Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 17:54, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть конкурентоспособность предприятия, методы её оценки.
Исходя из цели, выделим такие задачи исследования, как:
а) рассмотреть определение конкурентоспособности и факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность;
б) изучить методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности и конкурентоспособность станций технического обслуживания;
в) провести анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»;
г) предложить мероприятия по совершенствованию управления в ООО «СИТИАВТО».
Введение
3
1
Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
5
1.1
Определение конкурентоспособности
5
1.2
Факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность
6
1.3
Методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности
10
1.4
Конкурентоспособность станций технического обслуживания
20
2
Анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»
24
2.1
Краткая характеристика и маркетинговая деятельность станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»
24
2.2
Оценка конкурентоспособности ООО «СИТИАВТО»
34
2.3
Совершенствование системы управления с использованием программно-целевого подхода
37
Заключение
43
Список литературы
Курсовая работа на тему:
«Конкурентоспособность автосервисного предприятия и его услуг»
2015
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Теоретические аспекты конкурентоспособности организации |
5 |
1.1 |
Определение конкурентоспособности |
5 |
1.2 |
Факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность |
6 |
1.3 |
Методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности |
10 |
1.4 |
Конкурентоспособность станций технического обслуживания |
20 |
2 |
Анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО» |
24 |
2.1 |
Краткая характеристика и маркетинговая деятельность станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО» |
24 |
2.2 |
Оценка конкурентоспособности ООО «СИТИАВТО» |
34 |
2.3 |
Совершенствование системы управления с использованием программно-целевого подхода |
37 |
Заключение |
43 | |
Список литературы |
46 |
Введение
Актуальность работы. Под конкуренцией понимается антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Начнем с наиболее «спокойного» определения данного понятия, точнее под конкуренцией понимается вид взаимодействия рыночных субъектов и их экономическое соперничество за долю рынка и прибыль, за получение заказа на производство товаров (услуг).
Организация сервисных услуг в настоящее время является результатом концентрации бизнеса с развитой материально-технической базой и должна обеспечиваться высококвалифицированными специалистами, использующими современное оборудование, соответствующее модельному ряду автомобилей.
Деятельность современных предприятий автосервиса характеризуется разнообразием и сложностью номенклатуры услуг, что является адекватной реакцией на нужды и потребности клиентов. Следование запросам рынка обуславливает необходимость расширения масштабов деятельности предприятий автосервиса, исследования факторов, оказывающих влияние на усиление конкурентных преимуществ и определения путей повышения конкурентоспособности.
Цель исследования: рассмотреть конкурентоспособность предприятия, методы её оценки.
Исходя из цели, выделим такие задачи исследования, как:
а) рассмотреть определение конкурентоспособности и факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность;
б) изучить методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности и конкурентоспособность станций технического обслуживания;
в) провести анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»;
г) предложить мероприятия по совершенствованию управления в ООО «СИТИАВТО».
Объект исследования: автосервисное предприятие ООО «СИТИАВТО».
Предметом исследования является особенность конкурентной позиции предприятия.
Методами исследования являются экономико-статистический и социально- экономические (экспертные) оценки.
Теоретической основой курсовой работы послужили материалы таких авторов, как: А.Д. Стрикленд III, Анцупов А.Я., Артур А.Томпсон, Богачева Н.С., Булганина С.В., Бычков В.П., Волгин В.В., Воронов В.В., Гиляровская С.В., Гринченко Н.П., Джон Гэмбл, Гришин И.А., Документова А., Емельянова Е.В., Ефременко Т.Н., Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П., Маргарет Питереф, Лавриненко О.Я., Пеньшин Н.В., Решетько Н.И. и другие.
1 Теоретические аспекты
конкурентоспособности
1.1 Определение конкурентоспособности
Под конкуренцией понимается антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Начнем с наиболее «спокойного» определения данного понятия, точнее под конкуренцией понимается вид взаимодействия рыночных субъектов и их экономическое соперничество за долю рынка и прибыль, за получение заказа на производство товаров (услуг).
В экономической литературе существует много установлений понятия конкурентоспособности, которые относятся к различным объектам, но ограничимся применением такого понятия употребительно к предприятию и товарам (услугам). Анализируя такие определения, можно утверждать то, что они характеризуют или свойства предприятия (товара, услуги), или креативность предприятия (товара, услуги) занять и удерживать позицию на рынке. В основном такие определения дублируют друг друга. Вследствие этого остановимся на несколько измененном определении, которое дал Ицхак Калдерон Адизес, а именно то, что под конкурентоспособностью подразумевается особенность предприятия (товара, услуги), которая характеризуется степенью удовлетворения ею определенной потребности по сравнению с подобными предприятиями (типами товара, услуги), представленными на современном рынке. [19, с.18]
По утверждению Зубп А.Т., под конкурентоспособностью предприятия (товара, услуги) понимается свойство, а под уровнем конкурентоспособности понимается показатель данного свойства, который дает условную характеристику способности предприятия (товара, услуги) удовлетворять требованиям определенного рынка в анализируемый период в отличие от предприятий-конкурентов (товарами, услугами. [18, с.103]
Разберем, в том числе конкурентный потенциал (потенциальный конкурентный статус) предприятия (товара, услуги) как потенциальную конкурентоспособность предприятия (товара, услуги), которая может и не обнаружиться. [22] Произведенный итог деятельности предприятия на рынке (продажа товара или услуги) будет классифицировать фактическую конкурентоспособность (фактический конкурентный статус) предприятия (товара, услуги).
1.2 Факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность
Определившись с главными понятиями, перейдем к рассмотрению факторов (критериев), которые устанавливают отдельную конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара, услуги. Артур А.Томпсон – Младший и А.Д. Стрикленд III предлагали при разработке стратегии предприятия на основе анализа отрасли и конкуренции определять главные факторы ее успеха, в том числе такие, представлены на рисунке 1. [7, с.112]
Рисунок 1 - Ключевые факторы успеха стратегии предприятия
Артур А.Томпсон, Маргарет Питереф и Джон Гэмбл, А.Д. Стрикленд III считали, что при разработке стратегических перспектив руководство предприятия должны во главу угла ставить главные компетенции, которые показаны на рисунке 2. Они предлагали группировку компетенций (факторов) реализовывать в соответствии с направленностью функциональных процессов — внешние (направленные из внешнего окружения внутрь предприятия), внутренние (идущие изнутри предприятия) и двусторонние. Внешние процессы связывают предприятие с ее внешним окружением, обеспечивая обратную с ней связь и вырабатывая внешние связи. Внутренние процессы направлены на удовлетворение нужд потребителей. Внешние процессы задают, в том числе направленность компетенциям предприятия, определяемым внутренними и двусторонними функциональными процессами. Анализируемые процессы характеризуются большим количеством компетенций (факторов). Такой подход по набору факторов, которые определяют конкурентоспособность предприятия, практически не отличается от рассмотренного ранее. В то же время аналогичный подход разрешает предприятию строить свою структуру управления, базируясь на межфункциональное взаимодействие. [6, с.160]
Рисунок 2 - Основные компетенции стратегических перспектив
Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. и Сондерс Д. предлагали, что при проведении маркетинговых исследований для оценки конкурентоспособности предприятия применять факторы результативности ее деятельности, которые представлены на рисунке 3, детализируемые и дополненные с помощью факторов конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. [20, с.200]
Решетько Н.И. отметил, что всю совокупность факторов, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, разделяют на такие группы, а именно цели, которые ставит перед собой предприятие и ресурсы, которыми располагает предприятие, в том числе факторы внешней среды. [28]
В свою очередь, Тебекин А.В. устанавливает, что конкурентоспособность предприятия формируется качеством товаров и услуг, относительной ценой, продвижением на рынки и мощностью сбытовой сети. [29, с.201]
Рисунок 3 - Факторы результативности оценки конкурентоспособности предприятия
Анцупов А.Я. предлагал принимать во внимание в качестве критериев, определяющие конкурентоспособность предприятия критерий, который отображает в динамике степень удовлетворения потребителя и временной критерий эффективности производства. На вопрос, что делает предприятие конкурентоспособной, Гришин И.А. ответил: во-первых, ресурсы (потенциал), во-вторых, умение продуктивно их применять. [16]
Воронов В.В. и Лавриненко О.Я. утверждают, что вероятные критерии конкурентоспособности предприятия группирует по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации), в том числе учитывает деловую активность и эффективность деятельности. [13]
При рассмотрении конкурентоспособности продукта, можно утверждать то, что в значительном количестве работ она расценивается на основе двух критериев, а именно полезного эффекта от потребления продукта и цены потребления. В основном в качестве полезного эффекта продуктов применяются комплексные показатели их качества.
Гришин И.А. определял интегральный показатель конкурентоспособности рыночного продукта как сумму нескольких факторов (стимулирующего, временного и комплексного показателя качества продукта, отнесенного к цене изделия), взаимная значимость (весомость) которых не учитывается. [16]
Решетько Н.И. предлагал оценивать конкурентоспособность услуг торговли на основе качества реализуемой продукции, рациональности ассортимента продуктов, культуры обслуживания, условий обслуживания и доступности услуги. [28]
Для оценки конкурентоспособности товаров и услуг Воронов В.В., Лавриненко О.Я. предлагали собранную информацию представлять по таким основным направлениям, а именно продукт и его критерии качества, цена, доведение продукта до потребителя и продвижение продукта. [13]
Гришин И.А. приводил таблицу с такими индикаторами конкурентоспособности товара как относительная доля рынка, издержки, отличительные свойства, степень освоения технологии, метод продаж и имидж (известность). [16]
Рисунок 4 - Конкурентоспособность продукции определяющие факторы
Пулочкина Л.В. считала, что конкурентоспособность продукции устанавливают такие факторы, как цена, затраты на эксплуатацию или потребление, предоставляемый сервис, реклама, имидж и авторитет компании, соотношение между спросом и предложением. Однако итоговым критерием оценки конкурентоспособности продукции она полагает долю рынка, занимаемую данной продукцией. Правильность такого вывода подтверждается и в других работах. [27]
Выполненное исследование литературных источников показал, что:
а) конкурентоспособность предприятия устанавливается совокупностью факторов, которые характеризуют результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества товара и эффективность маркетинговой деятельности;
б) конкурентоспособность продуктов устанавливается совокупностью факторов, которые определяют их качество, цену, доведение продукта до потребителя и продвижение продукта;
в) другим подходом установления конкурентоспособности продукции, хорошо зарекомендовавшим себя на практике при проведении оценок качества сравниваемых вариантов продукции и применяемых в работах, служит подход, который основан на применении двух критериев, а именно полезного эффекта от потребления продукта и цены потребления. Полезный эффект продукта характеризует фактическую способность продукта удовлетворять определенную потребность пользователя. В качестве полезного эффекта продукта часто применяются комплексные показатели его качества;
г) окончательным критерием оценки конкурентоспособности, как продукции, так и предприятия можно считать долю рынка, занимаемую данным предприятием (товаром, услугой), и связанные с предприятием показатели.
1.3 Методы, применяемые для
установления комплексного
Перейдем к анализу используемых на практике методов, при помощи которых отдельные критерии предприятия и товара (услуги), выраженные количественно, объединяются в комплексную оценку конкурентоспособности.
Информация о работе Конкурентоспособность автосервисного предприятия и его услуг