Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 21:19, дипломная работа
В банковской системе, несмотря на отдельные затруднения, возникающие на волне кризиса, белорусские банки в целом выполняют свои обязательства перед клиентами, и это, безусловно, выступает в роли положительного фактора, характеризующего устойчивость банковской системы
Введение………………………………………………………………………...
1 Понятие качества активов банка и способы их оценки …………………...
1.1 Сущность активов банка, их классификация……………………………..
1.2 Методы оценки качества активов банка…………………………………..
2 Анализ активов банка и оценка их качества на примере ОАО «ХКБанк» .
2.1 Анализ диверсификации активов банка…………………………………..
2.2 Оценка доходности, ликвидности и рискованности активов банка…….
3 Совершенствование способов оценки качества активов…………………..
3.1 Зарубежный опыт оценки качества активов банка……………………….
3.2 Направления совершенствования методов оценки качества активов…..
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………………….
Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои положительные и отрицательные моменты, но необходимо отметить, что в условиях недостаточной стабильности финансового рынка наиболее перспективна агрессивная политика банка. Агрессивная политика банков должна проявляться в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, а также в расширении спектра банковских услуг.
Важным организационным фактором, оказывающим влияние на качество активов банков, является качество управления. Данному фактору банки должны уделять значительное внимание. Многие стратегические и тактические просчеты кредитных организаций свидетельствуют о обязательном существовании современного квалифицированного банковского менеджмента, эффективности управления недопущение нарушений действующего законодательства и выполнение требований нормативных актов, устанавливаемых органами банковского надзора.
Банкам необходимо иметь собственную обоснованную концепцию развития и соответствующую ей концепцию управления (политику банка применительно к разным направлениям его деятельности на определенный период и совокупность соответствующих практических мер).
В банках, к сожалению, имеет место недостаточно продуманные и полноценные системы информационного обеспечения процессами управления. Также недостаточное внимание уделяется системному анализу, диагностике и прогнозированию своей деятельности. Между подразделениями банков (как и между банками) недостаточно развиты горизонтальные структурные связи, что, в конечном итоге, приводит к принятию несогласованных и потому часто неэффективных решений.
В силу названных причин многие отечественные банки до сих пор ориентируются в своем менеджменте на два источника – на опыт управления банками в советские годы и на иностранный опыт. Первый источник помог новым банкам унаследовать ряд методов управления, отвечавших другим историческим условиям, но сегодня ставших неактуальными. Второй источник также не выручает банки, поскольку иностранный опыт нуждается в очень непростой адаптации к отечественным условиям, а иногда просто не годится. Поэтому коммерческие банки должны уделять серьезное внимание разработке собственных моделей управления для эффективности принимаемых ими управленческих решений, учитывая условия окружающей обстановки банка.
Особое значение для качества активов банков имеет внутренняя политика, осуществляемая им. Она должна быть направлена на предотвращение основных причин банкротств: потери активов за счет просроченных кредитов или падения рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидности активов; убытки от основной деятельности; рост издержек; предупреждение преступлений со стороны высококвалифицированных специалистов, коррупции. Кроме того, внутренняя политика банка должна быть направлена на привлечение наиболее квалифицированных специалистов, поскольку качественное управление – главное условие прибыльной и надежной работы банка, особенно в период экономических кризисов.
Ко второй группе внутренних факторов, оказывающих влияние на качество активов банка, как уже отмечалось ранее, относятся технологические факторы, включающие в себя ориентацию банка на развитие банковских технологий, потребности рынка в новых банковских продуктах и услугах. Современное банковское дело выдвигает перед банками такие проблемы, которые просто невозможно решить без широкого и комплексного использования новейших информационных технологий. Автоматизация широко затронула традиционные виды банковского обслуживания. Сегодня невозможно представить успешную работу банка без использования компьютерных сетей. Применение ЭВМ и средств автоматизации значительно продвинули скорость и качество банковских услуг, открыли возможность банкам выполнять аналитические обзоры и давать прогнозы по различным финансовым и общеэкономическим вопросам, предоставлять консультационные услуги. Пластиковые карточки, банкоматы, терминалы в торговых точках, системы «Клиент-Банк», аутсорсинг, и, наконец, Интернет позволили сделать значительный шаг в модернизации банковских операций. Внедрение новых продуктов – это не только установка программных продуктов, но и движение на создание клиентоориентированного сервиса. Таким образом, банковская компьютерная и телекоммуникационная технология становится заметным фактором ускорения адаптации банковского сектора к требованиям международного банковского сообщества и, соответственно, способствует более устойчивому функционированию коммерческих банков.
При всей важности организационных и технологических факторов, оказывающих влияние на качество активов коммерческих банков, решающая роль все-таки принадлежит группе финансово-экономических факторов. Общепризнанными финансово-экономическими факторами устойчивости банка, являются: объем и структура собственных средств, уровень доходов, расходов и прибыли, структура, источники поступления средств и их эффективное размещение. Данные факторы имеют силу только во взаимодействии друг с другом, то есть должны учитываться коммерческими банками в комплексе.
Рассмотренный перечень внешних и внутренних факторов, способных оказать воздействие на качество активов коммерческого банка, очень индивидуален и зависит от особенностей организации и содержания работы каждого отдельно взятого банка. Между тем, нельзя отрицать, что в современных экономических условиях наибольшее влияние на качество активов банков оказывают именно внешние факторы, задавая определенные, не зависящие от самих банков параметры их деятельности. При этом коммерческие банки не должны игнорировать влияние внутрибанковских факторов, постоянно повышая их качество и тем самым со своей стороны воздействуя на качество активов банка. Кроме этого, нельзя забывать о том, что наряду с негативными внешними и внутренними факторами на качество активов коммерческих банков могут оказывать влияние и некоторые позитивные тенденции, например, ускоренный рост собственного капитала банков, улучшение структуры активов, расширение круга банковских услуг – трастовых, лизинговых, факторинговых и др.
Таким образом, качество активов коммерческого банка представляет собой сложную общеэкономическую категорию, работающую только в условиях соблюдения всех ее правил и требующую постоянного наблюдения со стороны банков. Поэтому важным условием существования любого банка является необходимость оценки его финансовой устойчивости с учетом всех вышеперечисленных факторов.
Открытое акционерное общество «Хоум Кредит Банк» входит в состав международной банковской группы Хоум Кредит, которая вошла на рынок Республики Беларусь в конце 2006 года путем приобретения ОАО «Лоробанк», зарегистрированного Национальным банком Республики Беларусь в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 10 июля 2002 года, регистрационный номер 807000056.
Лицензия на осуществление банковской деятельности, выданная Национальным банком Республики Беларусь 24 мая 2013 года № 18 (лицензия выдана бессрочно), дает право осуществлять следующие операции:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты);
размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет
на условиях возвратности, платности и срочности;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и
юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
валютно-обменные операции;
выпуск в обращение банковских пластиковых карточек;
выпуск облигаций в целях привлечения средств юридических лиц.
В настоящее время ОАО «ХКБанк» – это универсальный банк как по спектру предоставляемых услуг, так и по отраслевой принадлежности клиентов. Исторически клиентами ОАО «ХКБанк» были и остаются предприятия и организации базовых отраслей экономики, которым он неизменно оказывает необходимую финансовую поддержку и предлагает современные банковские услуги.
Рассчитанные основные показатели деятельности банка за последние годы демонстрируют устойчивую положительную динамику роста. Результатом расширения бизнеса банка стало увеличение суммы получаемой прибыли, главным источником которой остаются чистый процентный и комиссионный доход.
По сравнению с 1 кварталом 2011 года в 1 квартале 2012г. произошел значительный прирост по всем основным видам дохода от основной деятельности, что стало результатом увеличения объема активных операций банка.
Объем собственных средств увеличился на 90,5%, чистая прибыль на 64,6%, а привлеченные средства на 48,2% по сравнению с 1-м кварталом 2011 года.
Общая сумма выданных кредитов ОАО «ХКБанк» по состоянию на 01.01.2013 года составляет 22,62 млрд. бел. рублей, что на 86,35 млрд. бел. рублей или 161,9% больше чем на 01.01.2012 года. Увеличение объема выданных кредитов произошло по кредитам, предоставленным:
В структурной характеристике кредитного портфеля банка выделим 3 группы кредитов, предоставленных физическим лицам:
Наибольшую долю среди предоставленных кредитов занимают кредиты по программам потребительского кредитования.
Политика банка по управлению рисками осуществляется в целях предотвращения (предупреждения) возникновения рисков или их минимизации, а также смягчения (возмещения) неизбежных рисков.
На следующем этапе исследования результатов деятельности банка необходимо изучить направления размещения имеющихся ресурсов, то есть состав, структуру и динамику активов.
Активные операции являются основным источником доходов банка.
Состав активов банка за три года представим в таблицах 2.1 – 2.3.
Таблица 2.1 – Состав, структура и динамика активов ОАО «ХКБанк» за 2011-2012 гг.
Наименование статьи |
На 01.01.2013г. |
На 01.01.2012г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
млн.р. |
уд.вес,% |
млн.р. |
уд.вес,% | |||
Денежные средства |
35 595,00 |
2,54 |
19 641,70 |
2,08 |
15 953,30 |
181,22 |
Драгоценные металлы и драгоценные камни |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
Средства в Национальном банке РБ |
347 524,30 |
24,81 |
176 592,50 |
18,70 |
170 931,80 |
196,79 |
Средства в банках |
155 081,40 |
11,07 |
188 841,00 |
20,00 |
-33 759,60 |
82,12 |
Ценные бумаги |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
Кредиты клиентам |
801 126,20 |
57,20 |
420 488,00 |
44,54 |
380 638,20 |
190,52 |
Производные финансовые активы |
356,30 |
0,03 |
100 148,60 |
10,61 |
-99 792,30 |
0,36 |
Долгосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
Основные средства и нематериальные активы |
19 875,70 |
1,42 |
14 327,50 |
1,52 |
5 548,20 |
138,72 |
Имущество, предназначенное для продажи |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,00 |
0 |
Прочие активы |
41 004,90 |
2,93 |
24 080,40 |
2,55 |
16 924,50 |
170,28 |
Итого активы |
1 400 563,80 |
100 |
944 119,70 |
100 |
456 444,10 |
148,35 |
Источник: собственная разработка на основании Приложения А
По данным таблицы 2.1 видно, что ОАО «ХКБанк», долгое время бывший вторым по величине специализированным розничным банком Беларуси, в 2012 году имел довольно высокие темпы роста активов и объемов кредитов клиентам. При этом активы ОАО «ХКБанка» за рассматриваемый период выросли на 48,35% по сравнению с 2011 годом.
Проведем анализ структуры активов ОАО «ХКБанка» за 2013-2012 гг. (Таблица 2.2)
Таблица 2.2 – Состав, структура и динамика активов ОАО «ХКБанк» за 2013-2012 гг.
Наименование статьи |
На 01.01.2014г. |
На 01.01.2013г. |
Отклонение, +/- |
Темп роста, % | ||
млн.р. |
уд.вес,% |
млн.р. |
уд.вес,% | |||
Денежные средства |
85 722,1 |
3,84 |
35 595,00 |
2,54 |
50 127,1 |
240,83 |
Драгоценные металлы и драгоценные камни |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Средства в Национальном банке РБ |
479 775,9 |
21,50 |
347 524,30 |
24,81 |
132 251,6 |
138,06 |
Средства в банках |
205 021,7 |
9,19 |
155 081,40 |
11,07 |
49 940,3 |
132,20 |
Ценные бумаги |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Кредиты клиентам |
1 342 225,4 |
60,15 |
801 126,20 |
57,20 |
541 099,2 |
167,54 |
Производные финансовые активы |
804,8 |
0,04 |
356,30 |
0,03 |
448,5 |
225,88 |
Долгосрочные финансовые вложения |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
Основные средства и нематериальные активы |
67 332,2 |
3,02 |
19 875,70 |
1,42 |
47 456,5 |
338,77 |
Имущество, предназначенное для продажи |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0 |
Прочие активы |
50 414,3 |
2,26 |
41 004,90 |
2,93 |
9 409,4 |
122,95 |
Итого активы |
2 231 296,4 |
100 |
1 400 563,80 |
100 |
830 732,6 |
159,31 |
Информация о работе Качество активов банка, их характеристика и методы оценки