Конкурентоспособность автосервисного предприятия и его услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть конкурентоспособность предприятия, методы её оценки.
Исходя из цели, выделим такие задачи исследования, как:
а) рассмотреть определение конкурентоспособности и факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность;
б) изучить методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности и конкурентоспособность станций технического обслуживания;
в) провести анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»;
г) предложить мероприятия по совершенствованию управления в ООО «СИТИАВТО».

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
5
1.1
Определение конкурентоспособности
5
1.2
Факторы (критерии), устанавливающие конкурентоспособность
6
1.3
Методы, применяемые для установления комплексного показателя конкурентоспособности

10
1.4
Конкурентоспособность станций технического обслуживания
20
2
Анализ конкурентоспособности станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»

24
2.1
Краткая характеристика и маркетинговая деятельность станции технического обслуживания ООО «СИТИАВТО»

24
2.2
Оценка конкурентоспособности ООО «СИТИАВТО»
34
2.3
Совершенствование системы управления с использованием программно-целевого подхода

37
Заключение
43
Список литературы

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность автосер.предп.doc

— 711.00 Кб (Скачать файл)

Представление комплексного показателя конкурентоспособности предприятия и продукции «К» суммой вида можно определить по формуле: [20, с.300]

где: Кi — единичные показатели конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) общим числом N.

Как выделили Артур А. Томпсон-младший и А.Дж. Стрикленд III, для оценки конкурентоспособности предприятия (конкурентной силы предприятия) менеджеры составляют список основных факторов успеха такой отрасли и конкурентных преимуществ или недостатков (6...10 показателей). Потом проводится оценка предприятия по всем показателям (лучше всего применять оценки от 1 до 10), и такие оценки суммируются для получения оценки комплексного показателя конкурентоспособности предприятия. Подобная процедура проводится и для наиболее сильных предприятий-конкурентов. Сравнение полученных оценок комплексных показателей конкурентоспособности предприятия и конкурентов позволяет обнаружить преимущество или отставание предприятия по отношению к конкурентам. [7, с.319]

В выражении (1) в виде единичных показателей конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) выступают и относительные значения, которые получены с помощью деления значений определенных показателей для предприятия (товара, услуги) на большие значения или на соответствующие показатели для более сильного предприятия конкурента (товара, услуги конкурента). В таком случае рассчитанный по формуле (1) комплексный показатель будет отображать уровень конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) по отношению к предприятию конкурента (товару, услуге конкурента).

Такой метод отличается своей простотой, но может искажать общую оценку конкурентоспособности предприятия, потому что единичные показатели конкурентоспособности отдельных показателей не всегда будут одинаково важными для общей оценки.

Представление комплексного показателя конкурентоспособности предприятия, товара и услуги «К» на основе применения среднего взвешенного арифметического показателя единичных показателей конкурентоспособности можно определить по формуле: [20, с.305]

                                         

где Wi — показатель значимости (веса) i-го единичного показателя конкурентоспособности; К i — единичные показатели конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) общим числом N.

В основном на практике применяют нормированные значения значимостей (весов) единичных показателей конкурентоспособности, точнее их сумма должна быть равна 1. Тогда комплексный показатель конкурентоспособности будет измеряться в той же шкале измерения, что и единичные показатели конкурентоспособности.

Такой подход к установлению комплексного показателя конкурентоспособности предприятия предлагают применять Артур А. Томпсон-младший и А.Дж. Стрикленд III, E.П. Голубков и другие авторы.

Метод разрешает установить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для предприятия и конкурентов и обнаружить относительную позицию на рынке. Преимущество такого подхода состоит в том, что предусматривается значимость единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отображать измеряемое свойство. К недостаткам такого подхода необходимо отнести субъективность установления показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности предприятия.

Установление комплексного показателя конкурентоспособности предприятия через среднее арифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов товаров (услуг) выполняется по формуле: [20, с.311]

где: К i — показатель конкурентоспособности i-го товара (услуги) предприятия; N — общее число товаров (услуг), производимых предприятием.

Котлер Ф., Армстронг Г., Вонг В. и Сондерс Д. предлагали применять выражение (3) для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности предприятия на основе итоговых показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции (Q, которые они именуют коэффициентами маркетингового тестирования конкурентоспособности. Подход, предложенный ими для установления конкурентоспособности продукции, отличается простотой и обладает такими преимущества, как:

а) установить число показателей, по которым продукция считается привлекательной, проще, чем оценивать каждый показатель и степень его значимости по определенной шкале;

б) становится возможной оценка продукции, как по количественным, так и по качественным показателям.

Л.В. считает, что в целом же метод, базированный на применении выражения (3) для установления комплексного показателя конкурентоспособности предприятия, мало чем отличается от рассмотренных раньше. [27]

Представление комплексного показателя конкурентоспособности предприятия, товара (услуги) на основе применения среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности можно определить по формуле:

где: П — произведение аргументов с номерами i - 1,2, 3,..., N; К i — единичные показатели конкурентоспособности предприятия общим числом; N; Wi — весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности.

Характеризуя в целом анализируемый метод, который основан на применении выражения (4) для установления комплексного показателя конкурентоспособности предприятия (продукции), можно констатировать, что он обеспечивает намного точные оценки для комплексного показателя, чем метод, который основан на установлении среднего взвешенного арифметического показателя.

Установление комплексного показателя конкурентоспособности продукции на основе полезного эффекта от ее потребления и цены потребления. Такой подход в большей степени, чем другие подходы, нацелен на потребителей продукции и учитывает их потребности.

Применение доли рынка и ее изменений (абсолютных и относительных) для предприятия и продукции в виде итоговых показателей конкурентоспособности. Принимая на рассмотрение отдельные предприятия, которые отвечают за определенные типы хозяйственной деятельности и входящие в крупное диверсифицированное предприятие, Артур А.Томпсон – Младший и А.Д. Стрикленд III предлагали применять для оценки их конкурентоспособности ряд критериев, включая относительную долю рынка, относительные издержки производства, конкурентоспособность по свойствам продукции, возможности оказывать давление на главных поставщиков и потребителей и т.д. [7, с.402] Аналогичного мнения придерживается и Мухина Е.Р., которая утверждает, что доля рынка может применяться для установления рыночной позиции предприятия и для прогноза ее объема продаж. [26]

Оценка конкурентоспособности предприятия на основе его статуса с применением конкурентной карты рынка. Конкурентная карта рынка строится с применением двух показателей, а именно занимаемой рыночной доли и динамики рыночной доли. [14]

Распределение рыночной доли разрешает отметить четыре стандартных положения предприятия на рынке, которые показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 - Стандартные положения предприятий на рынке

 

Для установления степени изменения конкурентной позиции предприятий целесообразно подчеркнуть, в том числе типичные состояния предприятий по динамике их рыночной доли, которые показаны на рисунке 6.

Рисунок 6 – Степени изменения конкурентной позиции предприятий

 

Конкурентная карта рынка строится, отталкиваясь из перекрестной классификации объема и динамики рыночной доли. Это позволяет отметить 16 типовых положений предприятия, которые характеризуют их статус и различаются степенью применения конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. При классификации предприятий предпочтение отдается показателю динамики рыночной доли.

В наибольшей степени значимым статусом имеют предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), в наибольшей степени слабым — аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа).

Предлагается несколько модернизировать такой подход с помощью дополнения к качественным характеристикам, по которым классифицируются предприятия. Согласно соображениям, приведенным в некоторых литературных источниках, среднее положение занимают предприятия, доля рынка которых составляет больше 1/3 от доли рынка лидера, низкое положение характерно для предприятий, доля рынка которых составляет меньше 1/3 от доли рынка лидера.

Если определить долю рынка лидера больше 40 %, то доля рынка предприятия с сильной конкурентной позицией будет от 15 до 40%, предприятия со слабой конкурентной позицией — от 5 до 15%, а аутсайдера — меньше 5%.

В свою очередь, Зуб А.Т. выдели, что темпы прироста больше 10% являются высокими темпами прироста рынка, а темпы прироста меньше 5% — низкими. Согласно с такими данными можно определить для предприятий с быстро улучшающейся конкурентной позицией темпы прироста доли рынка больше 10%, для предприятий с улучшающейся конкурентной позицией — от 5 до 10 %, для предприятий с ухудшающейся конкурентной позицией — от +5 до -5%, а для предприятий с быстро ухудшающейся конкурентной позицией — меньше -5%. [18, с.101]

Большая часть предлагаемых методов расчета комплексных показателей конкурентоспособности базируется на суммировании единичных показателей с применением их значимости (весомости) или без учета последних.

Вследствие этого при применении рассмотренных ранее методов оценки комплексного показателя конкурентоспособности выступают две значительные проблемы, а именно выбор больше всего подходящего метода из приведенных ранее, обоснование значимости (весомости) единичных показателей конкурентоспособности, потому что комплексная оценка конкурентоспособности производится для принятия соответственных управленческих решений. Появляется необходимость сравнивать различные варианты управленческих решений, которым соответствуют разные наборы значений единичных показателей конкурентоспособности предприятия и продукции (К1, К2 , К3, ..., KN). [25]

В том случае, когда комплексная оценка конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) правильно отображает цели управления, а единичные показатели конкурентоспособности выбраны так, что их повышение соответствует улучшению конкурентоспособности предприятия (товара, услуги), оптимальному варианту управленческих решений (К*1, К* 2, К*3, ..., K*N) обязано соответствовать максимальное значение комплексного показателя конкурентоспособности предприятия (товара, услуги). Такие комплексные оценки конкурентоспособности предприятия (товара, услуги) будут объективными.

Средний взвешенный арифметический показатель можно использовать вместо среднего геометрического показателя в случаях, когда исходные показатели мало отличаются друг от друга, на практике, как для установления единичных показателей конкурентоспособности, так и для определения их значимости (весомости) в основном применяют экспертные методы.

При применении количественных значений единичных показателей получают комплексную оценку конкурентоспособности, которая отображает свойство конкурентоспособности определенного предприятия и товара (услуги).

В качестве относительных показателей конкурентоспособности могут выступать нормированные значения единичных показателей, которые получают с помощью деления единичных показателей, а именно на их наибольшие значения, на значения единичных показателей в наибольшей степени сильных предприятий-конкурентов (значимой продукции конкурентов). [15]

При применении показателей в наибольшей степени сильного предприятия-конкурента (значимого товара, услуги конкурентов) для расчета нормированных значений единичных показателей конкурентоспособности получаемая оценка комплексного показателя конкурентоспособности будет тоже характеризовать уровень конкурентоспособности предприятия (товара, услуги), точнее относительное ее свойство, в виде итоговых показателей конкурентоспособности предприятия и товара (услуги) предлагается применять долю рынка и ее изменения в абсолютных и относительных единицах. [26]

На практике в основном такой подход считается наиболее приемлемым, а именно при прогнозировании конкурентоспособности. К тому же доля рынка и ее изменения в абсолютных и относительных единицах могут служить мерилом точности всех рассмотренных выше методов установления комплексных показателей конкурентоспособности предприятий и продукции, а именно перспективными подходами к установлению комплексных показателей конкурентоспособности предприятий являются: [26]

а) подход, который основан на применении средних взвешенных геометрических показателей, являющийся наиболее точным по отношению к подходу, употребляющему средние взвешенные арифметические показатели;

б) метод, который основан на использовании конкурентной карты рынка, позволяющий применять долю рынка и темпы ее роста для получения комплексной оценки конкурентоспособности предприятия в качестве конкурентного их статуса.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предполагает получение относительной характеристики способности предприятия удовлетворять требованиям определенного рынка в анализируемый период по сравнению с предприятием-конкурентом.

Информация о работе Конкурентоспособность автосервисного предприятия и его услуг