Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:43, курс лекций
МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и периодически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным органом Форума фирм является Транснациональный аудиторский комитет (ТАК).
Модуль 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом………..………………………………..3
Модуль 2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………………....16
Модуль 3. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность……….…………23
Модуль 4. Классификация и особенность основных групп стандартов, включая стандарты получения информации о проверяемых объектах, организации аудита и оформления результатов аудиторских проверок…………………..35
Модуль 5. Понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения……………………………………….……………………...………38
Модуль 6. Влияние аудита на достоверность и надежность информационного обеспечения объектов хозяйствования в рыночной экономике..…………….41
Модуль 7. Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным….………………………………………………...50
Модуль 8. Особенности применения международных стандартов к подтверждающему, сопровождающему и целевому аудиту и другим видам аудиторских услуг………………………………………………………………..52
- представление финансовой информации в полном объеме, четко и честно, на профессиональном уровне.
В российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности отдельный документ отсутствует, но в правиле (стандарте) «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» в разделе «Основополагающие принципы аудита» в качестве таких принципов приведены основные положения этических норм, которые необходимо соблюдать профессионально работающим аудиторам.
МОДУЛЬ 2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита.
Несмотря на то, что финансовый аудит имеет общие принципы и единую концептуальную и информационную основу, различия между типами предприятий и организаций, их спецификой и размерами, предъявляют свои особые требования к проведению аудиторских проверок и к их организации.
Прежде всего, нужно разграничить (по принципу, принятому в России) предприятия и организации, которые концептуально объединяются под названием «общий аудит» и все другие предприятия и организации. К ним в первую очередь относятся банки, страховые и бюджетные организации. Специфика этих сфер деятельности предъявляет свои требования к проведению и организации аудита. Например, по банкам и страховым компаниям она определяется особенностями организации бухгалтерского учета в них, который отличается от общего бухгалтерского законодательства. Нужно отметить, что подобные отличия имеются практически во всех национальных законодательствах по бухучету и аудиту.
На организацию аудита могут также влиять следующие общие факторы:
- размеры предприятия;
- особенности бизнеса;
- особенности организации системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
- особенности законодательства;
- особенности организационной структуры и системы управления аудируемого предприятия;
Все приведенные и другие факторы влияют на процессы планирования аудита, сроки и объемы проверки, цели и направления аудита, состав аудиторов и т.д. Специфика проверяемого предприятия может потребовать привлечения экспертов и дополнительных аналитических процедур, которые могут быть не обязательными в других ситуациях.
Планирование аудита — это разработка общей стратегии и деталей аудиторской проверки. Цель планирования — эффективное и своевременное проведение аудита.
Планирование призвано помочь в правильном распределении работы среди ассистентов аудитора и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:
Элементы общего плана могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством субъекта и его сотрудниками. При разработке общего плана аудита аудитор должен принимать во внимание следующие вопросы:
1. Знание бизнеса клиента (условия отрасли, характеристики субъекта, уровень компетентности руководства).
Программа аудита определяет характер, сроки, объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Это набор инструкций для ассистентов аудитора, а также средство контроля их работы. В программе может быть указано время, отводимое на выполнение процедур.
Общий план и программа аудита должны пересматриваться в ходе аудита по мере необходимости; причины изменений документируются.
Знание бизнеса — общее знание экономики и той отрасли, в которой субъект ведет хозяйственную деятельность, и более конкретное знание методов осуществления этой деятельности клиентом. Разъяснения по поводу понимания аудитором бизнеса клиента имеются в МСА 310 «Знание бизнеса» (в настоящее время МСА 315 «Понимание предприятия и его среды и оценка рисков существенных ошибок»).
Аудитор при проведении проверки финансовой отчетности должен обладать знаниями о бизнесе в объеме, достаточном для выявления событий, операций и методов работы, которые могут существенно влиять на финансовую отчетность, проверку или аудиторское заключение. Эти знания используются:
- при оценке рисков и планировании аудита;
- при рассмотрении аудиторских доказательств;
- для обеспечения лучшего обслуживания клиента.
Уровень знаний, необходимых аудитору при проведении проверки, обычно ниже уровня знаний руководства субъекта, поэтому аудитор не должен стремиться обладать абсолютно всей информацией, доступной администрации клиента.
До заключения договоренности по предварительным сведениям об отрасли, структуре собственности, руководстве и деятельности субъекта определяется возможность обеспечения адекватного уровня знаний о бизнесе для проведения аудита.
Приобретение знаний
— непрерывный и
При повторных проверках собранная ранее информация обновляется и заново оценивается, выявляются изменения, произошедшие после последней проверки.
Источниками сведений об отрасли и субъекте являются:
• предыдущий опыт работы с субъектом и в его отрасли;
• беседы с сотрудниками субъекта, внутренними аудиторами, обзор их отчетов;
• беседы с другими специалистами, работавшими с данным субъектом или в данной отрасли (аудиторы, юристы, отраслевые специалисты);
• беседы с заказчиками, поставщиками, конкурентами;
• посещение зданий субъекта;
• документы хозяйственного, финансового и рекламного характера, подготовленные субъектом.
Аудитор должен следить за обеспечением ассистентов достаточным объемом знаний о бизнесе. Если предоставленной информации недостаточно, ассистенты должны делать дополнительные запросы и делиться полученной информацией с аудитором и другими ассистентами. Аудитор обязан проанализировать, соответствуют ли утверждения в финансовой отчетности знаниям аудитора о данном бизнесе.
В приложении к стандарту
имеются вопросы для
A. Общие экономические факторы:
B. Отраслевые факторы:
C. Анализ субъекта:
Условия договоренностей об аудите согласно МСА 210 устанавливаются в письме-обязательстве о проведении аудита. В данном документе подтверждаются: принятие аудитором задания, цель и масштаб аудита, обязательства аудитора перед клиентом, формы отчетов.
Письмо-обязательство применимо как при аудите финансовой отчетности, так и для сопутствующих услуг. Письмо направляется клиенту до начала проведения аудита. В содержании этого документа обычно раскрываются следующие аспекты:
Аудитор может отразить в письме:
- мероприятия, связанные с планированием аудита (основные элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур);
- перечень ожидаемых от руководства письменных заявлений, сделанных в ходе аудита (о достоверности утверждений, приведенных в отчетности, о наличии связанных сторон и др.);
- предложение о подтверждении клиентом условий договоренности;
- перечень писем или отчетов, которые предполагается составить для клиента;
- основу для исчисления гонорара.
При необходимости в письме оговариваются:
- возможности привлечения других аудиторов и экспертов, внутренних аудиторов, других сотрудников клиента;
- координирование работы с предшествующим аудитором;
- ограничение ответственности аудитора там, где это возможно;
- дополнительные соглашения между аудитором и клиентом.
Если аудитор должен проверить компанию, имеющую филиалы, дочерние общества и т.п., то в адрес руководства этих подразделений тоже может быть направлено письмо-обязательство. При принятии решения о составлении такого письма аудитор учитывает следующие обстоятельства:
- руководящий орган, назначающий аудитора подразделения;
- необходимость составления отдельного заключения по отчетности подразделения;
- наличие требований законодательства, определяющих специфику аудита подразделения;
- объем работы, выполненной другими аудиторами;
- размер доли материнской компании в уставном капитале подразделения и степень независимости руководства подразделения.
При повторных аудиторских
проверках новое письмо-
- неправильное понимание клиентом цели и объема аудита;
- пересмотр или дополнение условий договоренности;
- изменение в составе руководящих органов субъекта или его собственников;
- значительные изменения характера и масштаба деятельности клиента;
- наличие специальных требований законодательства.
Причины возникновения
просьбы клиента к аудитору по
поводу изменения условий договореннос
- изменение обстоятельств, влияющих на необходимость оказания услуги;
- неправильное понимание клиентом характера услуги;
- ограничение объема договоренности, вызванное объективными обстоятельствами.