Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:17, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗА РУБЕЖОМ
1.1. Сущность, характеристика моделей бухгалтерского учета, их отличительные признаки
Каждая страна имеет свою историю, свои ценности, политическую систему. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете, определяемом средой, в которой он функционирует.
У каждого народа в зависимости от национальных свойств и исторически сложившихся условий существуют собственные представления о бухгалтерском учете, его целях и задачах. И хотя во всех странах действует двойная система бухгалтерской записи, интерпретируется и применяется она по-разному.

Файлы: 1 файл

лекции_БУиАЗС 080109(4).doc

— 501.00 Кб (Скачать файл)

Была выработана позиция, согласно которой учет следует осуществлять с помощью стандартов по центрам  ответственности, поскольку это  предоставляет возможность синтеза  данных.

Однако такой подход имеет недостаток. В силу того что  реальные процессы нельзя полностью нормировать, следует признать именно реальный процесс нормальным, а то, что бухгалтеры англоязычных стран называют нормальным (стандартным), может быть осмыслено только через процесс реальный. Правилом являются отклонения, сами правила — частный случай отклонений.

Следовательно, учет должен быть основан на отражении хозяйственных  ситуаций, предусматривающем все  отклонения, а не единый нормативный (стандартный) образец, как это предлагал Гаррисон. Более того, конструирование системы учета должно быть принципиально ориентировано не на нормальные условия, а как раз на экстремальные, например на случаи недостач, растрат, хищений. Только тогда создается возможность предотвращения подобных негативных явлений.

Желание превратить учет в орудие управления привело бухгалтеров англоязычных стран к использованию психологии методов бихевиоризма. Бухгалтеры руководствовались схемой «стимул — реакция» (S — R). Документ — это стимул, а реакция бухгалтера должна быть предопределена документом.

Психологическая трактовка обеспечивает стандартизацию бухгалтерской работы. Она превращается в набор заранее заданных вариантов — решений.

Дальнейшее развитие привело к возникновению так  называемого управленческого учета.

И управленческий, и бухгалтерский  учет имеют помимо общей свои самостоятельные информационные базы. Первый допускает наличие устных сообщений, второй — только документов. В управленческом учете точность приносится в жертву оперативности. Так приходит конец мифу об идеальной точности бухгалтерских данных.

 

3.2. Характеристика  форм финансовой отчетности (на  примере отчетности США)

 

Особенностью бухгалтерского учета в англо-американской системе  является сильное влияние на него международных стандартов, что отражается на отчетности компаний.

Финансовая отчетность, публикуемая западными компаниями, представляет собой красочно оформленные буклеты, которые помимо самих форм бухгалтерских отчетов, заверенных аудитором, содержат много другой информации. Как правило, это обращение президента компании к акционерам, отчет совета директоров, анализ развития компании за предшествовавшие годы, прогноз на ближайшее время, описание географии и размера инвестиций, международных связей, сведения о социальной политике компании с различными графиками, схемами, диаграммами, фотографиями и т.д. Подобная информация не регулируется и представляется исключительно по усмотрению компании. Тем не менее она очень важна для пользователей как дополнительный источник данных для принятия решений.

В последнее время  крупные российские организации, в частности банки, стали публиковать свою отчетность в таком виде.

Финансовая отчетность компаний США отражает остатки по счетам и их изменения, а также  агрегированные показатели по нескольким счетам, такие, как чистая прибыль.

Финансовая отчетность включает следующие отчеты:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменении финансового состояния или об использовании и источниках средств (в настоящее время применяется мало, вместо него составляется отчет о движении денежных средств);
  • отчет об изменениях собственного капитала;
  • пояснительная записка;
  • заключение аудиторской фирмы.

Основными отчетами являются:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет о движении денежных средств.

Отчет о прибылях и  убытках отражает изменения чистого  остатка активов (капитала владельцев компании) в результате коммерческих операций компании. Остаток нераспределенной прибыли на конец периода входит составной частью в капитал владельцев компании.

Отчет о движении денежных средств отражает оборот денег или  их эквивалентов.

Бухгалтерский баланс. Балансовый отчет (бухгалтерский баланс) отражает состояние финансов компании на конкретную дату — конец отчетного периода и датируется этим днем. Источником данных для представления баланса является Главная книга.

Стандартной формы баланса не существует. Стандарты определяют минимум данных, который должен содержать отчет. Баланс включает информацию о ресурсах, обязательствах компании и собственном капитале. Он базируется на основном бухгалтерском уравнении, показывающем взаимосвязь между активами, пассивами и собственным капиталом компании.

В соответствии с ГААП основные компоненты баланса группируются в следующем порядке:

  • активы должны отражаться в порядке убывания их ликвидности;
  • обязательства должны отражаться в порядке, характеризующим близость срока их погашения. Чем ближе срок, тем раньше должно быть показано обязательство;
  • собственный капитал должен отражаться так: первыми показывают его разновидности, в наименьшей мере подверженныеизменениям.

Структура рубрик баланса должна отвечать специфике конкретной компании и устанавливаться в соответствии с принципом полного раскрытия необходимой информации. Различия в балансах разных компаний, обусловленные отраслевыми и другими особенностями их деятельности, вписываются тем не менее в характерную для всех компаний финансовой сферы структуру.

Активы делятся на текущие и долгосрочные.

Текущие активы:

  • денежные средства, краткосрочные инвестиции;
  • дебиторская задолженность, или счета к получению; товарно-материальные запасы, предоплаченные текущие расходы;

• прочие активы.

Долгосрочные активы:

  • основные средства, или собственность, здания и оборудование;
  • нематериальные активы;
  • предоплаченные расходы нескольких периодов;
  • инвестиции и фонды;
  • прочие активы.

 

Обязательства также могут быть текущими и долгосрочными.

Текущие обязательства:

  • кредиторская задолженность за товары и услуги, используемые в цикле основной деятельности компании;
  • краткосрочная кредиторская задолженность по товарам и услугам, не используемым в основной деятельности компании;
  • краткосрочные векселя;
  • текущие выплаты по погашению долгосрочных обязательств (включая обязательства по аренде);
  • получение предоплаты за еще не поставленные товары или 
    не оказанные услуги или другие предоплаченные доходы;
  • начисленные, но не оплаченные затраты на заработную 
    плату, выплату процентов и налогов;
  • текущие выплаты отложенных налоговых платежей;
  • прочие обязательства.

Долгосрочные обязательства:

  • долгосрочные займы и кредиты;
  • обязательства по аренде;
  • облигации;
  • прочие обязательства.

Собственный капитал составляют:

  • акционерный капитал по номинальной, неноминальной и объявленной стоимости, внесенный, или оплаченный, капитал;
  • внесенный, или оплаченный, капитал, превышающий номинальную или объявленную стоимость акционерного капитала;
  • прочий внесенный, или оплаченный, капитал;
  • нераспределенная прибыль.

Отчет о прибылях и убытках. Этот отчет служит связующим звеном между балансами прошлого и нынешнего учетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Отчет о прибылях и убытках показывает изменение капитала акционеров компании под воздействием доходов и расходов, произведенных в текущем периоде.

Отчет о прибылях и  убытках включает следующие разделы.

1. Выручка.

  1. Себестоимость проданной продукции. Для торговых предприятий — покупная цена товаров.
  2. Валовая прибыль.
  3. Прочие операционные расходы: производственные, сбытовые, маркетинговые, управленческие.
  4. Торговая прибыль по основной деятельности. Если компания включает в этот показатель финансовые результаты от выбытия активов, он может быть равен показателю «прибыль от реализации».
  5. Доходы (расходы) по выбытию активов (отдельно по основным средствам и другим активам);
  6. Прибыль от реализации.
  7. Прочие доходы и расходы:
  • курсовые разницы (показываются свернуто — или прибыль, или убыток);
  • прибыль от сдачи имущества в аренду;
  • доходы в виде процентов;
  • расходы на создание резервов;
  • доходы по ценным бумагам.

9. Прибыль до уплаты  процентов и налогов.

  1. Затраты на уплату процентов.
  2. Прибыль до уплаты налогов.
  3. Налог на прибыль.
  4. Прибыль после уплаты налогов (чистая прибыль) (суммы за минусом налога на прибыль).
  5. Убытки от чрезвычайных операций.
  6. Чрезвычайные доходы и расходы (показывается сумма чрезвычайных статей, в том числе прибыли или убытки по прекращенным операциям).
  7. Прибыль от прекращенных операций.
  8. Убыток от прекращенных операций.
  9. Совокупный эффект от изменения учетной политики (по международным стандартам не включается в отчет о прибылях и убытках).
  10. Чистая прибыль.
  11. Прибыль на акцию (число проданных акций, чистая при быль на акцию).

21. Полная прибыль (либо  статьи прочей прибыли включаются  после показателя чистой прибыли.  К прочей прибыли относятся  статьи, не учитываемые в расчете  чистой прибыли и при налогообложении  (прибыль и убытки от переоценки  ценных бумаг, от переоценки основных средств, курсовые разницы от пересчета финансовой отчетности в иностранных валютах), либо к отчету формируется дополнительный отчет с введением показателя полной прибыли, который начинается с показателя чистой прибыли по отчету о прибылях и убытках и заканчивается показателем полной прибыли).

В отчете о прибылях и  убытках самостоятельным является раздел «Результаты от прекращения  деятельности». В пояснительной  записке раскрывается следующая  информация о прекращенной деятельности:

  • характер прекращенной деятельности (продажа или ликвидация отделения компании);
  • намеченная дата прекращения деятельности;
  • характеристика активов и обязательств ликвидируемого или продаваемого подразделения.

В отчете о прибылях и  убытках отдельно отражаются прибыли и убытки от ликвидации и продажи.

Результаты прекращения  деятельности обычно включаются в результаты текущей деятельности компании. В  отдельных случаях, когда ликвидация или продажа ее подразделения  вызвана непредвиденными событиями, результаты от прекращенной деятельности могут включаться в чрезвычайные статьи.

В отчете о прибылях и  убытках справочно приводится прибыль  на акцию. Она определяется путем  деления показателя чистой прибыли  компании на число ее акций, находящихся  в обращении, т.е. продаваемых и покупаемых на открытом рынке. Прибыль на акцию рассчитывается только для обыкновенных акций, а не для привилегированных. Если в компании имеются привилегированные акции, то прибыль на обыкновенные акции рассчитывается лишь после вычета из суммы чистой прибыли ее части, подлежащей распределению между держателями привилегированных акций.

Поскольку отчет о  прибылях и убытках составляется, как правило, один раз в год, то при осуществлении дополнительной эмиссии акций для вычисления показателя прибыли на акцию используется средневзвешенное число обыкновенных акций компании, находящихся в обращении.

Построение отчета о  прибылях и убытках основывается на принципе полного раскрытия информации, заложенном в принятых концепциях финансового  учета. Согласно этому принципу компании должны в отчете отразить всю информацию о своей хозяйственной деятельности. В этих целях отчет о прибылях и убытках сопровождается примечаниями, приложениями и комментариями, содержащими описание методик расчета тех или иных показателей, методов начисления амортизации, учета запасов и т.д.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"