Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Затраты, калькулирование, себестоимость.
Тема 2 . Бюджет и бюджетирование.
Тема 3: Учет затрат и калькулирование cебестоимости продукции в угольной промышленности.
Тема 4: Планирование, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в металлургии.
Тема 5: Особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции нефтепереработки и нефтехимии.
Тема 6: Особенности бухгалтерского учета производственных затрат в организациях деревообрабатывающей отрасли.

Файлы: 1 файл

лекции по УЗКБ.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

Выделение основного  и вспомогательного производств  позволяет раздельно осуществлять учет затрат на отдельных счетах: счет 20 "Основное производство" и счет 23 "Вспомогательные производства".

На предприятиях могут быть также непромышленные производства и хозяйства (жилищно-коммунальное хозяйство, детские с:.ды, ясли и т. д.), Но они не подпадают под классификацию производств, поскольку непосредственно не связаны с изготовлением продукции основного производства. Учет затрат таких предприятий ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

В зависимости  от структуры и организации управления производством существуют предприятия  с цеховой и бесцеховой структурой управления.

Каждое производство или его отдельная часть (стадия, передел), выделенная организационно, именуется цехом. В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цехи основного и вспомогательного производств.

Цех является основной структурной единицей промышленного предприятия, обособленной в административном (а нередко и в территориальном) отношении. Цеховая и бесцеховая структура управления производством оказывает влияние на построение аналитического сводного учета производственных затрат. Так, при наличии на предприятии предметно-замкнутых цехов создаются предпосылки для применения полуфабрикатного метода сводного учета. Например, в пивоваренной промышленности отдельно составляют калькуляцию себестоимости на солод, являющийся полуфабрикатом при производстве пива. Цеховая структура управления обычно применяется на крупных предприятиях.

При этом затраты  каждого цеха учитываются обособленно, на счете 25 "Общепроизводственные расходы". На небольших и средних предприятиях применяется бесцеховая структура управления, при которой вместо цехов основного и вспомогательного производств организуются производственные участки. В этих условиях сводный учет затрат ведется на основе бесполуфабрикатного варианта, при котором движение полуфабрикатов собственного производства не отражается в бухгалтерском учете.

Существенное  влияние на организацию учета  затрат на производство продукции (работ, услуг) оказывает комбинированная форма организации производства. Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается в основном в росте производительности труда и снижении себестоимости продукции в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов и др. При этой форме бухгалтерский учет ведется централизованно, с обязательным условием правильного распределения и соотнесения расходов между производствами.

В зависимости  от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

К единичному производству относят производство, связанное  с выполнением индивидуальных заказов  по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-ремонтных работ по заказам потребителей. Например, индивидуальный пошив обуви или одежды, выпечка отдельных видов кондитерских изделий по заказам покупателей и др. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.

К серийному  производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, средне- и крупносерийное

Массовое производство – это производство неприрывно повторяющейся однородной продукции в течении длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах. К таким производствам относят хлебопекарное, колбасное, пивоваренное, плодоконсервное и др.

По характеру  вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства. Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством, например, производство солода.

Производство  же, состоящее из ряда переделов  и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе — готовая продукция.

На построение производственного учета большое  влияние оказывают также сезонность производства, объем и разнообразие выпускаемой продукции, принципы организации производственных цехов, уровень концентрации и специализации производства, а также другие факторы.

 

ТЕМА 2 . БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

 

2.1. Планирование  в системе бухгалтерского управленческого учета.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия  речь ;войдет о краткосрочном (или  сметном) бюджетировании.

Смета (или бюджет) представляет собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Согласно определению Института дипломированных бухгалтеров по управленческому учету США, бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития. Использование бюджета создает для opгaнизации следующие преимущества.

1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое,  помогает контролировать производственную  ситуацию. Без наличия плана управляющему, как правило, остается только  реагировать на обстановку, вместо  того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. Бюджет, будучи  составной частью управленческого  контроля, создает объективную основу  оценки результатов деятельности  организации в целом и ее  подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущими можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты низко производительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются появившиеся возможности, которых не существовало в прошлом.

3. Бюджет как  средство координации работы  различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.

4. Бюджет —  основа для оценки выполнения  плана центрами ответственности  и их руководителей: работа  менеджеров оценивается по отчетам  о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов сданными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений

Процесс составления  организацией бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов, как:

• планирование, с участием руководителей всех центров  ответственности, деятельности организации  в целом, а также ее структурных  подразделений; • определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности;

• обсуждение возможных  изменений в планах, связанных  с новой ситуацией;

• корректировка  планов, с учетом предложенных поправок.

В зависимости  от поставленных задач различают  следующие виды бюджетов:

а) генеральный  и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, который  охватывает общую деятельность предприятия, называется генеральным. Его цель —  объединить и суммировать сметы  и планы различных подразделений  предприятия, называемые частными бюджетами.

В результате составления  генерального бюджета создаются:

• прогнозируемый баланс;

• план прибылей и убытков;

• прогноз движения денежных средств.

Генеральный бюджет любой организации состоит из двух частей:

1) операционного  бюджета — включающего план  прибылей и убытков, который  детализируется через вспомогательные (частные) сметы, отражающие статьи доходов и расходов организации;

2) финансового  бюджета — включающего бюджеты  капитальных вложений, движение  денежных средств и прогнозируемый  баланс.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы № 2 и др.),

форма бюджета  не стандартизирована. Его структура  зависит от объекта планирования, размера организации и степени  квалификации разработчиков.

Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно  точной — определенной и значащей для ее пользователя. Этот документ может:

1) содержать  лишь данные:

а) о доходах,

б) о расходах,

в) о доходах  и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированы;

2) разрабатываться  в любых единицах измерения  — как стоимостных, так и  натуральных;

3) составляться как для организации в целом, так и для ее подразделений — центров ответственности, что позволяет скоординировать их  действия. Бюджеты разрабатываются управленческой бухгалтерией совместно с руководителями центров ответственности, процесс разработки, как правило, идет снизу вверх.

Бюджет может  разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (когда в  течение 1 квартала пересматривается смета II квартала и составляется смета  на 1 квартал следующего года, т.е. бюджет все время проецируется на год вперед).

Несмотря на единую структуру, состав элементов  генерального бюджета (особенно его  операционной части) во многом зависит  от вида деятельности организации. В  связи с этим можно выделить такие  основные его типы, как:

1) генеральный  бюджет торговой организации;

2) генеральный  бюджет производственного предприятия.

 

2.2. Сущность  и функции бюджетирования.

Совершенствование систем управления предприятием предполагает проведение комплекса мер, способствующих повышению конкурентоспособности бизнеса. Планирование — одна из составных частей управленческого цикла. Добиться эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов возможно при условии разработки детального плана действия организации. Планирование включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения различных вариантов их проведения, выбора, оптимального варианта.

Принципиальная  особенность современного внутрифирменного планирования состоит в том, что  оно носит регулирующе-направляющий характер (в отличие от директивно-регламентирующего), основываясь на системном применении научных прогнозов, проектов и программ, балансовых расчетов, бюджетирования и методов оптимизации принимаемых решений для определения стратегических целей и конъюнктурно-тактических задач при решении проблем развития предприятия.

Стратегическое  планирование и контроль за результатами и их компонентами стали невозможными без формирования бюджета как  основного инструмента управления, обеспечивающего высшее руководство точной, полной и своевременной информацией. С его помощью должна осуществляться разработка стратегии эффективного развития предприятий в условиях конкуренции и нестабильности.

Бюджетирование  представляет собой информационную систему внутрипроизводственного управления, использующую определенные финансовые инструменты, называемые бюджетами.

Согласно методическим рекомендациям по управленческому  учету, разработанным Минэкономразвития  России, бюджет — это информация о планируемых или ожидаемых  доходах, расходах, активах и обязательствах.

Экономически  эффективная деятельность организации  возможна только в том случае, если она имеет четко заданные, достаточно напряженные, но реальные для выполнения стоимостные параметры доходов  и расходов.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных планов производственно-финансовой деятельности организации, ее подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов, в корректирующем воздействии на отклонения от параметров их исполнения. В информационном отношении это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности организации.

При рассмотрении бюджетирования как процесса необходимо выделить три его основных элемента:

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"