Исследование теоретических основ организации учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:46, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследование теоретических основ организации учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами, определение состояния учета средств в расчетах, на данном предприятии, в соответствии с применяемой методикой учета, нормативными документами и учетной политикой. А также изучение особенностей проведения ревизий расчетных операций с разными дебиторами и кредиторами, выявление положительных сторон, а также недостатков расчетных операций, разработка рекомендации по совершенствованию учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами для улучшения финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…........ 4
1 Современное состояние расчетов и соблюдение расчетной дисциплины предприятиями АПК…………………………………………………………..

8
1.1 Сущность расчетов и задачи учета и ревизии расчетных операций …
8
1.2 Формы и виды расчетов. Современное состояние расчетов и соблюдение расчетной дисциплины предприятиями АПК………………...

10
1.3 Обзор нормативных, законодательных и литературных источников…
25
1.4. Экономическая характеристика исследуемой организации…………
2 Бухгалтерский учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.….
28
33
2.1 Бухгалтерский учет расчетов по исполнительным документам……..
33
2.2 Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов по имущественному и личному страхованию…………………………………..

37
2.3 Документальное оформление и бухгалтерский учет расчетов с другими дебиторами и кредиторами…………………………………………
2.4 Раскрытие информации о расчетах в отчетности предприятий АПК...

39
44
3 Ревизия расчетов с разными дебиторами и кредиторами…..……………
47
3.1 Ревизия расчетов по исполнительным документам…………………
3.2 Ревизия расчетов по имущественному и личному страхованию…….
47
50
3.3 Ревизия расчетов с другими дебиторами и кредиторами……………
53
3.4 Совершенствование учета и аудита расчетов с разными дебиторами и кредиторами…………………………………………………...........................
Заключение………………………………………………………………...…..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!.doc

— 453.00 Кб (Скачать файл)

При осуществлении дебетовых  переводов посредством платежных  требований допускается передача бенефициаром их и реестров в банк-получатель в электронном виде. Платежные  требования, переданные в электронном  виде, должны содержать обязательные реквизиты. Для подтверждения подлинности платежного требования используются электронная цифровая подпись или тестирующие ключи [3, согласно п. 61].

На всех экземплярах  платежного требования проставляется  фактическая дата представления, штамп  банка-получателя. Первый экземпляр реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и штампом банка-получателя, - возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.  По платежным требованиям, переданным в электронном виде, банк-получатель направляет в электронном виде подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо [3, согласно п. 61].

Непринятые банком-отправителем платежные требования не позднее  банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, направляются в банк-получатель для выдачи бенефициару. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования делается запись о причине его неисполнения, которая заверяется подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя [3, согласно п. 66].

При проведении дебетовых  переводов посредством платежных  требований используется акцептная  или безакцептная форма расчетов.

Схема расчетов по исполнению дебетового перевода платежным требованием  с  акцептом представлена  на  рисунке 3. 

 


 

 

 

 

 

 

 

    1. отгрузка товара, оказание услуг, наступления срока исполнения  обязательств по банковским операциям;
    2. передача в банк-отправитель заявления на акцепт;
    3. представление бенефициаром  платежного требования в банк;
    4. принятие  платежного требования банком-получателем на инкассо;
    5. передача платежного требования  в банк-отправитель;
    6. принятие к исполнению платежного требования банком-отправителем;
    7. перевод платежа в банк-получатель;
    8. принятие к исполнению платежного требования  банком-получателем;
    9. извещение бенефициара, выдача копии платежного требования.

 

Рисунок 3 – Схема расчетов платежным требованием с акцептом по исполнению дебетового перевода

Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Зачисление средств  на счет бенефициара является  исполнением  платежного требования банком-получателем.

Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель [3, согласно п. 55].

Безакцептная  форма расчетов, которая используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь [3, согласно п. 55].

Аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить,  или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж,  либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя [2, согласно ст. 254].

Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство  по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Аккредитив может быть отзывным, безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным [2, согласно ст. 255].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

    1. представление заявления на открытие аккредитива;
    2. открытие аккредитива банком-эмитентом и направление бенефициару через исполняющий банк;
    3. извещение бенефициара об открытии аккредитива в его пользу;
    4. отгрузка товара;
    5. оформление и предоставление бенефициаром в банк комплекта документов для получения платежа;
    6. пересылка исполняющим банком документов банком-эмитентом;
    7. проверка банком-эмитентом всех документов и их оплата;
    8. перечисление средств в исполняющий банк;
    9. выдача банком-эмитентом оплаченных документов приказодателю;
    10. зачисление выручки на счет бенефициара;
    11. извещение бенефициара о зачислении выручки.

 

Рисунок 4 – Схема расчетов по документарному аккредитиву

Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. Отзыв аккредитива не создает для банка-эмитента каких-либо обязательств перед получателем средств [2, согласно ст. 256].

Под безотзывным аккредитивом понимается аккредитив, который не может быть отменен или изменен без согласия бенефициара [2, согласно ст. 257].

Аккредитив является безотзывным, если иное прямо не оговорено  в его тексте.

Под переводным аккредитивом понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент (исполняющий банк) может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством, с условием представления этим бенефициаром документов, указанных в аккредитиве [2, согласно ст. 258]. 

Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению) или по требованию с представлением соответствующих условиям аккредитива документов, указывающих, что платеж причитается вследствие неисполнения приказодателем какого-либо обязательства или наступления какого-либо обстоятельства (события) [2, согласно ст. 259].

Основанием для открытия банком-эмитентом аккредитива является заявление на аккредитив. Количество экземпляров определяется банком, но их должно быть не менее двух. Первый экземпляр заявления заверяется подписью приказодателя и оттиском печати (при принятии банком-эмитентом заявления к исполнению он используется для составления аккредитива и помещается в досье по аккредитиву); второй, подписанный уполномоченным работником банка,  – выдаётся приказодателю.

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь к заявлениям на аккредитив должны прилагаться договоры, паспорта сделок, лицензии.

Аккредитив может выставляться за счёт собственных средств плательщика  или кредитов банка. Выставленный аккредитив предназначен для расчётов только с  одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчётов устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком.

Расчёты между организациями  могут производиться с помощью чеков из чековых книжек.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю [4, согласно п. 2].

 Чеки применяются при осуществлении международных дебетовых переводов иностранной валюты, а также дебетовых переводов белорусских рублей в случае, если банк-отправитель и банк-получатель, участвующие в переводе, являются уполномоченными банками.

Для получения чековой  книжки юридическое лицо представляет в обслуживающий его банк  заявление-обязательство  на получение чековой книжки. Чтобы  чековая книжка на имя юридического лица могла быть выдана его представителю, фамилия, имя, отчество и образец подписи последнего вносятся в заявление-обязательство.

Кассир выдает чековую  книжку представителю юридического лица под расписку на заявлении-обязательстве  юридического лица.

При необходимости юридическому лицу разрешается выдавать несколько чековых книжек на имя разных представителей юридического лица.

Чековая книжка действительна  в течение 1 года со дня ее выдачи банком чекодателя [4, согласно п. 7].

Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности.

При расчетах за товары (работы, услуги) чекодатель (представитель чекодателя) представляет чек из чековой книжки, лицевая сторона которого заполнена в соответствии с установленными требованиями [4, согласно п. 29].

Расчетный чек действителен в течение 30 календарных дней со дня его выдачи банком чекодателя.

Принятые в уплату чеки из чековых книжек чекодержатель  представляет в банк чекодержателя  вместе с поручением-реестром на бланке установленной формы в двух экземплярах, если счета чекодателя и получателя средств находятся в одном учреждении банка, и в четырёх экземплярах – если в разных.

При приеме чеков из чековых  книжек ответственный исполнитель  банка проверяет соответствие реквизитов приложенных чеков из чековых  книжек данным, указанным в поручении-реестре, наличие на каждом чеке из чековой книжки реквизитов банка чекодателя, а также заверенные подписью чекодержателя отметки (дата, оттиск печати (штамп), подтверждающие принятие чека из чековой книжки к оплате) [4, согласно п. 29].

Схема расчетов чеками из чековой книжки представлена на рисунке 5.   

При расчетах чеками из чековой  книжки определенный риск  имеет  чекодержатель, поскольку он несет  убытки, которые могут возникнуть при неоплате чека из чековой книжки как не отвечающего требованиям  по оформлению и другим нормативным требованиям. Поэтому принимаемый к оплате чек подвергается банком чекодержателя и банком чекодателя тщательной проверке на правильность заполнения и его достоверность. Обмен чека из чековой книжки на наличные деньги банк не производит.  Неправильно оформленный чек либо чек, на котором имеются подчистки, исправления текста или суммы, к оплате не принимается.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. представление заявления на получение чековой книжки и платежного поручения на депонирование денежных средств
    2. выдача чековой книжки
    3. передача товаров, оказание услуг чекодателю;
    4. прием чека из чековой книжки  чекодержателем к оплате;
    5. передача чека  в банк вместе с поручением- реестром;
    6. принятие чека к оплате;
    7. отсылка чека и поручения- реестра в банк чекодателя;
    8. оплата чека со счета специального режима;
    9. передача поручения - реестра в банк чекодержателя с отметкой об оплате чека;
    10. зачисление средств  на счет чекодержателя;
    11. извещение чекодателя об оплате. 

 

Рисунок 5 – Схема расчетов чеками из чековой книжки

Примечание – Источник: собственная  разработка.

 

Под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях  [6, согласно п. 1 гл. 2].

Инкассо осуществляется банком (банком-ремитентом) по поручению клиента (принципала) или от своего имени. В осуществлении операций по инкассо помимо банка-ремитента может участвовать любой иной банк (инкассирующий). Банк, представляющий документы плательщику, является представляющим банком.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

Под коммерческими документами понимаются транспортные документы, счета, товарораспорядительные и иные документы, не являющиеся финансовыми [2, согласно ст. 267].

В настоящее время  широкое распространение получили расчёты с использованием банковских пластиковых карточек.

Банковская  пластиковая карточка – платёжный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счёту и проведение безналичных платежей за товары и услуги, получение наличных денежных средств и осуществление иных операций в соответствии с Законодательством Республики Беларусь [2, согласно ст. 273].

Информация о работе Исследование теоретических основ организации учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами