Лекции по «Управлению затратами»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 10:39, курс лекций

Описание работы

Термин "управлениезатратами" как самостоятельное понятие используется в нашей стране сравнительно недавно.
В условиях административно-командной системы:
- интерес к информации о действительных издержках носил достаточно условный характер(жесткая регламентация хозяйственной жизни в условиях централизованно управляемой экономики затратного и государственного ценообразования);
-информация в условиях государственной собственности не могла иметь подлинной значимости и полезности;
-проблемами ценообразования продукции занимались государственные структуры, сами цены устанавливались исходя из совокупных затрат на производство и реализацию продукции.
Поэтому у руководителей предприятий не было реальных стимулов к снижению издержек через управление ими. К сожалению, данная тенденция сохраняется и по сей день, когда рентабельность работы предприятия обеспечивается за счет достаточно высоких отпускных цен, а не за счет экономии в расходовании производственных ресурсов. Однако в современных условиях цену диктуют законы спроса и предложения, таким образом, возникает необходимость достижения такого уровня затрат на производство и реализацию продукции, который был бы ниже возможной рыночной цены, обеспечивая необходимый уровень рентабельности.

Файлы: 1 файл

Kratky_kurs_lektsy_po_d_Upravlenie_zatratami.docx

— 618.05 Кб (Скачать файл)

В соответствии с классификацией затрат в неполную себестоимость вошли:

затраты переменные, зависящие от изменения объема производства продукции (работ, услуг);

затраты простые, т.е. состоящие из одного вида затрат;

затраты основные (производственные), вызываемые функционированием основного производства.

При этом, для составления неполной себестоимости неважно прямые эти затраты или косвенные (дополнительная заработная плата и отчисления на социальные нужды). Главное в этом подходе состоит в том, что ограниченная себестоимость наиболее полно отражает эффективность основного производства.

Другие виды затрат, не вошедших в ограниченную себестоимость, но по своей экономической сущности составляющих часть текущих издержек, возмещаются единой суммой из выручки.

Методы калькулирования себестоимости влияют на форму финансовой отчетности.

Финансовый отчет при использовании метода при использовании метода включения только переменных затрат (директ - костинг). В этом случае на первом этапе рассчитывают маржинальную прибыль как разницу между выручкой от реализации и всеми переменными затратами, а на втором этапе вычитают постоянные затраты и определяют чистую прибыль.

Выручка от реализации

150 ДЕ

Переменные затраты:

 

Основные материалы

50 ДЕ

Основная зарплата

20 ДЕ

Общепроизводственные расходы

5

Итогопеременные производственные затраты 

 

Переменные коммерческие расходы

15

Переменные административные расходы

12

Итого переменных расходов

102

Маржинальная прибыль(выручка – переменные расходы)

48

Постоянные расходы:

35

Производственные

10 ДЕ

Коммерческие

20

Административные

5

Итого постоянных расходов

 

Чистая прибыль

13


 

Преимущества и недостатки.

Директ-костинг

Преимущества:

 

-за счёт сокращения  статей себестоимости, упрощается её планирование, учёт и контроль;

-позволяет детального и качественно анализировать зависимости между производственными затратами (себестоимостью), объемом производства, маржинальным доходом (сумма постоянных расходов и прибыли) и прибылью;

-руководство имеет возможность получить оперативную информацию о том, во что обходится предприятию производство каждого вида продукции и информацию о доходах, не дожидаясь конца месяца.

-контролировать  постоянные затраты.

Недостатки:

-многие виды  затрат не могут быть однозначно  отнесены к категории переменных  или постоянных;

–не даёт ответа на вопрос, сколько стоит продукт, какова его полная себестоимость, тогда требуется дополнительное распределение постоянных расходов в тех случаях, когда необходимо знать полную себестоимость готовой продукции или незавершённого производства;

-ведение учёта  по сокращенной себестоимости  не отвечает требованиям отечественного  бухгалтерского учёта.

 

Третий уровень системы калькулирования затрат.

В зависимости от полноты планирования затрат различают три метода:

-нормативный метод,

- фактический метод

- смешанный (нормальный).

Нормы и нормативы позволяют планировать и прогнозировать будущие расходы предприятия. Чем больше норм и нормативов установлено по всем видам затрат, тем шире горизонт планирования.

Нормативный метод. Все затраты, как прямые, так и косвенные, учитываются по заранее разработанным нормативам. Затем фактические значения сравниваются с теми, которые были рассчитаны по нормам. Отклонения от установленных норм характеризуют эффективность проведенных работ.

При нормативном методе учета затрат весь большой объем работ, связанный с распределением косвенных расходов по видам продукции, осуществляется по мере поступления данных из цехов предприятия в бухгалтерию. По истечении месяца расчеты бухгалтеров сравниваются с фактическими значениями косвенных расходов, зафиксированными в первичной учетной документации. Если есть отклонения, то они ликвидируются. Нормативные ставки распределения косвенных расходов позволяют не откладывать всю работу по распределению затрат на начало следующего месяца, а проводить ее планомерно в течение всего отчетного периода.__

В табл. даны примеры учета отклонений фактических прямых затрат (материалов) и косвенных (общепроизводственных) расходов от величин, запланированных по нормативам при учете затрат по видам выпущенной продукции.

Вид затрат

Нормативное значение

затрат – пример учета

Фактическое

значение затрат

Отклонения

Материалы

(Норма расхода) × (фактический выпуск) = = (10 кг/ед.) ×(100 ед.) = 1000 кг

1050 кг на 100 ед. продукции

Норма расхода материалов не была соблюдена:

перерасход: 0,50 кг/ед.

ОПР

(Нормативная ставка распределения  ОПР) × (фактическое значение базы

распределения) =(2 р./маш-ч) × (50 маш-ч) = 100 р.общепроизводственныхрасходов,отнесенных на данный вид продукции

80 р.

Косвенные расходы отнесены с избытком в 20 р. по отношению к факту. Необходимо этот избыток

сторнировать, чтобы было совпадение с

фактическими затратами.

Сторнирование — термин бухгалтерии, означающий такую обратную книговую запись (статью), которая предпринимается с целью исправления ошибки в сделанной записи.


 

Фактический метод калькулирования затрат.

Учет фактических затрат — это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них. Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее.

Оба метода(фактический и нормативный) направлены на выявление и отражение в конечном счете фактической себестоимости продукции, но первый(фактический)— путем непосредственного учета затрат, а второй — через отклонения от норм (нормативный).

Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях.

Учет фактических затрат на производство строится на таких принципах, как полное и документально оформленное отражение первичных затрат на производство в системе счетов бухгалтерского учета; учетная регистрация их в момент возникновения в процессе производства; локализация затрат по видам производств, характеру расхода, местам возникновения, объектам учета и носителям затрат; отнесение фактически произведенных затрат на объекты их учета и калькулирования; сравнение фактических показателей с плановыми. Применение этого метода позволяет в конечном счете определить фактическую (или «историческую») себестоимость.

Предположим, что первого февраля общепроизводственные расходы заянварь месяц по предприятию составили 100 тыс. р. Эти затраты необходимо распределить между продукцией А и Б.Известно, что на производство продукции А израсходовано 10 000 чел.-ч, а на продукцию Б – 15 000 чел.-ч. Базойраспределения ОПР является время, затраченное на производство продукции. Следовательно, первого февраля можнораспределить затраты января месяца следующим образом:

Суммарные затраты времени на производство продукции (А и Б) 25 000 чел.-ч..общепроизводственные расходы за январь месяц по предприятию составили 100 тыс. р.

продукция А:

25000-100 тыс. р.10 000-х

(100/25 000) × 10 000 = 40 тыс. р.;

продукция Б: (100/25 000) × 15 000 = 60 тыс. р.,

Если бы на предприятии была заранее установлена нормативная ставка распределения ОПР, например, 4 р./чел.-ч (100000 р./25 000 чел.-ч), то работу по распределению затрат можно было бы начать уже в январе месяце. Предположим, 10 января стало известно, что на производство продукции А затрачено 3000 чел.-ч. Следовательно, на эту продукциюнеобходимо отнести 4 × 3000 = 12 000 р. общепроизводственных расходов по состоянию на 10 января и т.д. до конца месяца.

Только первого февраля будет выяснено, имеются отклонения по списанным затратам или нет.

Нормативный метод учета затрат обычно используется на крупных предприятиях, поскольку очень трудно провестивсю работу по распределению затрат в первых числах месяца, следующих за отчетным. На малых предприятиях вполнеоправдан фактический метод учета затрат, поскольку всю работу по распределению затрат можно успеть провести заднимчислом до установленного срока уплаты налогов.

Нормальный (смешанный) метод калькулирования затрат.Материальные затраты и заработная плата основных

рабочих учитывается по факту, а косвенные расходы распределяются по видам продукции по заранее установленнымнормативам.

Выбор между фактическим и нормативным методом учета затрат определяется не только размерами предприятия.

Пример 1. Рассмотрим систему планово-предупредительных ремонтов оборудования на предприятии и попытаемсядать рекомендации либо по применению фактического, либо нормативного метода учета затрат. Предположим, что текущийремонт оборудования осуществляется один раз в квартал, а именно в январе, апреле, июле и октябре. Затраты на проведение одного квартального ремонта – 90 тыс. р.

При фактическом методе учета затрат получается противоречие. В первом квартале все затраты на ремонт будут списаны на продукцию, произведенную в январе месяце. Однако, в феврале и марте оборудование будет работать без поломок благодаря ремонту, осуществленному в январе, но соответствующиезатраты в этих месяцах не будут показаны. Более логичным окажется нормативный метод списания затрат. В этом случаефактические квартальные затраты по ремонту оборудования следует разделить на три части и ежемесячно списывать напроизведенную продукцию по 30 тыс. р.

Пример 2. Какой метод учета затрат следует выбрать в случае взимания платы с населения за отопление жилых домов в городе? При фактическом методе население будет платить за отопление по факту получения услуги, т.е. зимой. Нормативный метод предполагает, что все запланированные годовые затраты на отопление домов следует разделить надвенадцать частей (по количеству месяцев в году) и, таким образом, за отопление придется платить и в летние месяцы. Очевидно, что более правильным будет метод оплаты услуги по факту ее получения.

 

 

Контроллинг как инструмент управления предприятием

Происхождение контроллинга. Определение контроллинга.

Контроллинг – новый инструмент в теории и практике управления, который совмещает в себе элементы бюджетирования, управленческого учета, экономического анализа и управления.

Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для осуществления основных функций управления (менеджмента): планирование, организация, руководство, мотивация и контроль, а также служит вспомогательным инструментом для адекватного понимания ситуации внутри организации для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Причины появления на современных предприятиях контроллинга:

  • повышение нестабильности внешней среды;

  • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

  • реакции на изменения внешней среды;

  • повышение гибкости предприятия;

  • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия;

Контроллинг– это комплексная система, объединяющая управленческий учет, планирование, разработку бюджетов, а также анализ и контроль отклонений фактических результатов деятельности от плановых, поддержку принятия оптимальных управленческих решений.

Контроллинг представляет собой целостную концепцию экономического управления предприятием, которая направлена на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли в условиях рынка.

Цель контроллинга– организовать процесс управления таким образом, чтобы достичь все цели, которые ставит руководство предприятия.

Задачи контроллинга:

1. Создание информационной  системы поддержки принятия управленческих  решений на базе данных, поступающих  из бухгалтерского, производственного  и управленческого учетов.

2. Планирование деятельности  предприятия.

3. Оперативный контроль  деятельности всех структурных  подразделений и всей организации  в целом.

4. Координация деятельности  системы управления организацией.

Основные функции контроллинга:

1. Сбор и обработка  информации на разных «уровнях» системы управления, необходимой для принятия управленческих решений и планирования деятельности организации;

2. Формирование системы  стратегического и оперативного  планирования и поиск информации  для осуществления данного процесса;

3. Координация управленческой  деятельности по достижению поставленных  целей;

4. Разработка методов  контроля по реализации планов (бюджетов);

5. Ведение контроля по  реализации планов (бюджетов);

6. Сбор, обработка информации  в ходе и после реализации  плана, ее анализ и предоставление  руководству организации для  принятия управленческих решений.

7. Обеспечение рациональности  управленческого процесса.

8. Исследование тенденций  развития предприятия в условиях  рыночной экономики.

Таким образом, контроллинг – это инструмент стратегического и оперативного управления предприятием, согласно которому принимаются управленческие решения, ведущие к достижению поставленных целей перед организацией. В основе контроллинга лежит аналитическая работа (анализ поступающей информации в службу контроллинга), сравнение плановых показателей с фактическими, информационное обеспечение, координация работы всех подразделений организации.Функцииконтроллинга зависят от ряда причин: желания руководителя, организационной структуры и т.д.

Информация о работе Лекции по «Управлению затратами»