния фон рынка, кроме того, увеличились затраты

Минфина на обслуживание госдолга. Последовавший  в 1998 г. (август) финансовый

кризис потребовал от ЦБ дополнительных ресурсов на реструктуризацию долга,

что и осложнило формирование в 1999 г. денежной массы (М2).

Одним из инструментов определения  предложения денег служит прогноз  кассовых

оборотов, который разрабатывается Центральным банком и его территориальными

 по специальной методике. На  основании ожидаемых поступлений

Информация о работе Денежная система и ее структурные элементы