Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 15:39, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:
Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим законодательством.
Дана методика анализа и планирования издержек обращения.
Дана краткая организационно-экономическая характеристика предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Издержки обращения как основной показатель деятельности предприятий торговли
1.1 Экономическая сущность издержек обращения как экономической категории
1.2 Виды издержек обращения и их классификация
1.3 Методика анализа и планирования издержек обращения
2. Анализ издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС"
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО "Ренессанс"
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ООО "Ренессанс"
2.3 Характеристика основных показателей ООО "Ренессанс", определяющих величину издержек обращения предприятия
2.4 Анализ динамики издержек обращения ООО "Ренессанс"
2.5 Анализ издержек обращения по отдельным статьям затрат
3. Экономическое обоснование издержек обращения ООО "РЕНЕССАНС" на планируемый период
3.1 Резервы повышения эффективности деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения
3.2 Планирование оборота розничной торговли ООО "Ренессанс"
3.3 Экономическое обоснование издержек обращения по общему объему и статьям затрат, с учетом рекомендаций по оптимизации
издержек обращения
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (18).docx

— 339.04 Кб (Скачать файл)

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: "Издержки обращения  предприятия торговли: анализ и экономическое  обоснование"

(на материалах ООО "Ренессанс")

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск

Оглавление

 

Введение

1. Издержки обращения как основной  показатель деятельности предприятий  торговли

1.1 Экономическая сущность издержек  обращения как экономической  категории

1.2 Виды издержек обращения и  их классификация

1.3 Методика анализа и планирования издержек обращения

2. Анализ издержек обращения  ООО "РЕНЕССАНС"

2.1 Краткая организационно-экономическая  характеристика деятельности ООО "Ренессанс"

2.2 Анализ внешней и внутренней  среды ООО "Ренессанс"

2.3 Характеристика основных показателей  ООО "Ренессанс", определяющих  величину издержек обращения  предприятия

2.4 Анализ динамики издержек  обращения ООО "Ренессанс"

2.5 Анализ издержек обращения  по отдельным статьям затрат

3. Экономическое обоснование издержек  обращения ООО "РЕНЕССАНС"  на планируемый период

3.1 Резервы повышения эффективности  деятельности ООО "Ренессанс" на основе оптимизации издержек обращения

3.2 Планирование оборота розничной  торговли ООО "Ренессанс"

3.3 Экономическое обоснование издержек  обращения по общему объему  и статьям затрат, с учетом  рекомендаций по оптимизации

издержек обращения

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

 

В современных условиях развития рыночных отношений в экономике страны практически все предприятия, в  том числе предприятия торговли, работают в условиях полного экономического расчёта, основанного на таких принципах, как хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, контроль рублём, материальная заинтересованность, материальная ответственность.

Повышение рентабельности деятельности торгового предприятия возможно как за счёт роста его доходов, в том числе и основного  вида доходов - реализованных торговых надбавок так и за счёт оптимизации  расходов предприятия. В современных  условиях жёсткой конкуренции на потребительском рынке при одновременном  падении покупательской способности  населения, предприятия торговли не имеют возможности существенного  увеличения торговой надбавки, а, следовательно, и величины валовой прибыли, так как это приводит к росту розничных цен и снижению конкурентоспособности предприятия. Другие же виды доходов (операционные, внереализационные) занимают, как правило, незначительный удельный вес в структуре доходов торгового предприятия и поэтому не оказывают существенного влияния на общую сумму его доходов. Поэтому в современных условиях деятельности предприятия торговли все большее значение приобретает оптимизация расходов предприятия торговли (издержек обращения). Изучение издержек обращения в сфере торговли имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня производственных затрат.

Необходимость качественных сдвигов  в экономике, перехода ее на пути рыночного  развития, выдвинуло в число обязательных условий повышения эффективности  производства экономию и рациональное использование всех видов ресурсов. В связи с этим ведение действующего контроля затрат с целью постоянного  снижения их величины становится одной  из важнейших задач системы управления предприятием. Особую специальную роль в ее решении играет учет, призванный обеспечить систему управления качественной информацией об издержках обращения.

Правильная организация учета  издержек обращения дает возможность  выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать производственные затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Экономический анализ издержек обращения  предприятия позволяет выявить  полезные и бесполезные расходы, резервы их снижения (абсолютного  и относительного) и разработать  на этой основе экономическое обоснование  расходов на будущий период с целью  и повышения рентабельности деятельности торгового предприятия в целом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергий и материалов.

Актуальность вышерассмотренных  проблем и определила выбор темы дипломной работы.

Целью написания дипломной работы является осуществление комплексного экономического анализа издержек обращения, выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе их дальнейшей оптимизации.

В соответствии с поставленной целью  в дипломной работе были определены и решены следующие задачи:

Рассмотрена экономическая сущность, состав, порядок формирования издержек обращения в соответствии с действующим  законодательством.

Дана методика анализа и планирования издержек обращения.

Дана краткая организационно-экономическая  характеристика предприятия.

Осуществлён подробный экономический  анализ издержек обращения предприятия, проведена оценка влияния факторов на их изменение.

Проведено экономическое обоснование  издержек обращения предприятия.

Выявлены резервы снижения отдельных  видов издержек обращения и предложен  ряд мероприятий по их оптимизации.

Теоретической основой написания  дипломную работы являются законодательные  и нормативные документы по вопросам формирования затрат и формирования финансовых результатов, налогообложению; труды отечественных и зарубежных экономистов по изучаемому вопросу и проблеме, материалы периодической печати по теме исследования, бухгалтерская и статистическая отчётность предприятия, материалы собственных исследований.

Методологической основой написания  дипломной работы являются следующие  методы: метод группировок и сравнения, индексный метод, метод разниц, метод  цепных подстановок, метод экспертных оценок, экономико-статистический и  технико-экономический методы для  прогнозирования величины издержек обращения. Применение каждого из этих методов определяется характером решаемых в процессе исследования задач.

Предметом анализа в дипломной  работе являются издержки обращения  предприятия торговли, а объектом исследования конкретное предприятие - ООО "Ренессанс".

Период анализа издержек обращения: 2004 год к 2003 году. Планирование товарооборота  и экономическое обоснование  издержек обращения ООО "Ренессанс" осуществлено на 2005 год.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложений.

Общий объём работы 121 страница. Дипломная  работа иллюстрирована 10 рисунками; 45 таблицами; 9 приложениями. Библиографический  список включает в себя 54 источника.

1. Издержки обращения как основной  показатель деятельности предприятий  торговли

 

1.1 Экономическая сущность издержек  обращения как экономической  категории

 

Под расходами торгового предприятия (издержки обращения), согласно Положению  по бухгалтерскому учёту 10/99 "Расходы  организации" "признаётся уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения  обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением  уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [21. с.72-76].

При этом не признается расходами  организации выбытие активов  по следующим причинам:

в связи с приобретением (созданием) необоротных активов (основных средств, нематериальных активов и т.п.);

по вкладам в уставные капиталы других организаций, приобретению акций  АО и иных ценных бумаг с целью  перепродажи (продажи);

по перечислению средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной  деятельностью, расходам на осуществление  спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительного характера и иных аналогичных мероприятий;

в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов  иных ценностей, работ, услуг;

в виде авансов, затрат в счет оплаты материально-производственных запасов  и иных ценностей, работ, услуг;

по повышению кредитов, займов, полученных предприятием.

В соответствии с действующим законодательством  выделяют две основные группы расходов торгового предприятия: расходы  по обычным видам деятельности (для  предприятий торговли - по реализации потребительских товаров) и прочие расходы (рис.1.1).

 

Рис.1.1 Состав расходов предприятия  торговли

 

Более подробно состав расходов предприятия  торговли представлен в табл.1.1

 

Таблица 1.1

Состав расходов торгового предприятия  в соответствии с действующим  законодательством

Группа

расходов

Вид

расходов

Состав расходов

I. Расходы по обычным видам дея-тельности

организаций

1.1 Издержки

обращения

1.1.1 Транспортные расходы

1.1.2 Расходы на оплату труда

1.1.3 Отчисления на социальные нужды  (единый социальный налог)

1.1.4 Расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, оборудования и  инвентаря

1.1.5 Амортизация основных средств

1.1.6 Расходы на ремонт основных  средств

1.1.7 Расходы на топливо, газ, электроэнергию  для производственных нужд

1.1.8 Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

1.1.9 Расходы на рекламу

1.1.10 Потери товаров и технологические  отходы

1.1.11 Расходы на тару

1.1.12. Прочие расходы

II. Прочие расходы

2.1 Операции-онные расходы

2.1.1 Расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации, предприятия

2.1.2 Расходы, связанные с предоставлением  за плату прав; возникающих на  основе патентов на изобретения,  промышленные образцы и другие  виды интеллектуальной собственности

2.1.3 Расходы, связанные с участием  в уставных капиталах других

2.1.4 Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и других  активов, отличных от денежных  средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции

2.1 5 Проценты, уплачиваемые организацией  за предоставление ей в пользование  денежных средств (кредитов, займов)

2.1.6 Расходы, связанные с оплатой  услуг, оказываемых кредитными  организациями

 

Продолжение таблицы 1.1

2.2 Внереали-зационные рас-ходы

2.2.1 Штрафы, пени, неустойки за нарушение  договоров

2.2.2 Возмещение причиненных организацией  убытков

2.2.3 Убытки прошлых лет, признанные  в отчетном году

2.2.4 Суммы дебиторской задолженности,  по которой истек срок исковой  давности других долгов, не реальных  для взыскания

2.2.5 Курсовые разницы

2.2.6 Суммы уценки активов (за исключением  внеоборотных активов)

2.2.7 Прочие внереализационные расходы

III. Налоги

3.1 Налоги с оборота

3.1.1 Налог на добавленную стоимость

3.1.2 Акциз и акцизные  сборы

3.2 Налоги, от-носимые на издержки обраще-ния

3.2.1 Транспортный налог

3.2.1 Земельный налог

3.2.3 Единый социальный  налог

3.3 Налоги, от-носимые на фи-нансовые резу-льтаты деятель-ности

3.3.1 Налог на имущество

3.4 Налоги на прибыль до налогообложения

3.4.1 Текущий налог на прибыль

3.4.2 Единый налог на  вмененный доход


 

С 01.01.2000 и до 01.01.2004 года в соответствии с действующим законодательством  был выделен такой вид расходов, как чрезвычайные расходы, которые включали в себя расходы предприятия, возникающие вследствие каких-либо чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, т.е. пожара, аварии, стихийного бедствия и т.п. Данные расходы уменьшали сумму прибыли от обычной деятельности и участвовали в формировании чистой прибыли торгового предприятия.

В целях налогообложения под  расходами следует понимать любые  обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, при условии, что они  произведены для осуществления  деятельности, направленной па получение  дохода. В их составе будут выделяться расходы, снизанные с производством  и реализацией товаров (работ, услуг), и внереализационные расходы (рис.1.2).

В процессе доведения продукции  от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые  трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме  издержек обращения. Издержки обращения  имеют место везде, где происходит процесс товарного обращения.

 

Рис.1.2 Структура расходов предприятий  и организаций торговли в 2003 г.

 

Издержки обращения представляют собой общественно-необходимые затраты  труда, обеспечивающие выполнение торговлей  своих функций и задач. К ним  относятся: затраты на транспортировку, подработку, упаковку, хранение и реализацию товаров, а также административно-управленческие расходы торговых предприятий и  организаций. В экономической литературе даются различные определения издержек обращения. Так, в учебнике "Экономика торгового предприятия", авторы Р.П. Валевич и Г.А. Давыдова, под издержками обращения понимаются "выраженные в денежной форме затраты живого и овеществлённого труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие и задач" [31. с.367].

В учебнике "Экономика торгового  предприятия" авторским коллективом  под руководством А.И. Гребнева дано следующее определение издержек обращения: "под себестоимостью операций, связанных с реализацией закупленных  товаров, понимаются издержки обращения  по продаже товаров" [36. с.238].

Следует различать категории "себестоимость" и "издержки обращения".Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) материальный, трудовых ресурсов, а также затраты на производство и реализацию.Издержки обращения представляют собой денежное выражение затрат, необходимых для доведения товаров от производителей до потребителей.

Информация о работе Издержки обращения предприятия торговли: анализ и экономическое обоснование