Международные стандарты аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:08, курс лекций

Описание работы

До начала XX века число научных источников по проблемам аудита было незначительным. В частности, в США использовались лишь источники, изданные в Англии. Поэтому первым и актуальным до настоящего времени научным трудом в этой области знаний было издание Р.Х. Монтгомери книги «Аудит: теория и практика». Ее появление было обусловлено прежде всего отличием американской практики аудита от английской, применяемой в США аудиторами, которые получили образование в Великобритании до рубежа XX столетия.
В первые годы XX века заинтересованные пользователи бухгалтерской (финансовой) информации считали балансовый отчет основным показателем надежности любого экономического субъекта (компании, фабрики и пр.). По этой причине все аудиторы изначально уделяли особое внимание именно данной отчетной форме. Первое официальное постановление об аудите в США, подготовленное Американским институтом бухгалтеров-экспертов, было посвящено «аудиту балансов» и опубликовано в 1917г.

Файлы: 1 файл

международные стандарты аудита.курсовая doc.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Аудиторское заключение по обобщенной отчетности должно включать следующие основные разделы.

Название. В нем целесообразно выделить термин «независимый», позволяющий отличить аудиторский отчет от иных отчетных документов.

Адресат указывает на заинтересованного пользователя, которому представляется данный отчет по специальному аудиторскому заданию.

Абзац раскрывает сведения о проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, являющейся основой для формирования обобщенной отчетности.

Ссылка на дату аудиторского заключения по полной бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторское мнение о ней.

Абзац, отражающий мнение аудитора о соответствии обобщенной информации данным, содержащимся в полной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Если при этом основное аудиторское заключение модифицировано, но обобщенная отчетность удовлетворяет аудитора, то он обязан сделать эту оговорку в аудиторском отчете.

Сведения, отражающие пояснения к обобщенной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в которых раскрыта необходимость использования такой отчетности в совокупности с полной.

Дата отчета.

Адрес аудитора.

Подпись аудитора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Аудит прогнозной финансовой информации

Одной из важнейших функций  управления является прогнозирование, которое практически всегда предшествует планированию и имеет своей целью снижение всевозможных рисков и неопределенностей при принятии тех или иных управленческих решений.

Под прогнозом следует понимать научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей достижения этого состояния, основанное на допущениях, связанных с будущими событиями, которые, по различным предположениям, возможно будут иметь место, а также с действиями, которые необходимо предпринять на текущий момент времени (на дату подготовки прогнозной информации).

Процесс подготовки прогнозной информации называется прогнозированием. Оно отвечает главным образом на два альтернативных вопроса:

  • что вероятнее всего произойдет в будущем?
  • что необходимо осуществить в текущий момент для достижения установленного состояния прогнозируемого объекта?

При проведении аудиторской проверки прогнозной финансовой информации аудитору необходимо:

  • оценить обоснованность действий, на которых основывается прогнозная информация;
  • оценить согласованность допущений с назначением прогнозной информации;
  • дать оценку надлежащей подготовке прогнозной финансовой информации на основе принятых допущений;
  • определить, все ли допущения, применяемые руководством экономического субъекта при прогнозировании, раскрыты и являются ли они наилучшими оценками или лишь гипотетическими допущениями;

• установить, использовались ли при подготовке прогнозной финансовой информации постулаты, соответствующие принципам бухгалтерского учета, которые применялись при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующие отчетные периоды.

За подготовку прогнозной финансовой информации отвечает руководство  экономического субъекта. Однако аудитор может получить задание о проверке этой информации с целью повышения степени доверия к ней.

Таким образом, аудитор  не может выразить мнения о возможности достижения именно тех результативных показателей, которые содержатся в прогнозной финансовой информации. Иными словами, МСА 810 «Исследование ожидаемой финансовой информации» рекомендует аудитору при подготовке отчета по поводу обоснованности принятых при формировании прогнозной финансовой информации допущений исходить из собственного мнения с определенной долей профессионального скептицизма в отношении достаточной степени уверенности в этих допущениях.

Принимая задание по аудиторской проверке прогнозной (т.е. ожидаемой) финансовой информации, аудитор должен:

  • определить назначение проверенной информации (служит ли она для внутреннего, т.е. ограниченного, использования или для любых заинтересованных в ней пользователей, т.е. для общего использования);
  • оценить характер допущений (это наилучшие оценки или гипотетические допущения);
  • определить состав элементов, включаемых в информацию;
  • установить временные рамки (время упреждения) прогнозной финансовой информации.

Все перечисленные вопросы  аудитор отражает в письме о задании, направляемом руководству экономического субъекта перед началом проведения аудита прогнозной финансовой информации. В этом письме также раскрывается ответственность руководства экономического субъекта за принимаемые им допущения и предоставляемую аудитору для проверки первичную информацию.

Перед началом аудиторской проверки аудитор должен ознакомиться с деятельностью экономического субъекта для уточнения того, что все существенные допущения были выявлены. Он может отказаться от выполнения аудиторской проверки прогнозной (финансовой) информации, если принятые руководством экономического субъекта допущения не реальны или если эта информация не отвечает своим целевым установкам.

На данном этапе аудиторской  проверки аудитору необходимо прежде всего ознакомиться с процессом  подготовки руководством экономического субъекта прогнозной финансовой информации. С этой целью следует оценить:

  • систему внутреннего контроля экономического субъекта, ориентированную на процесс прогнозирования;
  • характер подготовленной руководством экономического субъекта документации, подтверждающей сделанные им допущения;
  • степень использования тех или иных методов прогнозирования;
  • степень применения компьютерной техники;
  • методы, применяемые при разработке допущений;
  • точность прогнозной финансовой информации, подготовленной в предыдущие периоды, и причины возникших существенных отклонений.

Аудитор должен оценить  степень достоверности бухгалтерской (финансовой) информации за предшествующие проверке периоды, для того чтобы наилучшим образом определить, применялась ли в прошлом та же основа формирования аудируемой прогнозной (ожидаемой) финансовой информации, что и при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, это дает возможность установить точку отсчета для оценки допущений, применяемых руководством экономического субъекта.

Аудитору следует помнить, что период, охватываемый прогнозной финансовой информацией, не должен превышать временные рамки, позволяющие руководству экономического субъекта разумно оценивать ситуацию. Кроме того, существует целый ряд факторов, оказывающих непосредственное и при этом весьма существенное влияние на данный период. К ним относятся:

  • операционный цикл экономического субъекта;
  • степень надежности применяемых допущений;
  • потребности заинтересованных пользователей.

Аудитору необходимо получить от руководства экономического субъекта письменное заявление относительно предполагаемого использования прогнозной финансовой информации, полноты существенных допущений и признания ответственности за предоставленную информацию.

На этапе аудиторской  проверки прогнозной финансовой информации аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства того, что:

  • эта информация носит лишь информативный характер, т.е. раскрывается для дополнительного информирования заинтересованных пользователей;
  • учетная политика раскрыта надлежащим образом;
  • все применяемые руководством экономического субъекта существенные допущения адекватно раскрыты в примечаниях к прогнозной финансовой информации;
  • указана конкретная дата подготовки прогнозной финансовой информации;
  • уровни ряда отражены ясно и объективно;
  • указаны любые изменения в учетной политике, произошедшие после даты ее формирования, а также раскрыты все причины этих изменений и их влияние на прогнозную финансовую информацию.

Согласно МСА 810 в отчете (заключении) о прогнозной финансовой информации обязательно должны быть раскрыты следующие основные элементы (разделы):

  • название;
  • адресат;
  • абзац, содержащий сведения о проверенной прогнозной финансовой информации;
  • ссылка на Международные стандарты аудита или соответствующие национальные стандарты, применяемые к аудируемой прогнозной информации;
  • абзац, содержащий заявление о том, что руководство экономического субъекта несет ответственность за проверенную прогнозную финансовую информацию и допущения, применяемые при ее формировании;
  • сведения о цели и (или) ограниченном применении прогнозной финансовой информации. Данный раздел содержит предупреждение пользователям об ограниченном, т.е. конкретно целевом, использовании проаудированной информации подобного вида;
  • абзац, раскрывающий информацию о том, что применяемые руководством аудируемого экономического субъекта допущения не могут быть приемлемыми при формировании прогнозной финансовой информации, если это выявлено в ходе аудиторской проверки;
  • мнение аудитора по поводу надлежащей подготовки прогнозной финансовой информации и представлении ее в соответствии с общепринятыми основами бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оговорка аудитора о степени вероятности достижения тех результатов, которые раскрыты в прогнозной финансовой информации;
  • дата отчета, которая является датой завершения аудиторской проверки прогнозной финансовой информации;
  • адрес аудитора;
  • подпись аудитора.

МСА 810 допускает выражение  аудитором мнения с оговоркой  или отрицательного мнения, если он считает, что представление и раскрытие прогнозной финансовой информации не отвечает общепринятым требованиям.

В случае, когда одно или несколько существенных допущений не являются, по мнению аудитора, приемлемой основой для подготовки прогнозной финансовой информации, он должен выразить отрицательное мнение или отказаться от самой проверки. При ограничении объема аудиторской проверки аудитор должен отказаться от аудита или от выражения мнения и представить соответствующее описание вышеуказанного ограничения в итоговом отчете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обзор бухгалтерской (финансовой) отчетности

Одним из видов сопутствующих  аудиту услуг является обзорная проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности. МСА 910 «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности» регламентирует весь перечень требований как к аудитору при выполнении им соответствующего обзора бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и к форме аудиторского заключения, выдаваемого аудитором по его завершении.

Важно помнить, что МСА 910 может быть применим не только к  заданиям по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и к обзорной проверке иной необходимой заинтересованным пользователям информации.

Под целью обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности следует понимать предоставление аудитору возможности констатировать, опираясь на проведенные аудиторские процедуры, обнаружил ли он факты, позволяющие полагать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность сформирована не в соответствии с общепринятыми основами (МСФО) во всех существенных аспектах (негативная уверенность).

Выполняя задание по обзорной проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудитор, как и при аудите, обязан соблюдать основополагающие этические принципы.

Кроме того, согласно принципу профессионального скептицизма при выполнении задания по обзору аудитор не должен исключать вероятность наличия отдельных обстоятельств, вызывающих весьма существенные искажения результативных показателей, приведенных в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Принимая задание на проведение обзора, аудитор должен согласовать все необходимые условия его выполнения и отразить их в письме о задании. Письмо о задании, направляемое руководству экономического субъекта, практически подтверждает согласие аудитора на оказание данного вида услуг и дает возможность избежать неправильных трактовок в отношении цели, объема обзорной проверки, обязанностей аудитора, ответственности руководства экономического субъекта за сформированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формы и содержания заключения.

Информация о работе Международные стандарты аудита