Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция

Описание работы

Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.docx

— 296.54 Кб (Скачать файл)

К счету 58 «Финансовые вложения» могут  быть открыты субсчета:

58-1 «Паи и акции»;

58-2 «Долговые ценные бумаги»;

58-3 «Предоставленные займы»;

58-4 «Вклады по договору простого  товарищества».

На  субсчете 58-1 «Паи и акции» учитываются  инвестиции в акции акционерных  обществ, уставные капиталы других организаций  и т.п. На счете 58-2 «Долговые ценные бумаги» учитываются инвестиции в государственные и частные  долговые ценные бумаги (облигации  и др.). На счете 58-3 «Предоставленные займы» учитывается движение предоставленных  организацией займов юридическим и  физическим (кроме работников организации) лицам. На счете 58-4 «Вклады по договору простого товарищества» учитываются  вклады в общее имущество по договору простого товарищества.

Приобретение  ценных бумаг отражается в учете  записью:

Дебет 58 Кредит 51, 76 - на сумму фактических затрат на приобретение.

Вклады  в уставные капиталы в денежной форме  отражаются записью:

Дебет 58 Кредит 51, 52.

При внесении вклада в уставный капитал  в виде имущества делают записи:

Дебет 58 Кредит 01, 04, 10, 41, … - на учетную стоимость переданного имущества;

Дебет 58 Кредит 91 – на сумму превышения согласованной стоимости переданного имущества над его учетной стоимостью;

Дебет 91 Кредит 58 – на сумму превышения учетной стоимости переданного имущества над его согласованной стоимостью.

Предоставленные другим организациям займы в денежной форме или в виде имущества  отражаются проводками:

Дебет 58 Кредит 51, 52, 10, 07, ... .

Доходы  по финансовым вложениям признаются доходами от обычных видов деятельности либо прочими поступлениями в  соответствии с Положением по бухгалтерском  учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99).

Начисление  доходов по финансовым вложениям (дивидендов по акциям, процентов по займам и  т.п.) отражают записью: Дебет 76 Кредит 90, 91.

Поступление доходов по финансовым вложениям  отражают записями:

Дебет 51 Кредит 76 – по доходам в денежной форме;

Дебет 10, 08, … Кредит 76 – по доходам в натуральной форме.

Расходы, связанные с предоставлением  займов другим организациям, а также  расходы, связанные с обслуживанием  финансовых вложений (например, оплата услуг банка или депозитария  за хранение финансовых вложений), признаются прочими расходами организации  и отражаются записью: Дебет 91 Кредит 51, 76.

Выбытие финансовых вложений имеет место  в случаях погашения, продажи, безвозмездной  передачи, передачи в виде вклада в  уставный капитал других организаций, передачи в счет вклада по договору простого товарищества и пр.

Продажа акций отражается в учете записями:

Дебет 76 Кредит 91 – на продажную стоимость акций;

Дебет 91 Кредит 58 – на балансовую стоимость акций.

Возврат участнику его вклада в уставный капитал при ликвидации организации  или выходе вкладчика из состава  участников организации отражается записью:

Дебет 51, 52, 08, 10, 41 Кредит 58.

Возврат займов отражают записью: Дебет 51, 52, 10, 07 Кредит 58.

Инвентаризация

 

Инвентаризация – это способ установления фактического наличия имущества (основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, финансовых вложений, денежных средств) и обязательств организации на определенный момент времени путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Таким образом, инвентаризация обеспечивает контроль за сохранностью имущества организации, соблюдением финансовой дисциплины, способствует повышению достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.

Правила проведения инвентаризации отдельных  видов имущества, порядок регулирования  инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации определены «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Минфина РФ № 49 от 13. 06. 95 г. В соответствии с указанным документом инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.

Количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества  и финансовых обязательств, проверяемых  при каждой из них, устанавливает  руководитель организации. Федеральным  законом «О бухгалтерском учете» установлены случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным:

- при передаче имущества организации  в аренду, выкупе, продаже;

- перед составлением годовой бухгалтерской  отчетности, кроме имущества, инвентаризация  которого проводилась не ранее  1 октября отчетного года;

- при смене материально ответственных лиц (на день передачи дел);

- при выявлении фактов хищений,  злоупотреблений или порчи ценностей;

- в случае стихийных бедствий, пожаров, аварий;

- при реорганизации (ликвидации) организации  перед составлением разделительного  (ликвидационного) баланса и в  других случаях, предусмотренных  законодательством РФ.

Различают следующие виды инвентаризаций: по степени охвата проверкой имущества и обязательств - полная и частичная, по назначению – плановая и внеплановая, по методу проведения – сплошная и выборочная. Полная инвентаризация охватывает все виды имущества и обязательств организации и проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или при аудиторской проверке. Частичная инвентаризация охватывает один или несколько видов имущества и обязательств (инвентаризация денежных средств, материальных ценностей). Плановая инвентаризация проводится в заранее установленные сроки. Внеплановая инвентаризация проводится в силу сложившихся обстоятельств (при смене материально ответственного лица, установлении фактов хищений). Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях организации. При выборочной инвентаризации проверяются материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении у конкретного материально-ответственного лица.

Для проведения инвентаризации в организации  создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем. При большом объеме работ для  одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при  проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов  недействительными.

До  начала проверки материально-ответственные  лица дают расписки в том, что у  них нет неоприходованных и не списанных в расход ценностей  и к моменту инвентаризации все  приходные и расходные документы  на имущество сданы в бухгалтерию. Проверка фактического наличия имущества  производится при обязательном участии  материально ответственных лиц.

При инвентаризации фактическое наличие  имущества определяют путем обязательного  подсчета, взвешивания, обмера. Сведения о фактическом наличии имущества  и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. На каждой странице описи прописью указывают число записанных на данной странице порядковых номеров материальных ценностей и общий итог их количества в натуральных показателях. Незаполненные строки на последних страницах прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку имущества в их присутствии, об отсутствии претензий к членам комиссии и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризация проводится по случаю смены материально ответственного лица, принявший имущество, расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности ее проведения с участием членов комиссий и материально ответственных лиц.

Оформленные инвентаризационные описи и акты сдают в бухгалтерию, где их проверяют  и сравнивают данные о фактическом  наличии имущества с данными  бухгалтерского учета. Если при инвентаризации имущества выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости, в которых отражают расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  отражаются в учете следующим  образом:

- обнаруженные излишки приходуются  по рыночной стоимости на дату  проведения инвентаризации, и соответствующая  сумма зачисляется на финансовые  результаты:

Дебет 01, 10, 41, 43, 50 Кредит 91;

- недостачи имущества на величину  его балансовой стоимости до  установления причин и виновников  относятся на счет 94 «Недостачи  и потери от порчи ценностей»:

Дебет 94 Кредит 01, 10, 41, 43, 50;

- недостача и порча имущества  в пределах норм естественной  убыли списывается по распоряжению  руководителя на издержки производства:

Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 44 Кредит 94;

- недостачи имущества сверх  установленных норм относятся  на виновных лиц:

Дебет 73/2 Кредит 94;

- убытки от недостачи и порчи  имущества в случаях, когда  виновники не установлены или  во взыскании с виновных лиц  отказано судом, списываются на  финансовые результаты:

Дебет 91 Кредит 94;

- при взыскании с виновников  рыночной стоимости недостающего  имущества разница между рыночной  и балансовой стоимостью относится  в состав доходов будущих периодов:

Дебет 73/2 Кредит 98;

- по мере погашения задолженности  виновным лицом разница между  балансовой и рыночной стоимостью  недостающего имущества относится  на финансовые результаты:

Дебет 98 Кредит 91.

Иногда  в порядке исключения разрешается  недостачи ценностей покрывать  излишками, образовавшимися в результате пересортицы. Взаимный зачет разрешают  производить за один и тот же проверяемый  период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении материальных ценностей  одного и того же наименования и  в тождественных количествах. Если при зачете стоимость недостающих  ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница  в стоимости относится на виновных лиц. Решение о зачете принимает руководитель организации.

 

Бухгалтерская отчетность организации

 

1 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

 

Отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период. Составление отчетности является завершающим этапом учетной работы. Отчетность организации является основой для оценки эффективности ее деятельности, а также для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и последующего планирования.

Отчетность  составляется организациями по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Подобная стандартизация форм отчетности позволяет составлять сводные отчеты по отраслям, регионам и сопоставлять экономические показатели различных предприятий.

Отчетность  организаций классифицируют по различным  признакам.

По видам различают отчетность оперативную, бухгалтерскую, статистическую и налоговую. Оперативная отчетность составляется по данным оперативного учета и содержит сведения по отдельным показателям за короткие промежутки времени (сутки, неделю, декаду, половину месяца). Сведения, содержащиеся в оперативной отчетности, используются для оперативного контроля и управления основными хозяйственными процессами организации. Бухгалтерская отчетность составляется по данным бухгалтерского учета и представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности организации в натуральном и в стоимостном выражении. Налоговая отчетность (налоговые декларации) составляется по данным налогового учета и содержит совокупность данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов.

По периодичности составления различают внутригодовую (промежуточную) отчетность, составляемую по результатам работы за день, неделю, месяц, квартал, полугодие; и годовую отчетность, составляемую по результатам работы за год.

По степени  обобщения отчетных данных различают индивидуальную и сводную отчетность. Индивидуальная отчетность составляется отдельными независимыми организациями. Сводная отчетность – это отчетность группы взаимосвязанных организаций.

Состав, содержание и порядок формирования бухгалтерской отчетности организаций  регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями); Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (с изменениями и дополнениями); Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н (в ред. приказа Минфина от 18.09.06 г. № 115н).

Информация о работе Курс лекций по "Бухгалтерскому учету"