Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция
Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.
К счету 58 «Финансовые вложения» могут быть открыты субсчета:
58-1 «Паи и акции»;
58-2 «Долговые ценные бумаги»;
58-3 «Предоставленные займы»;
58-4 «Вклады по договору простого товарищества».
На субсчете 58-1 «Паи и акции» учитываются инвестиции в акции акционерных обществ, уставные капиталы других организаций и т.п. На счете 58-2 «Долговые ценные бумаги» учитываются инвестиции в государственные и частные долговые ценные бумаги (облигации и др.). На счете 58-3 «Предоставленные займы» учитывается движение предоставленных организацией займов юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам. На счете 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» учитываются вклады в общее имущество по договору простого товарищества.
Приобретение ценных бумаг отражается в учете записью:
Дебет 58 Кредит 51, 76 - на сумму фактических затрат на приобретение.
Вклады в уставные капиталы в денежной форме отражаются записью:
Дебет 58 Кредит 51, 52.
При внесении вклада в уставный капитал в виде имущества делают записи:
Дебет 58 Кредит 01, 04, 10, 41, … - на учетную стоимость переданного имущества;
Дебет 58 Кредит 91 – на сумму превышения согласованной стоимости переданного имущества над его учетной стоимостью;
Дебет 91 Кредит 58 – на сумму превышения учетной стоимости переданного имущества над его согласованной стоимостью.
Предоставленные другим организациям займы в денежной форме или в виде имущества отражаются проводками:
Дебет 58 Кредит 51, 52, 10, 07, ... .
Доходы по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими поступлениями в соответствии с Положением по бухгалтерском учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).
Начисление доходов по финансовым вложениям (дивидендов по акциям, процентов по займам и т.п.) отражают записью: Дебет 76 Кредит 90, 91.
Поступление доходов по финансовым вложениям отражают записями:
Дебет 51 Кредит 76 – по доходам в денежной форме;
Дебет 10, 08, … Кредит 76 – по доходам в натуральной форме.
Расходы, связанные с предоставлением займов другим организациям, а также расходы, связанные с обслуживанием финансовых вложений (например, оплата услуг банка или депозитария за хранение финансовых вложений), признаются прочими расходами организации и отражаются записью: Дебет 91 Кредит 51, 76.
Выбытие финансовых вложений имеет место в случаях погашения, продажи, безвозмездной передачи, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и пр.
Продажа акций отражается в учете записями:
Дебет 76 Кредит 91 – на продажную стоимость акций;
Дебет 91 Кредит 58 – на балансовую стоимость акций.
Возврат участнику его вклада в уставный капитал при ликвидации организации или выходе вкладчика из состава участников организации отражается записью:
Дебет 51, 52, 08, 10, 41 Кредит 58.
Возврат займов отражают записью: Дебет 51, 52, 10, 07 Кредит 58.
Инвентаризация – это способ установления фактического наличия имущества (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, финансовых вложений, денежных средств) и обязательств организации на определенный момент времени путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Таким образом, инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, способствует повышению достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.
Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации определены «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ № 49 от 13. 06. 95 г. В соответствии с указанным документом инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.
Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливает руководитель организации. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлены случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:
-
при передаче имущества
-
перед составлением годовой
- при смене материально ответственных лиц (на день передачи дел);
-
при выявлении фактов хищений,
злоупотреблений или порчи
- в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий;
-
при реорганизации (ликвидации) организации
перед составлением
Различают следующие виды инвентаризаций: по степени охвата проверкой имущества и обязательств - полная и частичная, по назначению – плановая и внеплановая, по методу проведения – сплошная и выборочная. Полная инвентаризация охватывает все виды имущества и обязательств организации и проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или при аудиторской проверке. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (инвентаризация денежных средств, материальных ценностей). Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки. Внеплановая инвентаризация проводится в силу сложившихся обстоятельств (при смене материально ответственного лица, установлении фактов хищений). Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях организации. При выборочной инвентаризации проверяются материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении у конкретного материально-ответственного лица.
Для
проведения инвентаризации в организации
создается постоянно
До
начала проверки материально-ответственные
лица дают расписки в том, что у
них нет неоприходованных и не
списанных в расход ценностей
и к моменту инвентаризации все
приходные и расходные
При
инвентаризации фактическое наличие
имущества определяют путем обязательного
подсчета, взвешивания, обмера. Сведения
о фактическом наличии
Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют и сравнивают данные о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета. Если при инвентаризации имущества выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости, в которых отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета отражаются в учете следующим образом:
- обнаруженные излишки
Дебет 01, 10, 41, 43, 50 Кредит 91;
- недостачи имущества на
Дебет 94 Кредит 01, 10, 41, 43, 50;
- недостача и порча имущества
в пределах норм естественной
убыли списывается по
Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 94;
- недостачи имущества сверх установленных норм относятся на виновных лиц:
Дебет 73/2 Кредит 94;
- убытки от недостачи и порчи
имущества в случаях, когда
виновники не установлены или
во взыскании с виновных лиц
отказано судом, списываются
Дебет 91 Кредит 94;
-
при взыскании с виновников
рыночной стоимости
Дебет 73/2 Кредит 98;
-
по мере погашения
Дебет 98 Кредит 91.
Иногда в порядке исключения разрешается недостачи ценностей покрывать излишками, образовавшимися в результате пересортицы. Взаимный зачет разрешают производить за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц. Решение о зачете принимает руководитель организации.
Бухгалтерская отчетность организации
1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней
Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Составление отчетности является завершающим этапом учетной работы. Отчетность организации является основой для оценки эффективности ее деятельности, а также для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и последующего планирования.
Отчетность составляется организациями по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Подобная стандартизация форм отчетности позволяет составлять сводные отчеты по отраслям, регионам и сопоставлять экономические показатели различных предприятий.
Отчетность организаций классифицируют по различным признакам.
По видам различают отчетность оперативную, бухгалтерскую, статистическую и налоговую. Оперативная отчетность составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по отдельным показателям за короткие промежутки времени (сутки, неделю, декаду, половину месяца). Сведения, содержащиеся в оперативной отчетности, используются для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами организации. Бухгалтерская отчетность составляется по данным бухгалтерского учета и представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации в натуральном и в стоимостном выражении. Налоговая отчетность (налоговые декларации) составляется по данным налогового учета и содержит совокупность данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.
По периодичности составления различают внутригодовую (промежуточную) отчетность, составляемую по результатам работы за день, неделю, месяц, квартал, полугодие; и годовую отчетность, составляемую по результатам работы за год.
По степени обобщения отчетных данных различают индивидуальную и сводную отчетность. Индивидуальная отчетность составляется отдельными независимыми организациями. Сводная отчетность – это отчетность группы взаимосвязанных организаций.
Состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями); Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н (в ред. приказа Минфина от 18.09.06 г. № 115н).