Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций
Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.
1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.
• письменные отчеты руководства экономического субъекта;
• учетные и другие документы;
• протоколы собраний акционеров и заседания совета директоров;
• материалы работы внутренних аудиторов;
• данные оперативного управленческого учета;
• прогноз поступления денежных средств.
Аудиторская организация несет ответственность за выражение своего мнения в аудиторском заключении о событиях, произошедших после отчетной даты (на которую составлена бухгалтерская отчетность), но до даты подписания аудиторского заключения.
В перечне поправок, прилагаемом к аудиторскому заключению, который обязана готовить аудиторская организация в соответствии с федеральным правилом (стандартом) «Аудиторские заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности», необходимо отразить в том числе все существенные обстоятельства, обнаруженные аудиторской организацией после даты составления бухгалтерской отчетности.
Аудиторская организация не несет ответственности за события, произошедшие после даты подписания аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности. По завершении аудита она не обязана проводить каких-либо специальных исследований и работ для выявления и анализа таких событий.
Ответственность за информирование аудиторской организации о таких событиях несет руководство экономического субъекта.
Если аудиторам стало известно о событиях, произошедших за период после даты подписания аудиторского заключения, но до даты представления бухгалтерской отчетности пользователям, им следует обсудить возникшие проблемы с руководством экономического субъекта и в случае, если такие события оказывают существенное влияние на бухгалтерскую отчетность, потребовать внесения соответствующих изменений в данную отчетность.
Датой представления бухгалтерской отчетности для экономического субъекта считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации. Дата представления бухгалтерской отчетности пользователям не может состояться ранее даты подготовки бухгалтерской отчетности.
Если руководство
• письменно уведомить
• перенести на руководство экономического субъекта всю ответственность за последствия решения о том, чтобы не вносить изменения;
• рассмотреть вопрос об информировании пользователей бухгалтерской отчетности о данных существенных обстоятельствах.
Все действия аудиторской организации в отношении событий и фактов, произошедших после составления бухгалтерской отчетности и (или) после даты представления бухгалтерской отчетности, и все решения аудиторской организации по таким событиям и фактам должны быть в обязательном порядке отражены в рабочей документации аудитора.
Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации должны подготовить и предоставить проверяемому экономическому субъекту письменный отчет по результатам проведения аудита. По ходу осуществления аудита аудиторские организации могут готовить и передавать в устном или письменном виде промежуточную информацию.
Данные, содержащиеся в письменном отчете аудитора, необходимы руководству проверяемого экономического субъекта для того, чтобы иметь представление о тех недостатках в учетных записях, бухгалтерских регистрах и системе внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в письменном отчете содержатся конструктивные предложения по совершенствованию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.
При инициативном аудите аудиторские организации также обязаны готовить и предоставлять экономическим субъектам письменный отчет в случаях, когда:
1) договором на осуществление инициативного аудита по итогам аудита предусматривается подготовка заключения аудитора;
2) договором на осуществление
инициативного аудита
Аудиторская организация обязана указать в письменном отчете аудитора все связанные с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности. Кроме того, в письменном отчете аудитора может быть приведена любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которую аудитор сочтет целесообразной.
Письменный отчет аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках, поскольку в нем указаны лишь те, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.
Письменный отчет аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки. Письменный отчет - конфиденциальный документ и может быть передан только:
• лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг;
• лицу, прямо указанному в качестве получателя письменного отчета аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг;
• любому другому лицу
в случае письменного указания на
то в адрес аудиторской
Отдельные вопросы письменного отчета аудитора могут обсуждаться в устной форме или в порядке обмена письмами с сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности этих сотрудников.
По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменного отчета аудитора. Предварительный вариант письменного отчета может быть передан только тем лицам, которым представляется и окончательный вариант.
Изучив предварительный
Окончательный вариант письменного отчета аудитора должен быть подготовлен и представлен руководству проверяемого предприятия не позднее, чем аудиторское заключение.
Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией, если аудиторы сочтут это необходимым.
Сведения о выявленных искажениях следует включить в письменный отчет аудитора руководству проверяемого экономического субъекта, а если нарушения не будут исправлены, то в аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности.
В соответствии с федеральным аудиторским стандартом «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» если в результате аудита экономический субъект произвел необходимые поправки в бухгалтерской отчетности до представления ее заинтересованным пользователям, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки.
Если аудиторская проверка происходит после представления отчетности заинтересованным пользователям, то в случае существенного характера ошибок и нарушений в бухгалтерской отчетности до исправлений аудиторская фирма должна представить аудиторское заключение, отличное от безоговорочно положительного.
Письменная информация аудитора (предварительный и окончательный варианты) составляется не менее чем в двух экземплярах. Один экземпляр передается под расписку только тем лицам, которым может быть представлена эта информация, второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации аудитора с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении названного документа.
Письменная информация аудитора — конфиденциальный документ. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.
Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению.
Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта, подлежавшего аудиту.