Налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:25, дипломная работа

Описание работы

Целью написания дипломной работы является изучение учета и контроля расчета по НДС.
Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть механизм уплаты НДС, технологию учета НДС;
- проанализировать действующую практику исчисления и взимания налога на добавленную стоимость на предприятии ООО «Амур Нова Компани».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Теоретические основы налога на добавленную стоимость в РФ
1.2. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС
1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а также иных средств облагаемых НДС
1.4. Судебно - бухгалтерская экспертиза и контроль
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Амур Нова Компани"
2.2. Общая характеристика введения бухгалтерского учета на предприятии
2.3. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета НДС
III. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Диплом НДС.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

I. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Теоретические основы  налога на добавленную стоимость  в РФ

 

1.2. Нормативное правовое  регулирование учета расчетов  по НДС

 

1.3. Порядок ведения бухгалтерского учета объектов налогообложения, а также иных средств облагаемых НДС

 

1.4. Судебно - бухгалтерская экспертиза и контроль

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»

 

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО "Амур Нова Компани"

 

2.2. Общая характеристика  введения бухгалтерского учета  на предприятии

 

2.3. Изучение и оценка  системы бухгалтерского учета  НДС

 

III. НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ НДС В ООО «АМУР НОВА КОМПАНИ»

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Библиографический список

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время НДС – один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания, как следует  из названия, является добавленная  стоимость, создаваемая на всех стадиях  производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг. 

НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования налога на добавленную стоимость действующий  механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность выбранной темы.

Как известно, НДС является вторым по значимости после налога на прибыль налогом, уплачиваемым предприятиями и организациями. Вопросы его исчисления и уплаты привлекают к себе пристальное внимание многих отечественных экономистов и широко обсуждаются на страницах периодической печати.

Целью написания дипломной работы является изучение учета и контроля расчета по НДС.

Для реализации цели требуется решение  ряда задач:

- изучить сущность и понятие  налога на добавленную стоимость;

- рассмотреть механизм уплаты  НДС, технологию учета НДС;

- проанализировать действующую  практику исчисления и взимания  налога на добавленную стоимость  на предприятии ООО «Амур Нова Компани».

Объектом исследования является предприятие  ООО «Амур Нова Компани».

Предметом исследования является система налоговых отношений между налогоплательщиками и государством при налогообложении.

Информационную базу исследования при написании работы составили законодательные и нормативные акты по вопросам налогообложения НДС в Российской Федерации, бухгалтерская отчетность предприятия.

 

 

I. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Нормативное правовое регулирование учета расчетов по НДС

Глава 21 НК РФ устанавливает  законодательные основы для расчета  и уплаты НДС.

НДС представляет собой  форму изъятия в бюджет части  добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях процесса производства, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются  предприятия, организации, имеющие  статус юридического лица и индивидуальные предприниматели при наличии  объектов налогообложения. Если их выручка  от реализации товаров не превышает сумму, установленную НК РФ, то в соответствии со ст. 145 НК РФ они имеют право на освобождение от уплаты налога.

НДС взимается с выручки  от реализации  товаров, материальных ценностей, работ и услуг, в налогооблагаемую базу включаются также суммы авансов и предоплаты под поставку товаров, оказания услуг.

Начисление налога производится независимо от формы расчетов и характера осуществления реализации. В частности не имеет значения форма расчетов: производятся ли они посредством денежных средств, путем прямого товарообмена (бартера), с частичной оплатой. В случае передачи имущества безвозмездно уплата налога производится передающей стороной. Если оплата производится за счет государственных средств, то это также не влияет на вопрос включения этой операции в налогооблагаемый оборот. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения.

Учет налога на добавленную  стоимость, подлежащего уплате поставщикам, ведется на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», НДС, начисляемый от реализации продукции, товаров, работ, услуг, учитывается на счете 68 «Расчеты с бюджетом» по субсчету «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»: по кредиту учитывается начисление налога, по дебету – налоговые вычеты.

Таким образом, необходимо проверить правильность отражения  в учете сумм НДС, полученных (начисленных) с оборотов по реализации и других объектов налогообложения, а также сумм НДС, уплаченных поставщикам ТМЦ.

Не подлежит налогообложению  предоставление арендодателем в  аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Не подлежит налогообложению  реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утверждаемому  Правительством Российской Федерации:

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета.

3) услуг по уходу  за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию  детей в дошкольных учреждениях,  проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания,  непосредственно произведенных  студенческими и школьными столовыми,  столовыми других учебных заведений,  столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию  архивов, оказываемых архивными  учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке  пассажиров.

Полный перечень операций приведен в ст.149 НК РФ. Налоговая  база (ст.153) при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговый период (в том  числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал ст. 163 НК РФ. В соответствии со ст.164 налоговыми ставками по НДС является 0 %, 10 %, 18 %.

  1. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическое поступление их.

Вычетам подлежат суммы  налога, предъявленные налогоплательщику  при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 168 главы 21 Налогового кодекса  РФ предприятия при реализации товаров (работ, услуг) выставляют соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 «Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж» утверждены: типовая форма счета-фактуры, порядок ведения журналов учета счетов-фактур, форма книги продаж и книги покупок и требования к их ведению.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса РФ, производятся только на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих принятие этих товаров (работ, услуг) к учету.

В статье 169 Налогового кодекса РФ определен минимум  требований к оформлению счет-фактуры, который необходимо выполнить, чтобы применить вышеуказанный налоговый вычет по НДС. Кроме того, вышеуказанной статьей определена обязанность каждого налогоплательщика по осуществлению регистрации выписанных счетов-фактур покупателям в книге продаж, а полученных от поставщиков - в книге покупок. К книгам обеих форм предъявляются общие требования: они должны быть прошнурованы, их страницы пронумерованы и скреплены печатью предприятия; книги подлежат хранению в течение 5 лет. Контроль за правильностью ведения осуществляет руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Книги являются налоговыми регистрами и ведутся с целью обеспечения получения полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары, работы и услуги - на основе книги продаж и подлежащему налоговому вычету -  на основе книги покупок.

При учете момента  определения налогооблагаемой базы по мере отгрузки  НДС начисляется со стоимости товаров, работ, услуг переход права собственности к покупателю, по которым осуществлен в данном налоговом периоде. В книге продаж регистрируются в хронологической последовательности выписанные счета-фактуры, предъявленные покупателям.

Таким образом, итоговые суммы по начислению НДС за налоговый  период определяются по итогу книги продаж за соответствующий период. Кроме того, в книге продаж  должны быть зарегистрированы и авансовые, а также прочие поступления средств, если их получение связано с реализацией товаров, работ, услуг.

  1. При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически предъявленные налогоплательщиком, которые исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации), переданного в счет их оплаты. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 166-ФЗ, от 22.07.2005 N 119-ФЗ, от 28.02.2006 N 28-ФЗ).

Сумма НДС, полученная от покупателей, учитывается по К 68 счету с оборотов по реализации продуктов, работ, услуг и иного имущества предприятия, а также со всех сумм, получаемых предприятием, если это получение связано с расчетами по оплате товара Д 90,91- К 68 (журнал-ордер № 8). 

Суммы НДС, уплачиваемые поставщикам, учитываются по Д 19, а затем после оприходования товарно-материальных ценностей списываются в уменьшение задолженности перед бюджетом Д 68- К 19. Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате поставщикам и подрядчикам за приобретенные у них материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги производственного значения, отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». С 2006г. вычетам подлежат суммы НДС, только предъявленные продавцом налогоплательщику, без условий оплаты  упомянутого НДС. В случае использования материальных ценностей, работ, услуг для непроизводственных целей сумма НДС, приходившаяся на эти ценности (работы, услуги) восстанавливается как задолженность бюджету.

Для того чтобы предприятие  имело право зачесть сумму  НДС, уплаченную поставщикам, необходимо, чтобы сумма НДС в документах, принятых к оплате, была выделена отдельной строкой.

Если сумма НДС в  первичных и расчетно-платежных  документах не выделена отдельной строкой либо не указано, что сумма без НДС, банки не должны принимать к оплате.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость как инструмент налогового регулирования экономики