Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 00:17, лекция
Система хозяйственного учета в России включает следующие виды учета: оперативный, статистический, бухгалтерский, налоговый.
Оперативный учет осуществляется непосредственно на местах производства работ и выполнения хозяйственных функций. Его отличают большая оперативность получения данных (по телефону, факсу, в устной беседе) при относительной низкой их информативности. Данные оперативного учета используются для текущего руководства и принятия управленческих решений, носящих, как правило, локальный характер.
8) копию справки органа статистики о присвоении статистических кодов.
Право первой подписи на банковских документах принадлежит руководителю или его заместителю, а второй – главному бухгалтеру или лицу, уполномоченному на ведение бухгалтерского учета.
Организация обязана информировать налоговые органы по месту своей регистрации обо всех открытых счетах. В свою очередь банки в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ на основании мотивированного запроса обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, об остатках денежных средств и совершаемых операциях на счетах организаций.
Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Обязательному контролю подлежат операции, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов или не обусловленные характером деятельности организации (например, операции с денежными средствами в наличной форме, совершаемые на сумму 600000 рублей и свыше). Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном порядке без участия банков.
Списание денежных средств с расчетного счета осуществляется по требованию владельца счета или с его согласия (акцепта). Без распоряжения владельца счета производится списание сумм просроченных налогов и сборов по приказам финансовых органов, сумм удовлетворенных исков по решению суда и в других случаях, предусмотренных законодательством. В безакцептном порядке оплачивают счета энергоснабжающих, теплоснабжающих, водопроводно-канализационных организаций.
При наличии денежных средств на счете в количестве, достаточном для удовлетворения всех требований, списание этих средств производится в порядке календарной очередности, то есть в порядке поступления в банк распоряжений или других документов на списание.
При недостаточном наличии денежных средств на счете, для их списания ст. 855 ГК РФ установлена следующая очередность:
- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по уплате алиментов;
- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим выплату выходных пособий, оплату труда лиц, работающих по трудовому договору (по контракту), выплату вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
- в третью
очередь производится списание
по платежным документам, предусматривающим
перечисление или выдачу
- в четвертую
очередь производится списание
по платежным документам, предусматривающим
платежи в бюджет и
- в пятую
очередь производится списание
по исполнительным документам, предусматривающим
удовлетворение других
- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.
Списание
средств со счета по требованиям,
относящимся к одной
При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счете предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в специальную картотеку и оплачивает их по мере поступления средств на расчетный счет, соблюдая условия очередности. В случаях, когда в соответствии с договором банк производит платежи со счета, несмотря на отсутствие денежных средств, банк считается предоставившим владельцу счета кредит на соответствующую сумму со дня осуществления такого платежа. Эта операция называется кредитованием счета.
Наличные деньги с расчетного счета выдаются организации на основании денежных чеков, которые сброшюрованы в виде книги. Чековая книжка выдается обслуживающим банком и хранится в сейфе главного бухгалтера организации. Бланк чека состоит из двух частей: первая - собственно чек, который передается в банк, вторая – корешок, остающийся в организации. В чеке обязательно указываются цели расхода получаемых средств. Чек и корешок подписываются лицами, имеющими право первой и второй подписи, и скрепляются оттиском печати организации.
Прием на расчетный счет наличных денег от организаций осуществляется по объявлению на взнос наличными. Объявление заполняют в одном экземпляре, с указанием источника вносимых денег. На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, номер и дату выдачи которой записывают в расходный кассовый ордер в строку «Приложение».
Ежедневно или в другие сроки, согласованные с организацией, банк выдает ей выписки из расчетного счета. Выписка представляет собой второй экземпляр лицевого счета организации, в котором указываются все поступления и списания средств с расчетного счета, остаток на нем на начало и конец периода. К выписке прилагаются копии документов, на основании которых зачислены или списаны средства, с проставленным штампом и календарным штемпелем даты их провода по лицевому счету.
В день поступления выписки бухгалтер проверяет правильность отражения записей по расчетному счету на основании приложенных документов и на полях выписки проставляет коды корреспондирующих счетов (делает бухгалтерские проводки). В случае обнаружения ошибки в выписке клиент обязан сообщить об этом в банк в письменном виде. В случае утери выписок из счетов дубликат выдается с письменного разрешения управляющего банком по заявлению клиента, в котором объясняются причины утраты документов.
Выписка банка из расчетного счета заменяет регистр аналитического учета. Проверенные и обработанные выписки являются основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.
Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на активном счете 51 «Расчетные счета». Сальдо показывает остаток денежных средств на начало и конец периода.
По дебету счета 51 отражают поступление денежных средств из кассы организации (выручка, депонированные суммы), от покупателей и заказчиков, зачисление средств по кредитам и займам, возврат излишне перечисленных налогов, вклады учредителей в уставный капитал и другие поступления:
Дебет 51 Кредит 50, 62, 90, 91, 66, 67, 68, 75, … .
По кредиту счета 51 отражают выдачу наличности в кассу организации, перечисление денежных средств в погашение задолженности бюджету, внебюджетным фондам, поставщикам и подрядчикам, погашение кредитов и займов и другие платежи:
Дебет 50, 60, 66, 67, 68, 69, 76, 90, 91,… Кредит 51.
3 Формы безналичных расчетов
Денежные расчеты между организациями осуществляются либо наличными деньгами (через кассу), либо в безналичной форме. Расчеты между организациями наличными денежными средствами ограничены лимитом, установленным Банком России. Поэтому большинство расчетов организации осуществляют в безналичной форме.
Порядок и
формы осуществления
Этим Положением, а также ст. 862 ГК РФ установлены следующие формы расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по аккредитиву;
- расчеты чеками;
- расчеты по инкассо.
Формы безналичных
расчетов организации избирают самостоятельно
и предусматриваются в
Безналичные расчеты производятся с использованием расчетных документов, которые представляют собой оформленное на бумажном носителе или в электронном виде:
- распоряжение
плательщика о списании
- распоряжение
получателя средств (
При осуществлении безналичных расчетов в указанных формах используются следующие расчетные документы: платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. Формы расчетных документов включены в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) (класс «Унифицированная система банковской документации») и приведены в Положении.
Расчетные документы должны быть представлены в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки, в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа заполняются одинаково.
Расчетные документы
принимаются банками к
Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями производится перечисление денежных средств:
- за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
- в бюджеты
всех уровней и во
- в целях возврата кредитов (займов), размещения депозитов и уплаты процентов по ним;
- в других
целях, предусмотренных
В соответствии
с условиями основного договора
платежные поручения могут
Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные поручения помещаются в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Оплата платежных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Расчеты по аккредитивам. При расчетах аккредитивами оплата расчетных документов производится по месту нахождения получателя средств. Аккредитив представляет собой письменное поручение плательщика обслуживающему банку (банк-эмитент) произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент или банк получателя средств. Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
- отзывные и безотзывные.
При открытии
покрытого (депонированного) аккредитива
банк-эмитент перечисляет за счет
средств плательщика или
При открытии
непокрытого (гарантированного) аккредитива
банк-эмитент предоставляет
Отзывным
признается аккредитив, который может
быть изменен или отменен банком-
Безотзывный аккредитив может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента безотзывный аккредитив может быть подтвержден исполняющим банком с принятием на себя обязательства, произвести платеж получателю средств по представлении им документов, соответствующих условиям аккредитива (подтвержденный аккредитив).
Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке.
При открытии
аккредитива плательщик представляет
обслуживающему банку (банку-эмитенту)
два экземпляра заявления на открытие
аккредитива, в котором поручает
банку-эмитенту открыть аккредитив.
На основании заявления на открытие
аккредитива банк-эмитент