Методика бухгалтерского учета выпуска готовой продукции в ООО «Подвал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- изучить и систематизировать информацию по теме работы, полученную из различных источников (научная и учебная литература, законодательная база, СМИ и т.п.);
- рассмотреть порядок отражения операций по учету готовой продукции и ее продажи в теоретическом и практическом аспектах;
- оценить качество учета готовой продукции и ее продажи в ООО «Подвал».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 5
1.1 Готовая продукция как объект учета 5
1.2 Цели и задачи бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции 6
1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции 12
2. МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ПОДВАЛ» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 18
2.2 Анализ состояния основных показателей деятельности ООО «Подвал» 21
2.3 Анализ организации бухгалтерского учета на предприятии и его учетной политики 24
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В ООО «ПОДВАЛ» 29
3.1 Документальное оформление и аналитический учет выпуска готовой продукции и ее реализации 29
3.2 Синтетический учет выпуска готовой продукции и ее реализации 36
3.3 Совершенствование бухгалтерского учета готовой продукции и ее реализации 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет готовой продукции.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Второй вариант учета выпуска продукции могут также применять организации, использующие нормативную (плановую) себестоимость. Отклонения фактической от нормативной (плановой) себестоимости при этом списываются на счет 43 «Готовая продукция» или счет 90 «Продажи». Порядок списания отклонений устанавливается самой организацией в учетной политике.

Выпускаемая из производства продукция может оцениваться  по производственной себестоимости, либо по прямым статьям затрат. В первом случае управленческие расходы включаются в производственную себестоимость, во втором - списываются на счет 90 «Продажи».

Завершающей стадией  учета выпуска продукции является отражение данных в журнале-ордере № 10/1 по корреспондирующим счетам и  в разделе 3 журнала-ордера № 10. Данные для этого берутся из ведомостей сводного учета затрат на производство и накопительной ведомости выпуска продукции.

Отпускаемая со склада продукция  оформляется первичными документами. На основании договора поставки и  графика отгрузки продукции выписывается товарная накладная, где указываются покупатель, наименование продукции (изделий), количество продукции, подлежащей отпуску и фактически отпущенной, договорная цена, сумма, стоимость упаковки, оплачиваемой сверх цены на продукцию. После оформления товарная накладная передается на склад.

Таким образом, чтобы  отразить продукцию, работы или услуги реализованными, бухгалтерия должна иметь документы, подтверждающие исполнение договора и в первую очередь переход прав собственности на них. Кроме товарной накладной это могут быть железнодорожные, товарно-транспортные накладные с отметками станции отправления или назначения, коносаменты, акты выполненных работ.

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключениями договорами. В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщики и покупатели, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки,  порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. В международной практике принято дополнительно указывать непреодолимые обстоятельства (форс-мажор), поручительство, гарантии, исполнения договорных условий, порядок возмещения убытков.

 

1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета выпуска и реализации готовой продукции

Концепция бухгалтерского учета - это «основные базовые  принципы, исходя из которых должна формироваться политика бухгалтерского учета и составляться финансовая отчетность».

Сложность и ответственность  задач, решаемых учетом на макро- и микроуровне, обусловливают необходимость наличия  четкой нормативной базы.

По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, которое по традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатывает обязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике, методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составлении отчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, в соответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления и составления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении хозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователей бухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетности предприятиям.

Органы, которые  имеют право регулировать бухгалтерский  учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная  служба страхового надзора. В пределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражению  в бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности, права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию к нему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон «О бухгалтерском учете», положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

Порядок бухгалтерского учета готовой продукции и  товаров установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н (далее - ПБУ 5/01) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 и п. 199 Методических указаний № 119н готовая продукция и товары являются частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченные обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях, установленных законодательством). [8, 19]

В соответствии с ПБУ 5/01 в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

- используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

- предназначенные для продажи;

- используемые для управленческих нужд организации.

В российском учете  среди видов материально-производственных запасов ПБУ 5/01, в частности, выделяет:

  1. Готовую продукцию, являющуюся конечным результатом производственного цикла и предназначенную для продажи.
  2. Товары, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.

Положение не применяется  в отношении:

    • активов, используемых при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 мес. или обычный операционный цикл, если он превышает 12 мес.;
    • активов, характеризуемых как незавершенное производство.

Российской Федерации переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности предполагается производить поэтапно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматривает формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В России все разрабатываемые  положения по бухгалтерскому учету (стандарты) исходят из норм, заложенных в МСФО.

Международные стандарты представляют собой свод правил бухгалтерского учета, информация которого предназначается для представления  различным организациям и лицам, интересующимся результатами деятельности и финансовым состоянием составителя отчетности.

Вместе с  тем концепция реформирования бухгалтерского учета с ориентировкой на МСФО имеет недостаток, заключающийся  в том, что если наши организации  смогут попасть на американский финансовый рынок свободных капиталов, то они вынуждены будут составлять бухгалтерскую отчетность не только на основе МСФО, но и отдельно по нормам GAAP. Необходимо также разрабатываемые ПБУ приводить к сопоставлению их содержания с параметрами и критериями МСФО. Это позволит говорить о гармонизации и стандартизации российского бухгалтерского учета.

Одной из основных закономерностей современного развития российской учетной системы является ее адаптация к западным системам, основанным на международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), которые  определяют общие подходы к формированию показателей отчетности и предлагают варианты учета отдельных средств и операций в организациях.

В международных  стандартах основные вопросы бухгалтерского учета нашли отражение в МСФО «Запасы» (МСФО 2). Порядок же учета производственных запасов в РФ определен Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.

Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 2 определяет запасы как активы:

  • предназначенные для продажи в ходе нормальной деятельности;
  • в процессе производства для такой продажи;
  • в форме сырья или материалов, предназначенных для использования в производственном процессе или при предоставлении услуг.

Согласно стандарту  запасы классифицируются следующим  образом:

  1. Товары, земля и другое имущество, закупленные и хранящиеся для перепродажи.
  2. Готовая продукция, выпущенная компанией.
  3. Незавершенная продукция, выпущенная компанией и включающая сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.

Стандарт не применяется к незавершенным  работам, возникающим в процессе выполнения строительных контрактов, к финансовым инструментам, а также домашнему скоту, продукции сельского и лесного хозяйства, минеральных руд.

На основании  того, что согласно МСФО 2 в запасы входят затраты на оплату труда основного персонала, если фирма работает в сфере услуг, а в ПБУ 5/01 рассматриваются именно материальные запасы, видимо, речь идет о различающихся понятиях. Международный стандарт МСФО 2 «Запасы» регламентирует учет запасов в целом, в то время как ПБУ 5/01 регулирует только вопросы учета материально-производственных запасов.

Нормы ПБУ 5/01 не применяются в отношении незавершенного производства в отличие от МСФО 2, который не применяется только к  незавершенному производству в строительстве.

Не содержит МСФО 2 отдельной нормы, раскрывающей критерии признания активов в качестве запасов. К данной категории активов применяются общие положения признания активов, а именно: существование вероятности притока будущих экономических выгод в компанию и возможность надежной оценки актива. Первый критерий признания не предусмотрен ПБУ 5/01, а в связи с отсутствием в российских нормативных актах определения понятия «активы», соответственно, отсутствуют и общие критерии признания активов.

Согласно ПБУ 5/01 формально признание материально-производственных запасов не связано с наличием у организации права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В то же время это Положение не позволяет четко определить момент признания в бухгалтерском учете запасов как определенного вида активов.

Выполняя же требования международных стандартов, у компании не возникнет проблем, связанных с признанием или непризнанием запасов, поскольку определено понятие  актива и при проверке его существования  право собственности не является первостепенным.

Методы оценки запасов, предусмотренные российским законодательством и международными стандартами, аналогичны. В то же время  МСФО достаточно четко определяют статьи запасов, себестоимость которых  должна быть определена путем специфической  идентификации индивидуальных затрат. В случае если идентификация затрат невозможна, в соответствии с МСФО 2 предпочтительным является метод ФИФО, или средневзвешенной стоимости. Российское же законодательство не устанавливает приоритета какого-либо способа оценки материально-производственных запасов.

Таким образом, отражение в учете запасов по наименьшей из чистой стоимости реализации или себестоимости можно рассматривать как очередной шаг в сторону сближения с международными стандартами финансовой отчетности, т.к. МСФО (IAS) 2 «Запасы»  предполагает именно такой порядок отражения запасов в финансовой отчетности.

Итак, готовая продукция  относится к части материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, являясь конечным результатом производственного  цикла, а также законченными обработкой (комплектацией), активами, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  МЕТОДИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВЫПУСКА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ В ООО «ПОДВАЛ» 

2.1 Организационно-экономическая характеристика организации

Информация о работе Методика бухгалтерского учета выпуска готовой продукции в ООО «Подвал»