Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 07:40, практическая работа
Производственная практика – это форма учебных занятий в организациях (предприятиях) разных форм собственности и организационно-правовых форм.
Производственная практика проводится с целью изучения общих принципов функционирования организаций и учреждений по управлению трудом и регулированию социально-трудовых отношений, служб занятости; принципов организации работы служб и подразделений, занимающихся вопросами подбора, расстановки и учета персонала, отдела кадров, труда и заработной платы, отделов управления персоналом; а также анализа документации, обеспечивающей деятельность указанных служб.
Отличительными особенностями основных средств являются:
а) их многократное участие в хозяйственной деятельности;
б) сохранение натурально-вещественной формы;
в) перенесение своей стоимости частями, постепенно на готовую продукцию (работы, услуги) в течение срока службы.
Последнее происходит путем начисления амортизации основных средств, за исключением таких видов, как земля, незавершенное строительство, объекты находящиеся в резерве, запасе, на консервации.
Задачами аудита основных средств являются:
- ознакомление с учетной
политикой субъекта и выписка
из нее следующих моментов: как
оцениваются основные средства;
кто и как устанавливает срок
службы и ликвидационную
- по балансу устанавливаются
правильность и
- проверяется своевременность
и полнота записи в
- обследуются бланки первичных
документов, все ли реквизиты
предусмотрены для
- оценивается целесообразность
использования методов
- просматривается ведомость (расчет) начисления амортизации и выборочно пересчитывается амортизация по дорогостоящим объектам основных средств;
- проверяется правильность
исчисления налогов (на
Последовательность аудита основных средств включает следующие процедуры аудита:
- знакомство с
- обследование за прошедший
период документов на
- правильность расчетов
амортизации основных средств
в целях налогообложения,
- тестирование состояния бухгалтерского учета основных средств на предприятии;
Информационная база аудита основных средств включает: акт приемки-передачи (перемещения основных средств (форма № ОС-1); акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-2); акт на списание основных средств (форма № ОС-3); акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-4); акт технического осмотра зданий и сооружений; инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6); опись инвентарных карточек по учету основных средств (форма № ОС-10); карточку учета движения основных средств (форма № ОС-12); карточку учета арендованных (долгосрочно арендованных) основных средств (форма № ОС-12а); инвентарный список основных средств (форма № ОС-13); журнал-ордер № 12 (при ручном ведении учета) или машинограммы (при компьютеризации).
Организация аудита движения основных средств
Для проверки операции по приобретению основных средств аудитору необходимо изучить оборотные ведомости по счетам подраздела 2400 "Основные средства", где наглядно отражаются операции по приобретению и выбытию объектов основных средств. На некоторых предприятиях могут вести только инвентарные карточки. Обязательным условием при организации аналитического учета основных средств (в ведомости или карточках) является полнота характеристики объектов: наименование, инвентарный номер, местонахождение (адрес), дата приобретения, описание технического состояния, первоначальная стоимость, сумма накопленной амортизации, норма амортизационных отчислений и ежегодная сумма амортизации, дата и причины консервации, перевода объектов в запас и другие изменения в процессе эксплуатации. При небольшом объеме этих операций целесообразно провести сплошную проверку документов и сопоставлять их данные с бухгалтерскими записями.
В ходе аудиторской проверки аудитор обращает внимание на следующие моменты:
- правильность отнесения
объектов основных средств в
данную категорию, наличие на
приходных документах визы
- определение принадлежности
основных средств к одной из
сфер деятельности (производственная
или социальная). От этого зависит
метод и норма амортизации,
источник ее возмещения. К примеру,
амортизация основных средств
производственной сферы
- устанавливает, действительно
ли основные средства
- закреплены ли объекты
основных средств за
- когда проведена последняя
инвентаризация основных
- правильность оприходования
основных средств.
- не завышена ли первоначальная
(оценочная) стоимость
- проверяется состояние
учета арендованных основных
средств (договор на аренду, расчет
арендной платы, порядок и
Особо аудитором проверяются:
- причины ликвидации основных
средств (полный износ,
- полноту оприходования запасных частей, лома, отходов, строительных материалов, дров и других материалов в момент ликвидации основных средств;
- способы утилизации и
уничтожения отходов,
- бухгалтерские записи
на ликвидацию основных
- отражение в налоговом учете процесса ликвидации, расчет стоимостного баланса группы основных средств и признание доходов по этой операции.
Аудит аналитического и синтетического учета основных средств
При проведении аудиторской
проверки учета основных средств
прежде всего необходимо проверить,
как ведется аналитический учет
основных средств. Такой учет организуется
по отдельным объектам, каждому из
которых присваивается
Следует проверить: нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.
Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 "Основные средства", регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.
При использовании ПЭВМ вместо
инвентарных карточек или книг может
вестись магнитотека основных средств,
что значительно удобнее и
позволяет сократить
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документа: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутренне перемещение и др.
Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.
Синтетический учет движения
основных средств и их износа ведется
в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а
при использовании ПЭВМ – в
машинограммах дебетовых и
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.
Особо тщательно надо проверить
полноту и своевременность
В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.
Аудит операций по движению основных средств