Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 09:43, курс лекций
МФБ создала объединение фирм, участвующих в оказании аудиторских услуг в международном масштабе — Форум фирм (Forum of Firms), в который вошли представители 23 транснациональных аудиторских фирм. Цель образования Форума фирм — надзор за разработкой нового международного режима регулирования аудита с помощью нового глобального стандарта качества, созданного на основе существующих Международных стандартов аудита и Этического кодекса МФБ. В Форум фирм может вступить любая международная аудиторская компания, которая готова соблюдать стандарты и периодически подвергаться внешнему контролю. Исполнительным органом Форума фирм является Транснациональный аудиторский комитет (ТАК).
Модуль 1. Содержание и порядок использования международных стандартов аудиторской деятельности за рубежом………..………………………………..3
Модуль 2. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита……………………………………………………………………………....16
Модуль 3. Связь международных стандартов с национальными нормативными документами, регулирующими аудиторскую деятельность……….…………23
Модуль 4. Классификация и особенность основных групп стандартов, включая стандарты получения информации о проверяемых объектах, организации аудита и оформления результатов аудиторских проверок…………………..35
Модуль 5. Понятие качества аудиторских проверок, методы его обеспечения……………………………………….……………………...………38
Модуль 6. Влияние аудита на достоверность и надежность информационного обеспечения объектов хозяйствования в рыночной экономике..…………….41
Модуль 7. Соответствие состава и принципов разработки отечественных стандартов международным….………………………………………………...50
Модуль 8. Особенности применения международных стандартов к подтверждающему, сопровождающему и целевому аудиту и другим видам аудиторских услуг………………………………………………………………..52
Цель МСА 400 — установление стандартов и предоставление руководства о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также об аудиторском риске и его компонентах: неотъемлемом риске, риске средств контроля и риске необнаружения.
Аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для оценки аудиторского риска и разрабатывать процедуры, направленные на снижение этого риска до приемлемого уровня.
Аудиторский риск включает три составляющих:
Неотъемлемый
риск — подверженность сальдо счетов или
классов операций искажениям, которые
могут быть существенными по отдельности
или в совокупности при условии отсутствия
необходимых средств внутреннего контроля.
В российском стандарте «Существенность
и
аудиторский риск» данный вид риска называется внутрихозяйственным
риском, поскольку по своей сути является
риском, присущим специфике того или иного
вида деятельности или бизнеса.
Риск средств контроля — это риск того, что искажение, которое может быть допущено в отношении сальдо счетов или классов операций не может быть своевременно устранено или обнаружено и исправлено с помощью действующей на предприятии системы бухучета и внутреннего, контроля.
Риск необнаружения — риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение сальдо счетов или классов операций, которое может быть существенным по отдельности и в совокупности независимо от объема проверки.
Система внутреннего контроля — включает политику и процедуры, принятые руководством субъекта проверки для содействия в реализации целей управления, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение бизнеса: строгое соблюдение политики руководства, обеспечение сохранности активов, предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок, аккуратность и полноту бухгалтерских записей и своевременную подготовку достоверной финансовой отчетности.
Предварительная оценка риска системы контроля проводится после получения представления о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Неотъемлемый риск и риск системы контроля тесно взаимосвязаны.
Система бухгалтерского учета — совокупность задач, процедур и бухгалтерских записей субъекта, применяющихся в целях идентификации, сбора, анализа, расчета, классификации, регистрации, обобщения и отражения результатов хозяйственных событий.
Система внутреннего контроля — это политика и процедуры, принятые руководством субъекта для содействия в реализации целей, предусматривающих упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Эти цели включают:
- строгое следование политике руководства;
- обеспечение сохранности активов;
- предотвращение и обнаружение фактов мошенничества и ошибок;
- точность и полноту бухгалтерских записей;
- своевременную подготовку достоверной финансовой информации.
Функции системы внутреннего контроля выходят за рамки функций системы бухгалтерского учета. Система внутреннего контроля включает в себя контрольную среду и процедуры контроля.
Контрольная среда представляет собой общее отношение, осведомленность и действия руководства, относящиеся к системе внутреннего контроля и ее значимости для субъекта. Контрольная среда сама по себе не обеспечивает эффективности системы внутреннего контроля, она лишь «оболочка», наполненная конкретными процедурами контроля.
Процедуры контроля — политика, процедуры и контрольная среда, созданные руководством для достижения конкретных целей субъекта. К процедурам контроля относятся:
- контроль и утверждение документов;
- проверка арифметической точности записей;
- ведение и проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей;
- подготовка, проведение и утверждение отчетов;
- осуществление контроля над прикладными программами и средой компьютерных информационных систем;
- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников;
- сравнение фактических данных со сметными;
- проведение инвентаризаций имущества;
- ограничение прямого физического доступа к активам и записям.
Аудитору необходимо получить представление:
1) о системе бухгалтерского учета для понимания:
- основных классов операций клиента,
- способа инициирования таких операций,
- значимых бухгалтерских записей, документов и счетов,
- процесса ведения учета и составления отчетности;
2) о контрольной среде — для оценки действий руководства;
3) о процедурах контроля — для разработки плана проверки.
При проверке уделяется внимание только тем элементам систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, которые имеют отношение к информации, используемой в ходе подготовки финансовой отчетности.
Эффективные системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля обеспечивают:
1) доступ к активам, записям, осуществление операций — по разрешению руководства;
2) своевременный учет всех операций в точных суммах, на соответствующих счетах в установленные отчетные периоды;
3) сопоставление учетных данных по активам с фактическими через разумные промежутки времени, принятие мер в отношении обнаруженных расхождений.
Система внутреннего контроля не может быть абсолютно эффективной из-за следующих ограничений:
1. Затраты, связанные с осуществлением контроля, не должны быть выше ожидаемых выгод, поэтому невозможно, например, закрепить за каждым работником отдельного контролера, что привело бы к неоправданному увеличению расходов на оплату труда инспектирующего персонала и вероятному замедлению производственных процессов.
Аудитор получает представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля на основе предыдущего опыта работы с клиентом и следующих процедур:
1) опрос сотрудников и изучение документации об их служебных обязанностях;
2) проверка документов и записей, создаваемых в рамках систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
3) наблюдение за деятельностью и операциями клиента.
Характер, сроки и объем этих процедур зависят от размера и структуры субъекта, уровня существенности, применяемых средств контроля и их документирования, оценки неотъемлемого риска.
Оценка риска системы контроля должна быть высокой, за исключением случаев, когда аудитор уверен в определении эффективности средств контроля или когда он планирует подтвердить свою низкую оценку риска их тестированием. Аудитор документирует полученное представление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта, а также оценку риска системы контроля и в возможно короткий срок информирует руководство клиента о выявленных существенных недостатках этим систем в письменной или устной форме.
Оценка систем бухгалтерского
учета и внутреннего контроля
в государственном секторе
Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором в ходе формулирования выводов, на которых основывается его мнение. К аудиторским доказательствам относятся:
- первичные документы;
- бухгалтерские записи;
- информация, полученная из других источников.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения тестов контроля и процедур проверки по существу.
Тесты контроля — тесты, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Процедуры проверки по существу — это тесты, которые проводятся с целью получения доказательств для обнаружения существенных искажений в финансовой отчетности. Процедуры проверки по существу бывают двух видов:
- детальные тесты операций и сальдо счетов;
- аналитические процедуры.
При получении
аудиторских доказательств
Достаточность — количественная мера аудиторских доказательств.
Уместность — качественная мера релевантности (смысловой нагрузки) доказательств по отношению к конкретным утверждениям и их достоверности.
Тестирование средств контроля проводится для подтверждения оценки риска системы внутреннего контроля, а процедуры по существу — для проверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность, т.е. утверждений руководства, выраженных в явном или неявном виде и содержащихся в финансовой отчетности. Они разделяются на следующие категории:
Доказательства собираются по каждому утверждению, нередко одно доказательство может подтвердить несколько утверждений.
По источникам доказательства делятся на полученные:
- от аудируемого лица — внутренние;
- из других источников — внешние.
По характеру различают следующие аудиторские доказательства:
- визуальные — результаты осмотра, наблюдения;
- документальные
— информация, полученная из бумажных,
электронных и других
- устные — полученные при опросах персонала или в форме заявлений руководства.
При оценке надежности доказательств следует учитывать четыре правила:
Если доказательства, полученные из разных источников, противоречат друг другу, аудитор должен провести дополнительные процедуры с целью выяснения реального состояния дел.
Если имеются серьезные сомнения по поводу существенного утверждения, аудитор должен получить достаточные и уместные доказательства для устранения таких сомнений. Если это не удается, то он должен выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения.
МСА 500 «Аудиторские доказательства» устанавливает следующие процедуры получения доказательств:
1. Инспектирование — проверка записей, документов или материальных активов. В ходе инспектирования можно получить аудиторские документальные доказательства разной степени надежности:
- созданные третьими сторонами и находящиеся у них;
- созданные третьими сторонами, но находящиеся у субъекта;
- созданные субъектом и находящиеся у него.
2. Наблюдение — изучение процессов или процедур, выполняемых другими лицами.
3. Запрос и подтверждение — поиск и получение информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами субъекта. Запросы могут быть письменными или устными.
4. Подсчет — проверка точности арифметических расчетов либо выполнение самостоятельных расчетов.