Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:43, курс лекций
МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и периодически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным органом Форума фирм является Транснациональный аудиторский комитет (ТАК).
Модуль 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом………..………………………………..3
Модуль 2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………………....16
Модуль 3. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность……….…………23
Модуль 4. Классификация и особенность основных групп стандартов, включая стандарты получения информации о проверяемых объектах, организации аудита и оформления результатов аудиторских проверок…………………..35
Модуль 5. Понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения……………………………………….……………………...………38
Модуль 6. Влияние аудита на достоверность и надежность информационного обеспечения объектов хозяйствования в рыночной экономике..…………….41
Модуль 7. Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным….………………………………………………...50
Модуль 8. Особенности применения международных стандартов к подтверждающему, сопровождающему и целевому аудиту и другим видам аудиторских услуг………………………………………………………………..52
Основные принципы МСА представлены в МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита». К основным принципам МСА стандарт относит основные принципы финансовой отчетности и основные принципы аудита.
К основным принципам финансовой отчетности относится, во-первых, то, что финансовая отчетность, которая является основным источником информации для широкого круга пользователей, должна составляться и представляться ежегодно и удовлетворять информационные нужды этих пользователей. Во-вторых, финансовая отчетность должна составляться либо в соответствии с МСФО, либо с национальными стандартами или иными авторитетными стандартами.
К основным принципам аудита МСА 120 относит разграничение понятий аудит и сопутствующие услуги. Для этого в стандарте приводятся основные показатели, характеризующие аудит и сопутствующие ему услуги, и основные различия между ними (табл. 1).
Таблица. Основные виды аудиторских услуг и их основные характеристики
Показатели |
Аудит |
Сопутствующие услуги | ||
Характер услуг |
Аудит |
Обзорная проверка (МСА910) |
Согласованные процедуры (МСА 920) |
Компиляция (МСА 930) |
Сравнительный уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором |
Высокая, но не абсолютная |
Средняя уверенность |
Уверенность не предоставляется |
Уверенность не предоставляется |
Вид предоставляемого отчета |
Позитивная уверенность по предпосылкам |
Негативная уверенность по предпосылкам |
Факты, отмеченные в результате процедур |
Указание на скомпилированную информацию |
Различия между аудитом и сопутствующими услугами определяются, в первую очередь, целями, которые ставятся перед этими заданиями. Эти цели обусловлены уровнем уверенности, который должны обеспечивать задания. МСА выделяют следующие уровни уверенности:
Цель аудита — выражение мнения о соответствии финансовой отчетности всем основным критериям ее подготовки.
В ходе аудита аудитор должен для формирования мнения об отчетности собирать достаточные и надлежащие доказательства, которые необходимы для обоснованного выражения этого мнения. Мнение аудитора о финансовой отчетности субъекта проверки (клиента) повышает достоверность этой отчетности.
Цель обзорной проверки — выражение мнения по предоставленным процедурам и доказательствам о том, что во всех основных аспектах она соответствует основным критериям подготовки финансовой отчетности.
К обзорной проверке относятся различные запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок, положенных в основу формирования финансовой отчетности и которые являются предметом ответственности руководства субъекта проверки. В ходе обзорной проверки уровень уверенности понижается, поскольку сокращается количество аспектов информации, которые она охватывает.
Цель согласованных процедур — высказывание аудитором мнения о фактах, для выявления которых он был приглашен.
Отчет о согласованных процедурах должен предоставляться только сторонам проверки и не имеет внешнего применения, т.е. используется только аудитором для целей проверки.
Цель компиляция — найм бухгалтера для использования его экспертных знаний. При этом не предполагается, что бухгалтер будет выражать уверенность в отношении финансовой отчетности.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги аудиторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, автоматически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Так, если в Российской Федерации будут утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответствующие международным стандартам, то повысится степень доверия иностранных пользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласно российским правилам (стандартам). Если местные положения противоречат МСА, то организации — члены МФБ должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.
Страны — члены МФБ, желающие принять МСА в качестве своих национальных стандартов, должны составить заявление, определяющее юридическую силу принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране. Если в МСА имеются рекомендации, отличающиеся от нормативных положений, принятых в данной стране, то в пояснения к стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по аспектам, не освещенным в МСА.
Международные стандарты аудита используются по-разному:
- в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.);
- как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);
- принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (США и др.);
- как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международными аудиторскими организациями.
Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности создавались в основном как аналог МСА. На момент принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» имелось 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, из которых 31 документ был создан на основе аналогичных MCA, a остальные разработаны с учетом специфики аудиторской деятельности в России по вопросам, требующим дополнительной регламентации либо обособленного рассмотрения.
Таблица. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности,
не имеющие аналогов среди МСА
Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности |
Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта) |
«Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним» |
Действующими регулирующими
документами аудиторам - заниматься деятельностью, не связанной с аудиторской; - проводить проверку отчетности на предмет ее достоверности, если ранее оказывались несовместимые с проверкой услуги. Правило (стандарт) определяет подробный перечень сопутствующих аудиту услуг, в том числе несовместимых с проверкой |
«Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» |
Наличие внутрифирменных стандартов аудиторской деятельности согласно российскому законодательству является одним из факторов обеспечения качества аудиторских услуг |
«Права и обязанности аудиторск |
Правило (стандарт) регламентировало права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, так как до принятия соответствующего Федерального закона этим аспектам не было уделено должного внимания во Временных правилах аудиторской деятельности |
«Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» |
Поскольку аудит в России находился на стадии становления, данное правило (стандарт) было призвано внести ясность в содержание договоров на оказание аудиторских услуг с учетом специфики предмета договора |
«Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита» |
Частично положения, аналогичные включенным в данное правило (стандарт) аудиторской деятельности, имеются в МСА «Сообщение информации по вопросам аудита лицам, отвечающим за управление» и в Положениях по международной аудиторской практике 1007 «Контакты с руководством клиента». Коренным отличием российского правила (стандарта) является требование предоставления информации в письменном виде. Это побуждает руководство более серьезно отнестись к замечаниям аудитора и исправлению обнаруженных ошибок |
Наименование правила (стандарта) аудиторской деятельности |
Основные причины, обусловившие необходимость разработки правила (стандарта) |
«Образование аудитора» |
Требования к образованию и повышению квалификации аудиторов в России установлены законодательно, поэтому данное правило (стандарт) необходимо для разъяснения вопросов организации обучения претендентов на должность аудитора и аттестованных аудиторов |
Методика «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» |
На современном этапе развития аудита и налогообложения в России имеется существенная потребность в услугах аудиторов, связанных с проверкой налоговых расчетов и других вопросов, связанных с налогами |
Основными причинами разработки правил (стандартов) аудиторской деятельности, не имеющих аналогов среди МСА, являются особенности национального законодательства об аудиторской деятельности в Российской Федерации.
Международные стандарты, согласно которым составляются финансовые отчеты, разработаны одним из комитетов МФБ — Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности. Взаимосвязи международных стандартов отчетности и аудита проявляются в следующих направлениях:
- единство терминологии, применяемой в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартах аудита;
- использование аудиторами МСФО в целом в качестве критерия соответствия проверяемой отчетности установленным требованиям.
Одним из преимуществ, которое обеспечивается МФБ, является общая терминология, используемая в МСФО и МСА. Благодаря этому удается избежать разногласий относительно представления о целях и объектах аудита между аудиторами и представителями аудируемых лиц, отвечающими за подготовку финансовой отчетности.
Если аудируемый субъект
составляет отчетность в соответствии
с МСФО, то при проведении аудита
возникает необходимость в
Таблица. Взаимосвязь МСА и МСФО
Номер и наименование МСА |
Содержание ссылки на документы, разработанные Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности |
МСА 120 «Концептуальная основа Международных стандартов аудита» |
В качестве основ
финансовой отчетности, которым должна
соответствовать проверяемая |
МСА 320 «Существенность в аудите» |
Понятие «существенность» определено в соответствии с «Основами подготовки и представления финансовой отчетности», разработанными Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности |
МСА 550 «Связанные стороны» |
Определения, касающиеся связанных сторон, приведены в МСФО 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Помимо этого, аудитор должен проверить раскрытие в отчетности взаимоотношений и операций со связанными сторонами, перечисленных в МСФО 24. Данное требование не относится к случаям проверки предприятий государственного сектора |
МСА 560 «Последующие события» |
Типология последующих событий определена МСФО 10 «Условные события и события, происшедшие после отчетной даты» |
МСА 570 «Допущение о непрерывности деятельности предприятия» |
Использование
допущения непрерывности |
МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» |
Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности, в качестве которых могут выступать МСФО |
МСА 910 «Задания по обзору финансовой отчетности» |
Заключение по обзору финансовой отчетности должно содержать оценку ее соответствия установленным основам финансовой отчетности, которыми могут быть МСФО |
Аудит финансовой отчетности — это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности. Отчетность должна составляться в соответствии с:
Этому вопросу посвящен МСА 200. Поскольку данный стандарт посвящен общим принципам, регулирующим аудит финансовой отчетности, его нужно рассматривать совместно с МСА 120.
Цель МСА 200 — установление стандартов в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности.
Цель аудита
заключается в выражении
К общим принципам аудита относятся:
- соблюдение Кодекса
этики профессиональных
- проведение и выполнение
аудита с профессиональным
- соблюдение объема аудита, т.е. тех процедур, которые необходимы для достижения целей аудита;
- обеспечение разумной
уверенности, т.е. уверенности
в том, что рассматриваемая
отчетность не содержит
Разумная уверенность формируется у аудитора в процессе накопления аудиторских доказательств, необходимых для формулирования выводов, подтверждающих отсутствие существенных искажений в финансовой отчетности.
Аудиту сопутствуют ограничения, которые носят как субъективный, так и объективный характер. Эти ограничения, влияющие на возможность обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности, могут быть связаны со следующими моментами:
Соответствующий российский
стандарт аудиторской деятельности
«Цели и основные принципы, связанные
с аудитом бухгалтерской