Лекции по «Управлению затратами»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 10:39, курс лекций

Описание работы

Термин "управлениезатратами" как самостоятельное понятие используется в нашей стране сравнительно недавно.
В условиях административно-командной системы:
- интерес к информации о действительных издержках носил достаточно условный характер(жесткая регламентация хозяйственной жизни в условиях централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования);
-информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности;
-проблемами ценообразования продукции занимались государственные структуры, сами цены устанавливались исходя из совокупных затрат на производство и реализацию продукции.
Поэтому у руководителей предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими. К сожалению, данная тенденция сохраняется и по сей день, когда рентабельность работы предприятия обеспечивается за счет достаточно высоких отпускных цен, а не за счет экономии в расходовании производственных ресурсов. Однако в современных условиях цену диктуют законы спроса и предложения, таким образом, возникает необходимость достижения такого уровня затрат на производство и реализацию продукции, который был бы ниже возможной рыночной цены, обеспечивая необходимый уровень рентабельности.

Файлы: 1 файл

Kratky_kurs_lektsy_po_d_Upravlenie_zatratami.docx

— 618.05 Кб (Скачать файл)

ПБУ …. 8. При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

Материальные затраты - наиболее крупный элемент затрат на производство. Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы, также относятся: топливо и энергия,  изделия и полуфабрикаты, затраты на приобретение тары и упаковки, запчасти для ремонта машин и оборудования и др.

Затраты на оплату труда - второй по удельному весу элемент затрат на производство: затраты на оплату труда основного производственного персонала и не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности, а также премии, надбавки, стоимость бесплатного питания, форменной одежды, оплата очередных (ежегодных) и учебных отпусков и др.

Отчисления на соц. нужды или отчисления во внебюджетные социальные фонды (ПФ РФ, ФСС, гос-й фонд занятости, ФОМС).

Износ ОПФ, - амортизационные отчисления на полное восстановление ОПФ.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции - это налоги, сборы, платежи, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду ОПФ и др.

Группировка по экономическим элементам используется при составлении сметы затрат на производство по предприятию, цехам или другим объектам управления затратами. В ней количественно отражается, сколько и каких затрат будет или фактически произведено.Она, однако, не показывает назначения производственных затрат, их связи с результатами производства и целесообразности. Устранить этот недостаток позволяет перегруппировка производственных затрат, предусматривающая выделение среди них:

- предпроизводственные затраты, осуществляемые до начала производства основной продукции и связанные с его подготовкой и освоением (затраты на наладку оборудования новых цехов, затраты на пробный выпуск предусмотренной проектом продукции);

- производственные затраты:

—непосредственно связанные с выполнением операций технологического процесса (стоимость материальных ресурсов на производство продуктов труда, оплата труда основных производственных рабочих с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды и др.);

—на обслуживание и эксплуатацию производственного оборудования и машин (оплата труда рабочих, занятых обслуживанием производственного оборудования, с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, стоимость материальных ресурсов, израсходованных на работу машин и оборудования и др.);

—связанные с управлением производством (оплата труда руководителей и специалистов цехов с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты на охрану труда и обеспечение техники безопасности в цехе и др.).

-  управленческие затраты:

—общие и административные затраты (оплата груда руководителей, специалистов и служащих заводоуправления с относящимися к ней отчислениями на социальные нужды, затраты материальных ресурсов, израсходованных на общехозяйственные нужды, затраты на командировки рабочих, руководителей, специалистов и служащих заводоуправления и др.).

-затраты на продажу, связанные со сбытом продукции (затраты на упаковку продукции, оплату погрузо-разгрузочных работ, тару, транспортировку продукции, рекламу и др.).

Перегруппировка производственных затрат проводится по калькуляционным статьям себестоимости.

 

2.Группировка затрат по статьям калькуляцииприменяется обычно для того, чтобы рассчитать себестоимость единицы продукции. Каждое предприятие самостоятельно устанавливает перечень статей калькуляции.Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат.

 

 

Способы группировки затрат

Группировка затрат по статьям калькуляции

Группировка затрат по экономическим элементам

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Услуги производственного  характера со стороны.

4. Зарплата основных рабочих.

5. Единый социальный налог (отчисления на социальные нужды).

6. Расходы по содержанию  и эксплуатации оборудования.

7. Общепроизводственные  расходы.

Итого: сокращенная производственная себестоимость(цеховая себестоимость)

8. Общехозяйственные расходы

Итого: полная производственная себестоимость

9. Коммерческие расходы

Всего: полная коммерческая себестоимость

1. Материальные затраты.

2. Затраты на оплату  труда.

3. Единый социальный налог (отчисления на социальные

нужды).

4. Амортизация.

5. Прочие затраты.

Итого: себестоимость проданных товаров


 

Общепроизводственные расходы - это затраты на содержание, организацию и управление производствами (основное, вспомогательное, обслуживающее).  Включают расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амор-тизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендная плата за помещения; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. 

Общехозяйственные расходы- - расходы, непосредственно не связанные с производственным процессом. К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Коммерческие расходы– это затраты, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг. К ним относятся затраты:по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

Классификация затрат по центрам ответственности

Центр ответственности - это структурный элемент предприятия, его экономический субъект, в пределах которого менеджер несет ответственность за исполнение перечня показателей, определяемых центральным аппаратом управления. Администрация хозяйствующего субъекта сама решает, в каком разрезе классифицировать затраты, насколько детализировать места их возникновения и как увязать с центрами ответственности. С другой стороны, центр ответственности осуществляет контроль за затратами по многим местам возникновения при условии, если затраты в них формируются под влиянием данного центра ответственности.

В основе формирования центров ответственности хозяйствующего субъекта должны лежать следующие принципы:

В каждом центре ответственности должен быть показатель для измерения объема деятельности и база для распределения накладных расходов.

Во главе каждого центра ответственности должно находится лицо, ответственное за уровень затрат.

Степень детализации затрат должна быть достаточной для проведения анализа, но не избыточной. В противном случае положительный эффект от внедрения данной системы может быть полностью перекрыт отрицательным эффектом вследствие значительного роста трудоемкости ведения учета и возникшими в связи с этим затратами.

Поскольку разделение хозяйствующего субъекта на центры ответственности сильно влияет на мотивацию руководителей соответствующих центров, то необходимо учитывать социально-психологические факторы.

По критериям уровня полномочий руководителей подразделений в рамках существующей на предприятии организационной структуры все центры ответственности можно классифицировать следующим образом:

а) Центр управленческих затрат - это подразделение, руководитель которого в рамках выделенного бюджета ответственен за обеспечение наилучшего уровня услуг. Этот тип, как правило, наиболее приемлем для административных департаментов предприятия (функциональных служб), где трудно поддаются измерению как затраты, так и результаты. В этом случае используются нестандартные методы контроля и стимулирования, такие как оценка работы, бюджетирование на нулевом базисе и целевое управление.

б) Центр нормативных затрат - это подразделение, в котором руководитель ответственен за достижение нормативного (планового) уровня затрат по выпуску продукции, работ, услуг. Нормативы, как правило, охватывают сферы прямых затрат труда, прямых затрат сырья и материалов и переменные накладные расходы. Эффективность деятельности такого подразделения измеряется размером позитивных или негативных отклонений фактического уровня затрат от планового (нормативного). Как правило, это наиболее подходящая схема для производственных подразделений (цехов).Специфическим центром нормативных затрат является служба снабжения, которая контролирует заготовительные цены в рамках установленного физического объема и структуры закупок.

в) Центр доходов - это подразделения, руководители которых в рамках выделенного бюджета ответственны за максимизацию дохода от продаж. При этом, как правило, они не имеют полномочий ни по дополнительному (сверх бюджета) расходу средств для привлечения дополнительных ресурсов, ни по варьированию ценами реализации с целью максимизации прибыли. Типичным примером подобного центра ответственности на предприятии является служба маркетинга и сбыта.

г) Центр прибыли - этот центр ответственности отличается от предыдущего расширением полномочий руководителя. Здесь он имеет право варьировать затратами и ценами реализации с целью максимизации прибыли от операций. Примером такого рода центра ответственности может служить хозрасчетное производственное подразделение, выделенное на отдельный баланс. Однако здесь в полномочия менеджера еще не включаются решения в области капитальных затрат (инвестиций).

д) Центр инвестиций - здесь, в добавление к предыдущему пункту, при оценке эффективности управления затратами включается процент на задействованный капитал. Центры инвестиций имеют право определять политику в сфере капитальных и долгосрочных финансовых вложений в достаточно широких пределах.

В реальной практике работы предприятий часто встречаются подразделения со статусом смешанного центра ответственности, которые сочетают в себе признаки двух или нескольких классических центров ответственности.

Центры ответственности по функциональному принципу подразделения концентрируются на основные, затраты которых можно непосредственно перенести на производимую продукцию, и вспомогательные. В рамках данной классификации можно выделить следующие центры ответственности: обслуживающие; материальные; производственные; управленческие; сбытовые.

Обслуживающие центры ответственности оказывают услуги другим центрам ответственности внутри предприятия (котельная, электрическая подстанция, столовая и т. д.). Как правило, они являются вспомогательными.

Материальные центры ответственности служат для заготовки и хранения материалов (отдел снабжения, склады). Такие центры ответственности могут быть как основными, в этом случае при высокой детализации учета их затраты можно будет отнести на конкретный вид продукции, так и вспомогательными.

Производственные центры ответственности - подразделения основного (основные центры ответственности) и вспомогательного (вспомогательные центры ответственности) производств.

Управленческие центры ответственности - бухгалтерия, планово-экономический одел, юридический отдел и другие службы управления предприятием. Такие центры ответственности чаще всего относятся к вспомогательным.

Сбытовые центры ответственности являются основными и занимаются реализацией готовой продукции (подразделения маркетинга и сбыта).

Центры ответственности потерриториальному принципу:

-1. В рамках одного центра ответственности объединены несколько бизнес - функций хозяйствующего субъекта (рис. 3.2). Например, хозяйствующий субъект имеет несколько филиалов в разных регионах, выполняющих одни и те же бизнес-функции (маркетинговую, рекламную, сбытовую, составление договоров). Сами по себе филиалы небольшие, и делить их на более мелкие центры ответственности нецелесообразно. Каждый из филиалов становится единым центром ответственности, объединяющим сразу несколько бизнес-функций.

2. Одно функциональное  направление деятельности подразделяется  на несколько центров ответственности (рис. 3.3).

 

 

Системы и методы калькулирования затрат

Система калькулирования затрат – это совокупность методов расчета (калькулирования) затрат.

Система калькулирования должна обеспечивать решение следующих задач.

1. Позволять объективно  распределять затраты между видами  продукции; между НП, остатками ГП  на складе и реализованной  продукцией

2. Способствовать принятию  взвешенных решений по изменению  объемов производства и продаж  продукции.

3. Достоверно планировать  предстоящие затраты и контролировать  их уровень.

Таким образом, при разработке системы калькулирования затрат необходимо знать сильные и слабые стороны, а также границы применимости того или иного метода расчета затрат. Например, при нормативном методе учета затрат возникает

проблема избыточного или недостаточного списания косвенных расходов на реализованную продукцию. Однако, этот метод позволяет планировать затраты, а также дает представление о стандартном уровне затрат.

Система калькулирования затрат на предприятии имееттри уровня. На каждом из них методы расчета затрат имеют свои отличительные признаки.

Информация о работе Лекции по «Управлению затратами»