Лекции по "Основам аудита"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:58, курс лекций

Описание работы

Объем аудиторской проверки - представляет собой оценку аудитором (аудиторской организацией) количества и глубины проведения аудиторских процедур, затрат времени, количества и состава специалистов, которое требуется для проведения полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного заключения аудитора. Объем аудиторской проверки определяется аудитором (аудиторской организацией) самостоятельно с учетом знания деятельности экономического субъекта, прогнозирования масштаба предстоящих работ и сопутствующих аудиту услуг, предусмотренных договором с экономическим субъектом в дополнение к аудиту.

Содержание работы

1. АУДИТ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности в России.
2.2. Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской федерации. Уполномоченный Федеральный орган - Минфин России.
2.3.. Совет по аудиторской деятельности
2.4. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.
2.5. Права, обязанности и ответственность аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц
2.6. Страхование профессиональной ответственности аудиторов.
2.7.Аудиторская тайна.
3. АТТЕСТАЦИЯ АУДИТОРОВ
3.1. Контроль уровня профессионализма аудиторов.
3.2. Система аттестации на право осуществления аудиторской деятельностью и порядок проведения аттестации на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
4.1. Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита.
4.2. Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
4.3. Основания и порядок аннулирования лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью.
5. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ И НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1.Цели и основные принципы стандартов аудита. Классификация стандартов аудиторской деятельности.
5.2.Международные аудиторские стандарты.
5.3.Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.
5.4.Внутрифирменные аудиторские стандарты.
6. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА АУДИТА
6.1. Инструменты контроля качества аудита. Организация внешнего контроля качества аудита.
6.2.. Внутрифирменный контроль качества аудита.
7.ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
7.1. Выбор аудитора или аудиторской организации экономическим субъектом.
7.2. Выбор экономического субъекта аудиторскими организациями и аудиторами.
7.3. Письмо о проведении аудита. Условия его подготовки, форма и содержание письма.
7.4. Договор на оказание аудиторских услуг. Оценка стоимости аудиторских услуг.
8. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
8.1. Основные этапы аудиторской проверки.
8.2 Планирование аудита. Предварительный этап планирования.
8.3.Содержание общего плана и программы проведения аудита. Подготовка общего плана и программы проведения аудиторской проверки.
8.4.Существенность в аудите. Методы определения уровня существенности. Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском.
8.5.Виды риска. Аудиторский риск, его составные элементы и порядок оценки.
8.6.Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.
9.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ
9.1.Аудиторская выборка.
9.2.Аудиторские доказательства, их виды и классификация. Связь между доказательствами. Источники и методы получения аудиторских доказательств. Оценка собранных доказательств.
9.3. Методы аудиторской проверки. Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.
9.4. Документирование аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.
10. АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
10.1.Структура аудиторского заключения.
10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение и модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.
10.3.События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность аудитора за выражение мнения по оценке этих событий.
10.4. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита
10.5. Особенности технологии аудиторских проверок в организациях разных отраслей, организационно-производственной структуры и правовых форм.
10.6. Роль финансового анализа в аудиторской деятельности.

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Osnovy_audita.doc

— 696.00 Кб (Скачать файл)

Если аудиторской  организации экономическим субъектом  не представлены существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по какому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обязана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и может рассмотреть вопрос о подготовке аудиторского заключения, не являющегося безоговорочно положительным.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих планирование, выполнение и изложение результатов аудиторских процедур. Данные полученных доказательств используются при составлении аудиторского заключения.

 

  Методы аудиторской проверки.  Аудиторские процедуры. Процедура по существу и аналитическая процедура.

Согласно  п. 1 ст. 5 Закона «Об аудиторской деятельности»  аудиторские фирмы и аудиторы вправе самостоятельно определять формы и методы проверки. Все методы можно условно разделить на две группы:

- методы организации аудита (сплошная проверка, выборочная проверка, документальная проверка, фактическая проверка, аналитическая 
проверка, комбинированная проверка);

- методы получения  аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проверки проводятся в следующих формах:

-детальные  тесты, оценивающие правильность  отражения операций и 
остатка средств на счетах бухгалтерского учета;

- аналитические процедуры.

При получении  аудиторских доказательств с  использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

К объектам оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, относительно которых аудитор собирает аудиторские доказательства, относятся:

-организация - устройство систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля, обеспечивающее предотвращение и (или) обнаружение, а также исправление существенных искажений;


- функционирование - эффективность действия систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля в течение соответствующего периода времени.

При получении  аудиторских доказательств с использованием аудиторских процедур аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств наряду с доказательствами, полученными в результате тестов средств внутреннего контроля, с целью подтверждения предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Понятие и  характеристика аудиторских процедур приведены в отдельном разделе Федерального правила (стандарта) № 5 «Аудиторские доказательства».

Аудитор получает аудиторские доказательства путем  выполнения следующих процедур проверки по существу:

- инспектирование-  представляет собой проверку записей, документов или материальных активов;

- наблюдение - представляет собой отслеживание аудитором процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;

- запрос  -  представляет собой поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами аудируемого лица. Запрос по форме может быть как официальным письменным запросом, адресованным третьим лицам, так и неформальным устным вопросом, адресованным работникам аудируемого лица;

- подтверждение  - представляет собой ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях (например, аудитор обычно запрашивает подтверждение о дебиторской задолженности непосредственно у дебиторов);

- пересчет -  представляет собой проверку точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов;

- аналитические процедуры- представляют собой анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого аудируемого лица с целью выявления необычных и (или) неправильно отраженных в бухгалтерском учете хозяйственной операций, выявление причин таких ошибок и искажений.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

 

Документирование  аудита. Рабочие документы аудитора, их состав, содержание, порядок оформления, использования и хранения.

Единые требования к  составлению документации в процессе аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности установлены Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита»,

Согласно  требованиям данного стандарта, аудиторская организации индивидуальный аудитор должны документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Под термином «документация» понимаются рабочие  документы материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме.

Рабочие документы  используются:

- при планировании  и проведении аудита;

- при осуществлении  текущего контроля и проверки  выполненной аудитором работы;

- для фиксирования  аудиторских доказательств, получаемых  в целях   подтверждения мнения аудитора.

Аудитор должен составлять рабочие документы в  достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением.

 Рабочие  документы должны быть составлены  и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения.

Для повышения  эффективности аудита допускается использовать в ходе проверки графики, аналитическую и иную документацию, подготовленные аудируемым лицом. В этих случаях аудитор обязан убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.

Рабочие документы  обычно содержат:

-информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

- выдержки  или копии необходимых юридических  документов, соглашений и протоколов;

- информацию  об отрасли, экономической и  правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

-информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

- доказательства  понимания аудитором систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля;

- доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих 
оценок;

- доказательства, подтверждающие факт анализа  аудитором работы 
аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором 
вывода;

- анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

- анализ наиболее  важных экономических показателей  и тенденций 
их изменения;

- сведения  о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

- доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

-  сведения  о том, кто выполнял аудиторские  процедуры, с указанием времени их выполнения;

- подробную  информацию о процедурах, примененных в отношении 
финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений или дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

-  копии  сообщений, направленных другим  аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

-  копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая условия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля;

- письменные  заявления, полученные от аудируемого лица;

-  выводы, сделанные аудитором по наиболее  важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были вы 
явлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения 
о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

-  копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Рабочая документация должна создаваться своевременно- до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена оформлением.

Документы, входящие в состав рабочей документации аудита, как правило, должны иметь следующие обязательные реквизиты:

- наименование документа;

- наименование  экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит;

- период, за  который проводится аудит;

- дату выполнения  аудиторской процедуры или составления  документа;

- содержание  документа;

- личную подпись  лица, создавшего документ, и ее  расшифровку, либо 
легко идентифицируемое условное обозначение такого лица;

- дату проверки  документа;

- личную подпись  лица, проверившего документ, и ее  расшифровку. 
       Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет.

 

10. АУДИТОРСКОЕ  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    1. Структура аудиторского заключения.

10.2. Виды аудиторских заключений. Безоговорочно положительное заключение  и  модифицированное. Порядок оформления и предоставления аудиторского заключения.

10.3. События, произошедшие после даты составления отчетности. действия аудитора по их выявлению и оценке. ответственность  аудитора за выражение мнения  по оценке этих событий.

            10.4. Письменная информация аудитора  руководству экономического субъекта  по результатам проведения аудита

     

            Структура аудиторского заключения

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с законодательством (стандартом аудиторское заключение) и содержащее выраженные в установленной форме мнение аудитора по достоверности отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Для оценки достоверности финансовой отчетности и соответствия бухгалтерского учета аудируемого лица законодательству аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения существенности.

Результаты аудиторской проверки оформляются как минимум двумя  документами:

  1. Аудиторское заключение.
  2. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита  - содержит детальную информацию по результатам проведенного аудита.

Аудиторское заключение предоставляется  в составе годовой отчетности, если предприятие подлежит обязательному аудиту.

Информация о работе Лекции по "Основам аудита"