Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:14, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Затраты, калькулирование, себестоимость.
Тема 2 . Бюджет и бюджетирование.
Тема 3: Учет затрат и калькулирование cебестоимости продукции в угольной промышленности.
Тема 4: Планирование, учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в металлургии.
Тема 5: Особенности планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции нефтепереработки и нефтехимии.
Тема 6: Особенности бухгалтерского учета производственных затрат в организациях деревообрабатывающей отрасли.

Файлы: 1 файл

лекции по УЗКБ.doc

— 653.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее общая  классификация видов бюджетов предприятия  по основным классификационным признакам  приведена в табл. 2.1.

 

Классификационный признак

Вид бюджета

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности

Бюджет по финансовой деятельности

По видам  затрат

Бюджет текущих  затрат

Бюджет капитальных  затрат

По широте номенклатуры затрат

Функциональный  бюджет

Комплексный бюджет

По методам  разработки

Фиксированный (статичный) бюджет

Гибкий бюджет

По длительности планируемого периода

Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой.

По периоду  составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности  планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий) бюджет

По степени  содержания информации

Укрупненный бюджет

 

Детализированный  бюджет


 

Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет  по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет  текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет  капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

Гибкий  бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

Оперативный бюджет — это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

Текущий бюджет — краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет — бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет — изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Укрупненный бюджет — бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный  бюджет — бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

Говоря о  методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется следующий подход: в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о достигнутых ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности. Таким образом, бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности. Недостаток этого метода в том, что неэффективные решения, «заложенные» на достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.

Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для определенной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем определить, оформив в решение в виде отдельного документа, затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности. Суть метода в том, что каждый из видов деятельности, осуществляемый в рамках центра финансовой ответственности или же структурного подразделения, в начале года должен доказать свое право на дальнейшее существование путем обоснования будущей экономической эффективности выделяемых средств. В результате руководство получает информацию, позволяющую лучше определить приоритеты.

При сопоставлении данных методов выявляются как их недостатки, так и преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что он оказывается относительно простым. С другой стороны, составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.

Выбор того или  иного метода разработки, видов и  форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т. д.

 

2.5. Организация  бюджетирования на предприятии.

 

Внедрение бюджетирования требует от руководства предприятия немалых усилий и занимает довольно продолжительный период времени. На подготовительном этапе должен быть проведен анализ организационной структуры предприятия, функций подразделений, информационных потоков, документооборота.

Можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии.

1. Определение  финансовой структуры предприятия.

На данном этапе  составляется перечень видов хозяйственной деятельности, исследуется организационная структура управления предприятием, выделяются центры финансовой ответственности (ЦФО), центры финансового учета (ЦФУ), центры доходов (ЦД), центры возникновения затрат (ЦВЗ) и т. д.

Проблема выделения  ЦФУ, ЦФО и других центров предприятия является очень важной при внедрении бюджетирования. От этого зависит эффективность бюджетного планирования.

2. Определение  технологии бюджетирования.

В ходе реализации этого этапа определяются виды и  формы основных, операционных, вспомогательных бюджетов, разрабатывается последовательность составления различных бюджетов для ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ) и предприятия в целом, уточняются особенности консолидации бюджетов.

3. Определение  форматов основных бюджетов.

На данном этапе  определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.

Структура бюджетного формата, конечно же, является индивидуальной для каждого предприятия исходя из специфики деятельности. Но при этом можно выделить некоторые общие требования к форматам бюджетов:

• по содержанию бюджеты должны быть максимально  приближены к международным стандартам финансового учета (с выделением переменных и постоянных затрат, маргинальной прибыли и т. д.);

• по структуре  бюджеты должны быть максимально приближены к отечественным формам бухгалтерской отчетности (для повышения эффективности сбора и обработки необходимых данных и т. д.);

• в качестве отдельных статей затрат должны фигурировать те виды издержек, доля которых в объеме продаж составляет не менее 1%.

4. Определение  бюджетного регламента,

В ходе реализации этого этапа определяются бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ и т. д.), порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.

В бюджетировании важен также бюджетный период, т.е. период, на который составляются, корректируются бюджеты и за который осуществляется контроль их исполнения. Минимальный же бюджетный период представляет собой единицу измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада и т. д.). С учетом специфики предприятия или фирмы и характера хозяйственной конъюнктуры бюджетный период в РФ обычно вводится продолжительностью на 1 календарный год (12 месяцев) с поквартальной, помесячной пли подекадной разбивкой. За рубежом, где опыт применения бюджетирования и соответствующий инструментарий более развиты, бюджеты составляются на период от 1 года до 3 лет.

5. Организация  бюджетного процесса.

Этот шаг  обусловлен определением круга участников бюджетного процесса и порядка их взаимодействия, распределением задач и функций между ними. Здесь же разрабатываются должностные инструкции, положение о бюджетировании и прочие организационно-распорядительные документы.

Положение о  бюджетировании включает следующие  разделы.

1. Общие положения (определения и термины, цели бюджетирования в компании).

2. Значение системы  финансового планирования в компании.

3. Описание видов  и структуры используемых бюджетов, общих принципов бюджетирования.

4. Принятый бюджетный  регламент.

5. Описание организации финансового планирования и бюджетирования.

6. Установленные  целевые нормативы финансового  плана, порядок распределения отчисления и прибыли.

Завершающим этапом при постановке бюджетирования на предприятии является автоматизация финансовых расчетов, которая предполагает как составление прогнозных расчетов, так и постановку финансового учета и контроля. Здесь очень важным является правильный выбор программного обеспечения автоматизации финансового планирования на предприятии, которое будет адаптировано к специфике организации.

 

Тема 3:    Учет затрат и калькулирование cебестоимости продукции в угольной промышленности.

3.1. Особенности процессов добычи угля и организация калькулирования

Уголь остается важнейшим источником электроэнергии, он является исходным технологическим сырьем для многих продуктов химической промышленности; каменноугольный кокс необходим для выплавки металла. Значительна доля угля в расходах на коммунально-бытовые нужды. Угольная промышленность снабжает топливом железнодорожный и водный транспорт.

Угольная промышленность имеет ряд особенностей, от которых зависят не только организация производства и технология добычи, но и возможности учета и контроля за затратами. Подземный характер ведения работ и постоянное перемещение основных рабочих мест создают определенные трудности для контроля за расходами на производство. Каждая шахта для обеспечения добычи в заданном объеме должна вести своевременную и систематическую подготовку рабочих мест, иметь сеть горных выработок определенной протяженности. Причем, если подготовительные выработки будут проведены преждевременно или будет запланирован излишний их объем, то их придется поддерживать до начала отчетных работ. Если же не будет достигнут запланированный объем горных выработок или в плане будет предусмотрен недостаточный их объем, то на смену очистным забоям, заканчивающим отработку, не будут своевременно подготовлены новые очистные забои, что отразится на стабильности работы шахты.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету и аудиту"